Конспект НОД по развитию речи старших дошкольников
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Сосавление рассказа "Как цыпленок заблудился" с детьми по опорным картинкам имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Помогают ребенку разобраться в последовательности событий и учат выделять основные моменты в содержании рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposr_obraz_deyat_belokudrenko_s.s.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Белокудренко Светлана Сергеевна, воспитатель С/П «Детский сад

«Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевск

Тема «Составление рассказа «Как цыпленок заблудился» по опорным картинкам»

Интеграция образовательных областей: Коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы  

Задачи:

1) Закреплять стойкий познавательный интерес детей к изучаемой теме через привлечение разнообразного дидактического материала. Развивать любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность при составлении рассказа детьми по опорным картинкам.

2) Способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и детей, а также передаче информации своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия.

3) Развивать предпосылки смыслового восприятия рассказа и стимулирование сопереживания его персонажам.

Методы и приемы:

- практические: речевой образец ребенка, воспитателя; речевой тренинг, подсказ слова, дополнение, использование игр, картинок, творческие пересказы

- наглядные: рассматривание опорных картинок

- словесные: беседа, речевые ситуации, ситуативные разговоры, вопрос-ответ, обсуждение, поощрение, одобрение

Материалы и оборудование: доска, фланелеграф, картина «Как цыпленок заблудился», иллюстрации с изображением курицы, цыпленка, петуха, лягушки, коровы, кошки, собаки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Игровое упражнение, двигательная пауза

Игровая

Игровая ситуация

Коммуникативная

Беседа, речевые ситуации, составление рассказов, творческие пересказы, словесные игры, ситуативные разговоры, речевой тренинг, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение


Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Назови домашнюю птицу»

 

Воспитатель сообщает, что сядет на стульчик тот, кто назовет домашнюю птицу

Называют домашнюю птицу и садятся на стульчик

Деятельностный

Продолжать развивать речевой аппарат и речевое дыхание способом активизации речевого подражания крику птицы (курице)

 Речевой тренинг в форме игрового приема «Куры»

Воспроизводят крики птицы, активно подражают крику курице развивая речевой аппарат и речевое дыхание

Читает текст «Бормочут куры по ночам»

Продолжает читать «Поднимем руки мы к плечам»

Читает далее «Потом опустим так»

Сидят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы, похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах

Выпрямляются, делая вдох.

Слегка наклоняют корпус вперед и произносят ко-ко-ко

Развивать умение внимательно слушать и понимать содержание рассказа по опорным картинкам

Рассказ воспитателя «Как цыпленок заблудился»

Рассказывает рассказ, обращая внимание детей на опорные картинки.       Маленький пушистый цыпленок гулял только с мамой курочкой. Однажды увидел он лягушонка и побежал за ним. Лягушонок – прыг в сторону, цыпленок за ним. Лягушонок прыгнул в воду и исчез. Смотрит цыпленок, никого нет рядом. - Где же моя мама? Запищал цыпленок жалобно. – Пи- пи-пи, где моя мама? Увидел он корову и спрашивает: «Ты моя мама?» - Му-му, - сердито замычала корова. Цыпленок еще больше испугался…

Слушают рассказ рассматривая опорные картинки

Слушают и понимают содержание, (кивают головой, глядят на воспитателя), обращают внимание на опорные картинки

Формировать умение разбираться в последовательности событий и выделять основные моменты в содержании рассказа (подходит к персонажу-кошке, спрашивает ее, она отвечает)

                    Придумывание продолжения детьми в форме «Беседы»

Разбираются в последовательности событий рассказа, выделяют его основные моменты (подходит к кошке, спрашивает ее, она отвечает)

Обращает внимание детей на опорные картинки и предлагает им придумать продолжение рассказа. Советует подумать, что случилось с цыпленком дальше, кого он встретил, как нашел свою маму. В случае затруднения предлагает продолжить рассказ заранее подготовленному ребенку.

Подготовленный ребенок рассказывает продолжение рассказа, остальные дети его слушают.

- Приходит цыпленок к кошке, видит, какая она мягкая, пушистая, красивая, спрашивает: «Ты моя мама?». – Мяу-мяу – отвечает кошка, - отойди, а то я тебя съем!» Совсем пригорюнился цыпленок и вдруг видит, бежит его мама курица. Обрадовался цыпленок, что нашел свою маму. Понял он, что нельзя отходить от мамы далеко, можно потеряться!

