«Составление описательного рассказа «Зима» (по картине И. И. Шишкина)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Легенькая Светлана

конспект занятия по ОО "Развитие речи" по теме " Составление описательного рассказа "Зима" с использованием мнемотаблицы по картине И. И. Шишкина с использованием методов  технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по разделу «Развитие речи»

(ОО «Речевое развитие»)

по теме «Составление описательного рассказа «Зима»

(по картине И. И. Шишкина с использованием методов технологии ТРИЗ)

в старшей группе.

подготовила воспитатель МБДОУ №54 Легенькая Светлана Александровна

Цель: знакомство с картиной художника-пейзажиста И.И.Шишкина «Зима»; формирование  представлений детей об описании и его структурных элементах; обучение составлению описательного рассказа по картине с опорой на карты-схемы.

 Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
  2. Образовательные: развивать устную речь, обогащая ее эмоционально-эстетическими терминами.

3.  Развивающие: развивать творческое воображение детей; продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно-образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.

Материал и оборудование: автопортрет И.И.Шишкина, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», (алгоритм составления рассказов по картинам), «волшебный сундучок» с различными предметами, указка, картина с ёлочкой и набор снежинок (для рефлексии).

Образовательные технологии:

- игрового обучения (игровые приёмы: «Волшебный сундучок», «Подзорная труба»);

- развивающего обучения (методы ТРИЗ-технологии: фокальных объектов, синектики: прямой аналогии, символической аналогии с использованием карт-схем);

- здоровьесберегающие технологии (физкультминутка «Художник-невидимка»);

- ИКТ (ЦОР: мультимедийная презентация «Составление описательного рассказа «Зима», фрагмент аудиозаписи Г.Свиридова «Метель»).

Ход образовательной деятельности.

1.      Организационный момент:

Воспитатель входит в группу, где дети заняты игровой деятельностью.

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, подойдите ко мне. Меня зовут Светлана Александровна, а ваши имена я узнаю, прочитав их на бейджиках. Как у вас красиво, как много игрушек! А в какие игры вы любите играть? Сегодня я тоже предлагаю вам поиграть, хотите? Кстати, у меня есть билеты в музей. Хотите поиграть в музей? Какие роли будут в этой игре? Что делает билетер, экскурсовод, посетитель? Можно я буду вашим экскурсоводом? Вы будете посетителями моей выставки? А…….(взрослый) будет нашим билетером. Проходите, пожалуйста.

2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Дети с воспитателем подходят к экрану.

СЛАЙД 1 «Здание музея».

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы нас пустили в музей? (отдаем билеты «билетеру», проходим) Какая красота!

СЛАЙД 2 «Картинная галерея». 

Воспитатель: -Вам здесь нравится? Что же выставлено в этом музее? Поэтому он называется «художественный музей». Какие жанры живописи вы знаете? Что такое пейзаж? А знаете, как называются художники, рисующие пейзажи? Кстати, за той дверью, направо, сейчас проходит выставка картин известного пейзажиста. 

СЛАЙД 3 Автопортрет И.И.Шишкина.

Воспитатель: -Видите на стене его портрет? Он очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: -А вы хотите посмотреть на его картины? Тогда пойдемте. (Проходят по группе) Вы заметили, что одна картина закрыта тканью? Как вы думаете, почему? А хотите узнать, что изображено на этой картине? В этом вам помогут подсказки, которые я, экскурсовод, приготовила.

Игровой приём «Волшебный сундучок».

Воспитатель: -Возьмите из этого сундучка по одному предмету, подумайте, что у них может быть общего? Попробуйте с их помощью рассказать, какая бывает зима.

В сундучке лежат различные предметы, которые могут вызвать у детей следующие ассоциации, характеризующие зиму, например (воспитатель первая берёт предмет, называет прилагательное):

 снежинка - снежная;

 вата – пушистая, мягкая;

 вертушка, на которую дунут дети - ветреная;

 белая ткань - белая, светлая;

 серебряная фольга - искристая, сверкающая, блестящая;

 кусочек льда - ледяная;

 длинная ленточка - длинная, продолжительная;

новогодний подарок -  волшебная, праздничная;

игрушка-волк - злая, грозная, суровая;

смайлик - приносящая радость, веселая;

калейдоскоп - сказочная, красивая, удивительная;

массажный мячик – колючая.

