Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель:
- ознакомить детей с одним из видов природных ископаемых (минералы);
- упражнять в составлении рассказа-описания по схеме.
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- закреплять в речи детей звуки [Р] - [Р’] в слогах, словах, предложениях, связной речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память);
- развивать общую и мелкую моторику.
- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство сопереживания умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_zvukov_r.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Василек»
Литературный вечер
«Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]»
в группе старшего дошкольного возраста
«Звездочки»
Воспитатель: Герасичик Р. Г.
г. Сургут
2016 год
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]»
Дата проведения: 21.04.2016
Кол-во воспитанников: 16
Цель:
- ознакомить детей с одним из видов природных ископаемых (минералы);
- упражнять в составлении рассказа-описания по схеме.
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- закреплять в речи детей звуки [Р] - [Р’] в слогах, словах, предложениях, связной речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память);
- развивать общую и мелкую моторику.
- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство сопереживания умение работать в коллективе.
Конспект занятия
1 Организационный момент.
Ребята вы любите ходить в гости? Узнать у каждого ребёнка к кому он любит ходить. Мы сегодня с вами отправимся погостить, а к кому вы должны угадать, послушав мою загадку.
У МЕНЯ НЕТ РУК И НОГ,
САМ Я ТОНКИЙ КАК ШНУРОК.
ДЛЯ ЛЮБОГО РЫБАКА
Я НАЖИВКА ДЛЯ КРЮЧКА.
(ЧЕРВЯК)
Молодцы угадали. Это червяк, но не простой, а дождевой зовут его Корней Корнеич. Ребята, а что вы знаете о дождевых червяках? (Где они живут? Чем питаются? Какую пользу приносят людям?) Вот и Корней Корнеич живет под землей, он любит и умеет рыть тоннели, может починить любой сложный механизм, в его норе хранится много совершенно удивительных вещей. А каких, мы с вами сейчас узнаем. Ну, что отправляемся в путь.
(Дети пролезают через обруч).
2 Артикуляционная гимнастика.
Ребята смотрите вот и Корней Корнеич, он так похож на шахтёра. А кто такие шахтёры? (Люди, которые работают глубоко под землёй). Какие инструменты им необходимы для работы?
Лопата - «ЛОПАТОЧКА»; Молоток - «МОЛОТОЧЕК» ими они стучат как дятлы - «ДЯТЕЛ»; надевают на голову каску, как шляпки у грибов – «ГРИБОЧЕК», а ещё мы можем услышать мотор отбойных молотков «МОТОР». Большой молоток работает РРРРР (какой звук издаёт большой молоток - твёрдый), а маленький молоточек РЬ РЬ РЬ (мягкий). Молодцы!
3 Характеристика звука.
Давайте вспомним, в каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р] - [Р’]? Где находится язык? Что происходит с язычком? (дрожит-вибрирует) Какой звук [Р] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синем кружком, а звук [Р’]- согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным кружком. Чем звук [Р] отличается от [Р’] ?
Ребята смотрите Корней Корнеич улыбается, вы так много рассказали ему о звуках Р и РЬ, ему захотелось познакомить вас со своими друзьями червячками (детям предлагается пройти на ковёр, сесть в кружок).
4 Выделение звуков [Р], [Р’] среди других звуков.
Смотрите сколько их, и все такие разные (круглые, пластмассовые, спиральные, деревянный, прямые, поролоновые). Давайте мы поиграем с ними – игра «Червячки». Я вам буду называть звуки. Если вы слышите звук [Р], тогда берёте круглого червячка и разворачиваете его, если [Р’] тогда берёте прямого и сворачиваете, если любой другой звук то тогда берёте поролонового или деревянного червячка и катаете им по ладошкам. Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше (детям предлагается сесть за столы).
5 Выделение звуков [Р], [Р’] в слогах.
Ребята смотрите, на двери весит замок. Чтобы попасть в следующую комнату нужно найти ключ. А для этого вам необходимо поймать слоги со звуком [Р] и [Р’]. Игра «Весёлые ладошки» (детям предлагается поймать слоги, хлопнув в ладоши, со звуками [Р], [Р’] из ряда слогов). Молодцы! А вот и ключ.
6 Выделение звуков [Р], [Р’] в словах, дифференциация звуков.
Смотрите Корней Корнеич одел свою каску, наверное, он собрался добывать драгоценные камни. Люди, какой профессии добывают драгоценные камни, самоцветы? (геологи, шахтёры), а где они их добывают? (в шахтах, на поверхности земли). Вот и мы с вами поможем Корней Корнеичу добыть немного камней. Но сначала мы рассмотрим эти камни, вспомним их название. (Рубин, изумруд, бриллиант, сапфир, бирюза, янтарь). Какой мы слышим звук в слове? (твёрдый, мягкий). Где находиться звук [Р], [Р’]? (в начале, середине, конце слова). Игра
«Лунтик» - развивающие занятия для малышей (далее детям предлагается отправиться в следующий тоннель – пройти на ковёр).
7 Физ. Минутка.
Песенка Е.Железновой «Раз, два, три». Все червячки убежали от вороны? (детям предлагается пройти за столы).
8 Автоматизация звуков в предложениях.
Давайте мы посчитаем, сколько червячков убежало.
От вороны уполз один червячок. От вороны уползли два червячка. От вороны уползли три червячка и т.д. (четыре червячка, пять червячков, шесть червячков, семь червячков, восемь червячков, девять червячков, десять червячков). Молодцы! Теперь нам пора возвращаться на поверхность земли (детям предлагается пройти через обруч).
9 Автоматизация звука в связной речи.
Ребята вам понравилось у Корней Корнеича. Он решил подарить вам на память свои фотографии. Расскажите, какой Корней Корнеич на ваших фотографиях. А чтобы ваш рассказ получился интересным, я вам раздам вам волшебные карты (схемы). Дети составляют рассказ-описание.
Итог: Вы такие молодцы. И с этим заданием справились. Фотографии Корнея Корнеича вы можете забрать себе, а дома рассказать мамам и папам где вы сегодня были. А ещё я попрошу вас нарисовать дома, камень, который вам больше всего понравился. С помощью родителей написать его название, и цветовой схемой обозначить твёрдость или мягкость звука [Р].
На сегодня наше путешествие завершено, до свидание ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....
Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...
Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала
Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...
Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".
Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации звука [Р]» и «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']» служат до...
«Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков»
Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков помогают формировать и стимулировать у детей речевые высказывания, разнообразить учебный процесс, п...
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...
Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].
quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....