Способствов. развитию

навыков диалогической

речи по опорным

картинкам используя

модель «круг»

используя в речи

прилагательные

(мягкий, пушистый,

красивый, веселый)

Творческие пересказы детьми в форме модели «Круг»

Применяют

диалогическую речь по

опорным картинкам,

используя модель

«круг»

Используют в речи

прилагательные

(мягкий, пушистый,

красивый, веселый)

Заранее распределив детей, делит их на группы по 3 человека. Осуществляет контроль за детскими группами, вслушиваясь в речь детей. Следит за умением детей составлять предложение. Отмечает тех ребят, которые придумали интересное продолжение и конец.

Расходятся по группам (в центре групповой комнаты) и составляют продолжение и завершение рассказа по опорным картинкам, расположенным на доске, на столе, на фланелеграфе.  Рассказывают друг другу по цепочке: один ребенок начинает, второй продолжает, третий заканчивает.

                Ритмическое игровое упражнение «Домашние птицы»

Читает текст «Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок, у индюшки индюшонок, а у утки есть утенок. У каждой мамы малыши все красивы, хороши!»

Дети образуют круг, ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в такт чтению, руки на поясе или за спиной.

Формировать умение

последовательно

заменять слова

предложения, «читать»

новые предложения

                                          Словесная игра «Замени слово»

Составляют

предложение,

последовательно

заменяют слова,

«читают» новое

предложение

Подзывает детей к себе, предлагает вспомнить, как они играли в «Живые слова», напоминает им о том, как играли, сообщает, что будут играть по-другому. Предлагает подойти к доске 3 детям, которые хотят быть словами. Распределяет роли, первый ребенок – слово цыпленок, второй – слово встретил, третий – слово корову и раздает им картинки (корова, цыпленок). Проверяет, как остальные дети запомнили слова, обращая внимание на опорные картинки.  Задает вопросы: Что получилось, какое предложение? Сообщает, что в предложении можно заменить одно какое-то слово и тогда получится новое предложение. Спрашивает, подумайте, какое слово хотите заменить? Следит, чтобы дети называли только одно слово. Слушает ответы детей. Спрашивает, каким словом они заменят слово цыпленок, встретил, корову. Слушает ответы 3 детей и производит предложенную замену. Спрашивает, что получилось, какое предложение? Обращает внимание на то, какое предложение было сначала и какое получилось после замены всех слов.

Подходят к воспитателю, слушают и вспоминают игру «Живые слова». Трое детей подходят к доске, получают роли, стоят лицом к ребятам, в руках держат картинки с изображением слов (цыпленок, корова). Называют слова предложения «Цыпленок встретил корову» с опорой на картинки. Повторяют предложение. Заменяют по очереди слова: цыпленок, встретил, корову. Называют только одно слово. Дети – «Живые слова» в процессе замены отходят в сторону. Повторяют новое полученное предложение в процессе замены.

Закреплять знания о

слоге и ударении

на слух и хлопком

                                         Игровое упражнение «Сколько слогов»

Определяют

количество слогов в

словах на слух и при

помощи хлопков, называют

первый и

последующие слоги

Предлагает определить, сколько слогов в слове курица. Задает вопросы: какой слог первый, второй, третий, какой слог звучит сильнее, где слышится ударение – в начале или в конце слова. Спрашивает, сколько слогов в слове петух; какой слог первый, второй. Просит произнести слово шепотом, вслушаться, где находится ударение – в начале или в конце слова.

При помощи хлопков определяют количество слогов в слове курица, петух. Называют первый слог, второй, третий, называют ударный слог в словах курица и петух. Произносят слово петух шепотом, вслушиваются в ударный слог.

Заключительный

Игровая ситуация «Улыбка»

Предлагает посмотреть в окно вдаль, на потолок вверх, вправо, влево и снова в окно, затем друг на друга и улыбнуться. Спрашивает, что мы с вами делали? Что нового узнали, что понравилось?

Смотрят в окно вдаль, вверх, влево, вправо, улыбаются друг другу. Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...