Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korspekt_5.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует» (подготовительная группа 6-7 лет)

Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание; способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины; совершенствовать умение составлять описательные рассказы по сюжетной картине, соблюдая их структуру и способы связи между предложениями; развивать память, внимание; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Планируемые результаты: самостоятельно составляет небольшой рассказ на заданную тему; умеет поддержать беседу о внешнем виде, повадках и условиях обитания  в зимнее время диких животных, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

М а т е р и а л ы  и  о б о р у д о в а н и е: сюжетная картина «Кто как зимует», мультимедийное оборудование, ноутбук, запись с изображением диких животных (заяц, рысь, лиса, волк, белка, лось), план-схема для составления описательных загадок «Волшебный домик», план-схема для составления описательного рассказа; схемы для составления предложения для формирования грамматического строя речи.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а: беседа по ознакомлению с окружающем миром «Как зимуют звери» - цель: закрепить знания о жизни зверей в лесу, об их приспособленности к внешнем признакам; активизировать и обогащать словарный запас детей, вызвать интерес к жизни дикой природы; применять игровую мотивацию

С о д е р ж а н и е   о р г а н и з о в а н н о й  д е я т е л ь н о с т и   д е т е й.

Воспитатель загадывает загадку о лесных зверях:

Входим в лес, а там их много.

Вот следы – туда дорога.

И берлога, и нора – это дом для них всегда.

Шишки, ягоды, грибы – любят всё это они.

Затаятся и замрут, маскируются – нас ждут.

Отгадайте, не спешите,

Кто же это, назовите?

Воспитатель выставляет картину «Кто как зимует».

Воспитатель обращается к детям с вопросами:

  • Как называется картина? (если дети затрудняются или отвечают неполно, воспитатель даёт полное название картины «Кто как зимует»)
  • Воспитатель: Какое время года вы видите на картине?
  • Дети: На картине изображена зима.
  • Воспитатель: Как вы определили, что это зима?
  • Дети: Кругом лежит снег. Звери надели тёплые шубы.
  • Воспитатель: Каким словом можно сказать о зиме, какая она?
  • Дети: Холодная, морозная, снежная, вьюжная, сверкающая, студёная…
  • Воспитатель: Какой снег зимой?
  • Дети: пушистый, белый, хрустящий, искрящийся, холодный…
  • Воспитатель: Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
  • Дети: Хрустит, скрепит, поёт песенку…
  • Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями?
  • Дети: Они отдыхают, спят, укрываются снегом…
  • Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?
  • Дети: Они не боятся холода, но пищу добывать им тяжело…
  • Воспитатель: Посмотрите на картину и расскажите про лес. Какой это лес?
  • Дети: зимний, заснеженный, дремучий…
  • Воспитатель: Какой снег в лесу зимой?
  • Дети: Белый, холодный, искристый, глубокий..
  • Воспитатель: Как изображены деревья на картине?
  • Дети: Они покрыты снегом, как одеялом…
  • Воспитатель: Что мы видим на снегу?
  • Дети: На снегу видны следы зверей..
  • Воспитатель: Каких животных вы видите на картине? Составьте загадки про них по плану. (Используется план-схема «Волшебный домик»)

ПЛАН:

  • Какое это животное?
  • Где оно живёт?
  • Что у него есть? (части тела)
  • Размер? (сравнение с более мелким и более крупным животным)
  • Окраска.
  • Какая шерсть на ощупь?
  • Что делает?
  • Где находится на картине?

Дети: это дикое животное. Оно живёт в лесу. У него есть голова, туловище, короткий хвост, лапы, на ушах кисточки. Оно больше мыши, но меньше лося. Оно серого цвета, с пятнышками. Шерсть на ощупь мягкая, пушистая. Оно выслеживает добычу. На картине находится в центре (рысь).

После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

Это дикое животное. Оно живёт в дупле. У него есть голова, туловище, длинный пушистый хвост, задние лапы длиннее передних. Оно больше мыши и меньше волка. Летом шубка рыжая, а зимой серая. На ощупь шерсть мягкая, пушистая, шелковистая. Сидит на ветке и грызёт жёлудь. На картинке находится на переднем плане.  (Белка)

После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

Это дикое животное оно живёт в логове. У него есть голова, туловище, хвост и лапы. Оно больше зайца, меньше лося. Шерсть серого цвета. На ощупь мягкая и пушистая. Оно охотится на зайца. На картине находится справа от дерева.(волк)

После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

Это дикое животное. Оно живёт в норе. У него есть туловище, голова, длинный пушистый хвост и лапы. Оно больше зайца, но меньше волка. Шубка у него рыжего цвета, на ощупь мягкая и пушистая. Оно охотится на мышь. На картине находится вдалеке, на заднем плане. (лиса)

  • воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это лиса? Какие слова были точно подобраны для описания лисы? (пушистый хвост, живёт в норе…)

Воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

Это дикое животное. Оно живёт в лесу под кустиком. У него есть туловище, голова, длинные уши, короткий хвостик. Оно больше мыши, но меньше лисы. Шубка летом серая, а зимой белая. На ощупь пушистая, шелковистая. Оно прячется под ёлкой. На картине находится слева от дерева. (заяц)

  • Воспитатель: Ребята, а сейчас какие слова помогли вам догадаться, что это заяц? (У него длинные уши, шубка зимой белая, а летом серая…)

После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

Это дикое животное. Оно живёт в лесу. У него есть голова, туловище, длинные ноги, на голове рога. Это самое крупное животное в наших лесах. Шерсть у него серо-коричневого цвета, жёсткая на ощупь. Оно находится слева от дерева. Оно грызёт кору.(лось)

После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.

