Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему « Матрешка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Никитина Наталья Аркадьевна
Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.
Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки, кукла Маша, музыка.
Художественная литература: потешки, загадки, частушки.
Предварительная работа: Знакомство с куклой, матрёшкой, рассматривание иллюстраций « Народная игрушка», заучивание частушек о матрёшке.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему « Матрешка»

Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки, кукла Маша, музыка.

Художественная литература: потешки, загадки, частушки.

Предварительная работа: Знакомство с куклой, матрёшкой, рассматривание иллюстраций « Народная игрушка», заучивание частушек о матрёшке.

Ход занятия.

Воспитатель: -  Дети, у нас сегодня будет с вами интересное занятие. Мы с вами отправимся в страну матрёшек. А поможет нам в этом наша кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. (дети здороваются). Она мне рассказала, что с ней хотела прийти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Маши?

Воспитатель загадывает загадку:

               Ростом разные подружки,

               Но похожи друг на дружку.

               Все они сидят друг в дружке,

               А всего одна игрушка?

Дети: - Это матрёшка!

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Нам Маша предлагает отправиться в страну матрёшек. Хотите? Тогда отправляемся в путь.

                Путь не близкий, не беда

                С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(под музыку дети идут по дорожке)

Воспитатель: - Дети, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?

Дети: - Это русско-народная  игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!

Воспитатель: - Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. А давайте рассмотрим как она одета. (Дети рассматривают матрёшку).

Дети: - Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: - Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).

- Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- А, это Полхов - Майданская матрёшка.(показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.

- Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: - По форме, цвету, росписи. И у них разные названия.

Воспитатель: -  Правильно! А сейчас кукла Маша посмотрит как вы умеете собирать матрёшек. (Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)

- Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём.

                          Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).

Вы похожи словно сёстры (качают головой).

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают).

Воспитатель: - А теперь мы для матрёшек споём частушки (выходят 4 ребёнка и поют частушки).

  • Девочки беляночки,

Где вы набелились?

- Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

  • Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

  • Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчёлка на цветок –

Мастерица наутёк.

  • Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

. Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).

Воспитатель: - Молодцы! Матрёшки вас благодарят за то, что вы так много знаете о них, историю, частушки. И в подарок они хотят вручить сладкие подарки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку сладкие подарки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ч".

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Научить произносить звук Ч...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки «з-зь»

Конспект ОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звуки "з" и "зь"...