Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие» По теме: «Кто-то, где-то»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие»
По теме: «Кто-то, где-то»
Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие»
По теме: «Кто-то, где-то»
Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.
Программное содержание:
Образовательные задачи : Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.
Развивающие задачи : Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных) .
Воспитательные задачи : Воспитывать возможности по развитию сюжета.
Работа со словарем: учить детей подбирать прилагательные к существительным.
Методы и приемы: словесные: художественное слово, беседа, объяснение, наглядные: небольшие сюжетные картинки про животных, ,
практические: игровой прием, оценка,
Словесная работа: Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам») .
Предварительная работа: художественное слово, беседа, объяснение, небольшие сюжетные картинки про животных, игровой прием.
Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик) ; картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.
.
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».
Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет! » (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе) .
Речевая разминка
1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?
2. Назови профессию Айболита?
3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?
4. Кто лучший в мире крокодил?
5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?
6. У лисы – ледяная, а у зайца -?
7. Какая фамилия у Кощея?
8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?
10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?
11. Воздушный транспорт ведьмы?
12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?
13. На чём путешествовал Емеля?
14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?
15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?
16. Кто был ростом с пальчик?
17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?
II. Основная часть
Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках? » (индивидуальные ответы детей) .
Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».
Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.
- Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими») .
Игровое упражнение «Кто какой»
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.
медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;
лиса – хитрая, рыжая;
ёж – маленький, колючий, серый;
белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;
заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;
цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;
щенок – весёлый, быстрый, шустрый;
рыба – маленькая, быстрая, подвижная.
Словарь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».
Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».
Игра «Отгадай, кто? »
Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного) ».
- плавает в воде (рыба) .
- бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок) .
- прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок) .
- прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка) .
- рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь) .
Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам») .
Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок? » (ответы детей) .
Примерные ответы детей:
В сказке «Колобок» события происходили в лесу.
В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.
В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.
В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.
В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.
В сказке «Репка» события происходили на огороде.
В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине) .
Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».
Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать? ».
Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.
Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.
Далее логопед даёт задание нескольким детям составить свой рассказ, выбрав самостоятельно героя и место (выставить выбранные картинки на доску, в котором будет разворачиваться событие.
III. Итог занятия
Педагог: «Чем мы сегодня занимались? » («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных») .
- Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей) .
- В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее») .
Оценка работы детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия для детей старшей группы для расширения и закрепления знаний о перелетных птицах....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию на тему: «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка»
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умение объединять их по разным признакам.Задачи:Образовательные:1. Развитие диалогической ...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто». (Подготовительная группа) С использовани
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского,...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказочной карте»
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по воспитанию любви к родной стране, формированию представлений о культуре своего народа....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко
Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко
Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....