  • Воспитатель: А кого ещё мы можем увидеть на картине?
  • Дети: Здесь нарисованы синица и клёст. Синица сидит на ветке и смотрит на зайца. Клёст клюёт шишку.
  • Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали про зимний лес и придумали загадки про зверей. Ребята, как вы думаете, кто подобрал наиболее точные слова для описания животных?

А теперь давайте отдохнем:

Вы смотрели на экран и на картину, ваши глазки устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть:

  1. Закрыли глазки, посчитали до 10, открыли глазки.
  2. Посмотрели глазками на право, на лево, повторили так несколько раз.
  3. Опять закрыли глазки, сосчитали до 5.
  4. посмотрели глазками вверх, вниз, повторили несколько раз.

Молодцы! А теперь физминутка: «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Дети изображают лису

Есть нора надежный дом.

Изображают домик над головой

Не страшны зимой метели

Вытянутые руки перед собой вверх, вниз

Белочке в дупле на ели.

Дети изображают белочку

Под кустами ёж колючий

Руки вперёд, пальцы в стороны, шевелятся

Нагребает листья в кучу.

Выполняют имитацию движения

Из ветвей, корней, коры

Руки крутит перед собой

Хатки сделали бобры.

Ладошки складывать друг на друга

Спит в берлоге косолапый,

Изображают спящего медведя

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Руки над головой, домиком

Всем тепло, уютно в нём.

Обнимают себя руками

Задание на формирование грамматического строя речи: «Составь предложение с предлогом по схеме».

  • Воспитатель: а сейчас давайте по схеме составим предложение с предлогом. Предлог на карточке-схеме пропущен, его надо назвать.

«Вставь пропущенный предлог».

Заяц сидит под кустом.

Волк ищет следы на снегу.

Лось стоит около дерева.

Рысь следит за белкой.

Белка ест на дереве.

  • Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно нашли все предлоги и составили предложения.
  • А теперь давайте составим рассказ по картине «Кто как зимует» по схеме: (используется наглядная план-схема для составления описательного рассказа).
  • Название картины.
  • Место действия (зимний лес).
  • Кто это?
  • Где находится?
  • Размер?
  • Какой?
  • Что делает?
  • Нравится – не нравится (какое настроение вызывает)?
  • Коллективное составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует».
  • Воспитатель предлагает детям начать рассказ и предупреждает, что их будут снимать на камеру, а потом они вместе будут смотреть и слушать как они выступали.
  • 1 ребёнок: Картина называется «Кто как зимует». На картине изображён зимний, заснеженный, дремучий лес.
  • 2 ребёнок: На ветке сидит белка. Она сидит около дупла. Она больше мыши, но меньше волка. Она пушистая, маленькая, серого цвета. Она грызёт желудь.
  • 3 ребёнок: на картине я вижу рысь. Она сидит на ветке. Она больше зайца, но меньше лося. Шерсть у неё пушистая, шелковистая. Она выслеживает добычу.
  • 4 ребёнок: на картине изображён заяц. Он сидит под ёлкой. Заяц больше мыши, но меньше лисы. У него длинные уши, мягкая шубка. Он прячется от волков.
  • 5 ребёнок: Справа от дерева находятся волки. Они больше зайца, но меньше лося. У них шерсть серого цвета. Они охотятся за зайцем.
  • 6 ребёнок: вдалеке я вижу лису. Она больше зайца, но меньше медведя. У неё длинный, пушистый хвост. Шерсть рыжего цвета, тёплая и блестящая. Она ловит мышь.
  • 7 ребенок: слева от дерева находится лось. Это самое большое животное в лесу. Шерсть у него серо-коричневого цвета, жёсткая. Он грызёт кору.
  • 8 ребёнок: Эта картина мне очень понравилась. На ней изображён дремучий, заснеженный лес. Художник нарисовал, как зимуют звери в лесу.

- Воспитатель: Молодцы ребята. Вы составили подробный и интересный рассказ по картине. Нам было интересно слушать вас. А теперь вы послушайте и посмотрите на себя, как вы выступали. Что у вас получилось, а что не очень. Воспитатель показывает на экране выступление детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень»....

Составление описательного рассказа по сюжетной картине "На границе" в старшей группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию для старшей группы....

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...

Конспект занятия Составление описательного рассказа по сюжетной картине «День космонавтики». Старшая группа Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный  рассказ по сюжетной картине.Задачи:  - закреплять  знания детей по теме «Космос»;- продолжать работу над развитием связанной р...

Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Подарок маме на 8 марта"

Формирование умений согставлять рассказы по сюжетной картине по заданной теме...

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Рождество».

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Рождество"...