     III. Ознакомление с новым материалом.

Воспитатель: -Догадались теперь, о чем эта картина Шишкина? Проверим? (картина открывается) 

СЛАЙД 4. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Воспитатель: -Вот какая замечательная картина! Уважаемые посетители музея, присядьте на стульчики,  рассмотрите картину. Дети  рассматривают картину под фрагмент аудиозаписи Г.Свиридова «Метель».

Воспитатель: -Вам она понравилась? Что вам понравилось? (Почему не понравилась?) (заслушать короткие ответы детей) Теперь я, как настоящий экскурсовод, расскажу вам об этой картине. А помогут мне схемы, которые вы увидите под картиной.

  5 СЛАЙД. Схема №1 «Времена года».

Воспитатель: -На этой картине Шишкин изобразил зимний еловый лес.

Схема №2 «Передний план».

Воспитатель: -Прямо перед нами, внизу картины, занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев, а маленькие елочки спрятались под снежными шубками.

Схема №3 «Задний план».

Воспитатель: -Вам всем хорошо видно, что изображено дальше, в глубине  картины? Давайте вооружимся воображаемыми подзорными трубами и рассмотрим, какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, сонный). А вы видите в подзорные трубы верхушки деревьев? Почему? (потому что стоим очень близко к ним)

6 СЛАЙД.  Схема №4 «Палитра».

Воспитатель: -Что может обозначать эта схема? Художник использовал немного цветовых тонов: коричнево-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый, а на солнце слегка желтоватый. Посмотрите внимательно в подзорные трубы. Видите ли вы где-нибудь на картине живое существо? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли?

  7 СЛАЙД. Увеличенное изображение птицы.

Воспитатель: -Это - птица на ветке, тс-с-с-с, кажется, она тоже заснула.

8 СЛАЙД. Схема №5 «Смайлики».

 Воспитатель: -Какое у вас настроение от этой картины? Радостное, веселое или грустное, печальное, тихое, спокойное? (Да, картина тихая, спокойная, умиротворяющая). Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.

Физкультминутка «Художник-невидимка».

Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.

Художник-невидимка по городу идет,    (шагают)

Всем щеки наморозил,                             (трут щеки)

Всех за нос ущипнул.                               (трут нос)

А ночью он, пока я спал,                          (ладошки складывают около уха)

Пришел с волшебной кистью                   (идут)

И на окне нарисовал серебряные листья. (рисуют рукой в воздухе листья)

IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Составления рассказов детьми  с опорой на карты-схемы.

9 СЛАЙД. Общая схема рассказа.

 Воспитатель: -Вот у нас и получился рассказ в картинках. Хотите  теперь вы побыть экскурсоводами и тоже рассказать о картине Шишкина? Сначала вы можете друг другу помогать, говоря по очереди – по цепочке. Кто хочет продолжить рассказ, может поднять руку.

Дети составляют рассказы (сначала по цепочке, потом 3-4 человека самостоятельно).

Воспитатель: -Вам понравились рассказы наших экскурсоводов? А теперь, ребята, я предлагаю вам подойти к столу и оставить свои впечатления от посещения музея в книге отзывов, приклеив к елочке снежинки. Уважаемые посетители, художественный музей закрывается, вам пора возвращаться в детский сад.

 V. Подведение итогов организованного вида деятельности.

 Рефлексия.

Воспитатель: -Вам понравилась наша экскурсия в художественный музей? Эти билеты оставьте себе на память. Если захотите, вечером вы можете стать художниками и нарисовать свои зимние пейзажи, а потом устроите в группе настоящую выставку картин, как в художественном музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует»

Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, м...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной к школе группы О.С.Ушакова. Составление описательных рассказов по пейзажной картине И.Шишкина «Зима»

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной к школе группы О.С.Ушакова.Составление описательных рассказов по пейзажной картине И.Шишкина «Зима»...