НОД. "Забота о маме"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кошелева Елена Витальевна

Воспитание бережного, заботливого отношения к матери, через прочтение литературного произведения и художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zabota_o_mame.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность

в старшей группе «Мультяшки»

( «Чтение художественной литературы» +

«Художественное творчество»)

Тема: «Забота о маме»

Интеграция ОО:  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»;

Цель: формирование заботливого отношения к матери.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
  • Продолжать формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на  основе анализа делать выводы;
  • Формировать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер конкретного человека (мамы).

Развивающие: 

  • Продолжать развивать связную речь, познавательный интерес;
  • Развивать  наблюдательность, технические навыки при рисовании восковыми мелками;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к маме, интерес к художественной литературе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

Вид детской деятельности

Методы и приемы

Коммуникативная

Ситуативная беседа «Моя семья», «Рисуем портрет»

Чтение стихотворения детьми

Беседа по произведению

Анализ рисунков детьми

Познавательно-исследовательская

Рассматривание чума, одежды, наперстка

Устное рисование лица

Двигательная

Физкультминутка: «У оленя дом большой»

Игровая

Игра «Назови ласково»

Чтение (восприятие) художественной литературы

Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

Продуктивная

Рисование портрета мамы

Место проведения: группа

Количество детей: подгруппа 12 человек.

Материал и оборудование:

Демонстрационный – иллюстрации на мультимедиа (малица, изображение чума, напёрсток, иллюстрации по сказке), макет чума, олень.

Раздаточный – заготовки контура лица человека на тонированной бумаге, восковые мелки на каждого ребенка, 10 магнитов.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Элементы здоровьесбережения: соблюдены санитарно-гигиенические требования – время проведения соответствует СанПин, в середине НОД проведена физкультминутка, обращала внимание на осанку во время работы за столом. Для профилактики утомления предусмотрена смена видов детской деятельности.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку.

С самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие  и родные люди. Назовите своих близких и родных людей.

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат и т.д.

Воспитатель: Сколько звёзд на ясном небе!

                        Сколько колосков в полях!

                        Сколько песенок у птицы!

                        Сколько листьев на ветвях!

                        Только солнце – одно на свете!

                        Только мама – на свете одна!

Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама!

Воспитатель: Как ласково вы называете свою маму?

Дети: мамочка, мамулечка…

Воспитатель: Как вы помогаете своим мамам?

Дети: моем посуду, подметаем пол, заправляем постель….

Воспитатель: Расскажите стихотворение о том, как вы помогаете своим мамам:

Дети: 1р. Мечтаю на маму похожим я стать

           2р. Я гладить учусь

           3р. И варить

           4р. И стирать

           5р. И пыль вытираю

           6р. И пол подметаю…

           7р. Мечтаю

           8р. Мечтаю

           9р. Мечтаю

           10р. Мечтаю
           11р. Мечтаю
           12р. Мечтаю, как мама все делать уметь…

Воспитатель: Молодцы - прекрасные помощники!

Воспитатель: Почему вы помогаете маме?

Дети: (чтобы сделать ей приятно…)

Воспитатель: Как мама благодарит вас за помощь?  

Дети:  спасибо моя  умница, моя хорошая…..

Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти, если вы не будете помогать своей маме?

Дети:  она может сильно обидеться, может заболеть…

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с ненецкой сказкой «Кукушка»

Воспитатель: Как называется жилище народов Севера?

Дети: Чум

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит чум (показ 1го слайда с изображением чума)

Воспитатель: Как называется верхняя одежда народов Севера?

Дети: (Малица)

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная малица (показ 2го слайда)

Воспитатель: Из чего ненцы шьют себе одежду?

Дети: Из оленьих шкур

Воспитатель: Что это? (показываю на слайде наперсток-3-й слайд)

Дети: Наперсток

Воспитатель: Для чего нужен наперсток?

Дети: чтобы не уколоть палец 

Воспитатель: Я приглашаю вас в чум, послушать ненецкую сказку «Кукушка», проходите.

Дети: садятся на лавку в «чуме»

 Воспитатель: рассказывает

«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

   - Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.

   - Мама, мы тебе водички принесли!

   - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

   Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

   Навсегда бросила детей мат-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?

Дети: потому что мать бросила своих детей, как кукушка

Воспитатель: Почему заболела мать?

Дети: потому что дети не помогали своей маме

Воспитатель: Что увидел сын, когда заглянул в чум?

Дети: как мать превращается в птицу

Воспитатель: Почему мать бросила своих детей?

Дети: потому, что дети были не послушными

Воспитатель: Почему по тундре красный мох стелется?

Дети: это кровь от детских ног 

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?

Дети: Помогать, любить, заботиться.

Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будете поступать правильно.

Воспитатель: Выходите на поляну, поиграем в игру «У оленя дом большой».

Физкультминутка

Воспитатель: вставайте в круг

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко,

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучит.

«Тук-тук «Дверь открой,

Там в лесу охотник злой»

Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай.

Воспитатель: Мамам надо помогать, а чем можно ещё порадовать маму?

Дети: подарком

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать портреты ваших мам. Для них это будет самым радостным и дорогим подарком.

Воспитатель: Проходите за столы, занимайте свои места. Мы уже работали над портретом человека (товарищ, папа). Каждый  из вас  уже приготовил заготовки контура лица своей мамы.

Воспитатель: Чего ещё не хватает на портрете?

Дети: глаз, рта и носа

Воспитатель: Чтобы лицо получилось красивым и правильным, мало нарисовать, глаза, рот и нос красивым, их необходимо правильно расположить.

Устное рисование лица при помощи пальчика

Воспитатель: Попробуем нарисовать портрет без краски в воздухе. Какую форму имеет лицо человека?

Дети: овал  (рисуем овал)

Воспитатель: При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза (их расположение)

Дети: ограничивают лицо руками

Воспитатель: Что находится над глазами?

Дети: брови

Воспитатель: Между глазами и подбородком находится кончик носа. Где именно он находится?

Дети: посередине

Воспитатель: Что находится посередине между кончиком носа и подбородком?

Дети: рот, губы

Воспитатель: Голова переходит в шею

Дети: ощупывают шею и плечи, сравнивают с головой

Воспитатель: А теперь, закройте глаза и вспомните цвет глаз и любимое украшение своей мамы.

Дети: закрывают глаза, представляют

Воспитатель: Прежде, чем мы начнём рисовать портреты наших мам, вспомним главное правило при работе: Мы должны наполнить рисунки добром!

Работа за столами, проверить посадку за столами (осанку, ноги), как правильно работать восковыми мелками (рисуем, не нажимая на них).

Воспитатель: Поместите  портреты своих мам на доску.

Дети: помещают портреты на доску.

Воспитатель: Какие замечательные портреты у вас получились! Саша, скажи,  на каком портрете правильно расположены частицы лица?

Ребенок: показывает

Воспитатель: Почему ты так считаешь, объясни?

Воспитатель: Покажите, портрет, на котором передано настроение мамы.

Ребенок: выбирает работу

Воспитатель: Как ты определил настроение мамы?

Ребенок: она улыбается

Воспитатель: Все вы старались. Мамы получились очень красивыми, потому что вы их действительно любите… Постарайтесь их не огорчать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЦКМ "Забота о маме" средняя группа

конспект занятия "Забота о маме" в средней группе....

«Забота о маме»

Формироание  заботливого отношения к маме....

Календарное планирование тема "Забота о маме"

Календарное планирование образовательной работы с детьми средней группы ...

Конспект НОД "Забота о маме" Познавательное развитие.

воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись), в которых главным является образ женщины – матери....

Проект "Забота о маме".

Краткосрочный проект среднего дошкольного возраста. Отражение государственного праздника «8 Марта» в работе с детьми дошкольного возраста. Сформировать представление детей о роли мамы...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познанию, ознакомлению с миром природы "Забота о маме".

Конспект организованной образовательной деятельности в средней  группе по познанию, ознакомлению с миром природы "Забота о маме"....

Конспект занятия по речевому развитию "Забота о маме"

- Воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому  человеку – маме. Воспитывать желание оказывать посильную помощь своим мамам.- Заботиться, доставлять радость ...