Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста на тему :"Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми среднего возраста.
ТЕМА: «Весна»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: закреплять знания детей об отличительных признаках времен года;
Задачи:
- обогащать предметный словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы и т. д.);
- упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;
- учить составлять связный повествовательный рассказ о весенних изменениях в природе с опорой на схему.
Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных картинок с изображением птиц, цветов, насекомых, животных; схема для составления рассказа о временах года.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, в наш детский сад пришло письмо. Адресовано нашей группе. Давайте вместе откроем его. (Открывает письмо)
Ребята, оно от ребят из далекой страны Бразилии. В Бразилии все время жаркое лето и не бывает весны. Ребята просят вас рассказать им что же такое весна. Расскажем?
Игра «Куда пришла весна?»
Дети делятся на подгруппы: «город», «поле», «лес». Задание: рассказать о приметах весны только «на своей территории».
Воспитатель: Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)
Игра «Умозаключения».
- Почему поздней весной не бывает ледохода?
- Почему ранней весной не цветет яблоня?
- Откуда появляются ручейки?
- Сейчас на улице весна, потому что…
Воспитатель: Скажите со словом «весенний(-яя, -ее)»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»? Физкультминутка. Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сдувает росу. В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной? Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края. Подберите побольше определений к слову «птица». Расскажите о скворце, ласточке, журавле (подгруппами), используя названные вами слова-определения. (Дети составляют распространенные предложения с однородными определениями.)
Послушайте знакомую уже вам мелодию П.И. Чайковского (сборник «Времена года») и покажите пластический этюд «Как просыпается цветок?». Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Почему он так называется? Мы вновь разделимся на подгруппы: «лес», «сад», «луг» — и разложим картинки цветов по месту их произрастания. Какая из групп справится быстрее и без ошибок?
Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.) Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом): ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь): Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох)?! Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.
Воспитатель: Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе — солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»
- Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
- Весной тает снег, появляются проталины.
- Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
- Весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко.
- Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.
Воспитатель: Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?
- Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
- Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
- Весной появляются подснежники.
- Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).
Воспитатель: Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.
- Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
- Весной заяц меняет белую шубку на серую.
- Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
- Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.
Воспитатель: Следующая картинка схемы — одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.
Зимняя одежда для детей:
- зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т.д.
Весенняя одежда для детей:
- куртки, плащи и резиновые сапоги, шапочки, туфли, жилетки и т.д.
Воспитатель: Таким образом, мы составили большой и полный рассказ о весне. Все это я запишу на листе бумаги, а вас, ребята, я прошу нарисовать весну в любой технике, по вашему выбору. Мы отправим письмо и ваши рисунки нашим друзьям в Бразилию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема «Передача «Детская инструкция в кафе»
Материал разработан совместно с логопедом. Занятие интегрированное. Программное содержание прописано с учетом образовательных областей....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме "Теремок"
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по сказке "Теремок"....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.
Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Моё настроение»
Конспект предназначен для ознакомления детей с различными способами управления и регуляции настроения....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста Тема «Что такое дружба»
Конспект предназначен воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение к сверстникам...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности на тему « Игра-путешествие по Санкт-Петербургу»
Начинать патриотическое воспитание надо еще в дошкольном возрасте. Вкдь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вы...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Каша для Незнайки" (лексическая тема «Продукты питания»)
Основой данной образовательной ситуации- является системно-деятельностный подход и образовательная технология"Ситуация", которую мы успешно применяем в своей педагогической деятельности.Данн...