Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует» (подготовительная группа 6-7 лет)
Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание; способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины; совершенствовать умение составлять описательные рассказы по сюжетной картине, соблюдая их структуру и способы связи между предложениями; развивать память, внимание; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Планируемые результаты: самостоятельно составляет небольшой рассказ на заданную тему; умеет поддержать беседу о внешнем виде, повадках и условиях обитания в зимнее время диких животных, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: сюжетная картина «Кто как зимует», мультимедийное оборудование, ноутбук, запись с изображением диких животных (заяц, рысь, лиса, волк, белка, лось), план-схема для составления описательных загадок «Волшебный домик», план-схема для составления описательного рассказа; схемы для составления предложения для формирования грамматического строя речи.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а: беседа по ознакомлению с окружающем миром «Как зимуют звери» - цель: закрепить знания о жизни зверей в лесу, об их приспособленности к внешнем признакам; активизировать и обогащать словарный запас детей, вызвать интерес к жизни дикой природы; применять игровую мотивацию
С о д е р ж а н и е о р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й.
Воспитатель загадывает загадку о лесных зверях:
Входим в лес, а там их много. Вот следы – туда дорога. И берлога, и нора – это дом для них всегда. Шишки, ягоды, грибы – любят всё это они. Затаятся и замрут, маскируются – нас ждут. Отгадайте, не спешите, Кто же это, назовите? |
Воспитатель выставляет картину «Кто как зимует».
Воспитатель обращается к детям с вопросами:
- Как называется картина? (если дети затрудняются или отвечают неполно, воспитатель даёт полное название картины «Кто как зимует»)
- Воспитатель: Какое время года вы видите на картине?
- Дети: На картине изображена зима.
- Воспитатель: Как вы определили, что это зима?
- Дети: Кругом лежит снег. Звери надели тёплые шубы.
- Воспитатель: Каким словом можно сказать о зиме, какая она?
- Дети: Холодная, морозная, снежная, вьюжная, сверкающая, студёная…
- Воспитатель: Какой снег зимой?
- Дети: пушистый, белый, хрустящий, искрящийся, холодный…
- Воспитатель: Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
- Дети: Хрустит, скрепит, поёт песенку…
- Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями?
- Дети: Они отдыхают, спят, укрываются снегом…
- Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?
- Дети: Они не боятся холода, но пищу добывать им тяжело…
- Воспитатель: Посмотрите на картину и расскажите про лес. Какой это лес?
- Дети: зимний, заснеженный, дремучий…
- Воспитатель: Какой снег в лесу зимой?
- Дети: Белый, холодный, искристый, глубокий..
- Воспитатель: Как изображены деревья на картине?
- Дети: Они покрыты снегом, как одеялом…
- Воспитатель: Что мы видим на снегу?
- Дети: На снегу видны следы зверей..
- Воспитатель: Каких животных вы видите на картине? Составьте загадки про них по плану. (Используется план-схема «Волшебный домик»)
ПЛАН:
- Какое это животное?
- Где оно живёт?
- Что у него есть? (части тела)
- Размер? (сравнение с более мелким и более крупным животным)
- Окраска.
- Какая шерсть на ощупь?
- Что делает?
- Где находится на картине?
Дети: это дикое животное. Оно живёт в лесу. У него есть голова, туловище, короткий хвост, лапы, на ушах кисточки. Оно больше мыши, но меньше лося. Оно серого цвета, с пятнышками. Шерсть на ощупь мягкая, пушистая. Оно выслеживает добычу. На картине находится в центре (рысь).
После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
Это дикое животное. Оно живёт в дупле. У него есть голова, туловище, длинный пушистый хвост, задние лапы длиннее передних. Оно больше мыши и меньше волка. Летом шубка рыжая, а зимой серая. На ощупь шерсть мягкая, пушистая, шелковистая. Сидит на ветке и грызёт жёлудь. На картинке находится на переднем плане. (Белка)
После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
Это дикое животное оно живёт в логове. У него есть голова, туловище, хвост и лапы. Оно больше зайца, меньше лося. Шерсть серого цвета. На ощупь мягкая и пушистая. Оно охотится на зайца. На картине находится справа от дерева.(волк)
После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
Это дикое животное. Оно живёт в норе. У него есть туловище, голова, длинный пушистый хвост и лапы. Оно больше зайца, но меньше волка. Шубка у него рыжего цвета, на ощупь мягкая и пушистая. Оно охотится на мышь. На картине находится вдалеке, на заднем плане. (лиса)
- воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это лиса? Какие слова были точно подобраны для описания лисы? (пушистый хвост, живёт в норе…)
Воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
Это дикое животное. Оно живёт в лесу под кустиком. У него есть туловище, голова, длинные уши, короткий хвостик. Оно больше мыши, но меньше лисы. Шубка летом серая, а зимой белая. На ощупь пушистая, шелковистая. Оно прячется под ёлкой. На картине находится слева от дерева. (заяц)
- Воспитатель: Ребята, а сейчас какие слова помогли вам догадаться, что это заяц? (У него длинные уши, шубка зимой белая, а летом серая…)
После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
Это дикое животное. Оно живёт в лесу. У него есть голова, туловище, длинные ноги, на голове рога. Это самое крупное животное в наших лесах. Шерсть у него серо-коричневого цвета, жёсткая на ощупь. Оно находится слева от дерева. Оно грызёт кору.(лось)
После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает картинку с изображением животного крупным планом при помощи мультимедийного оборудования.
- Воспитатель: А кого ещё мы можем увидеть на картине?
- Дети: Здесь нарисованы синица и клёст. Синица сидит на ветке и смотрит на зайца. Клёст клюёт шишку.
- Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали про зимний лес и придумали загадки про зверей. Ребята, как вы думаете, кто подобрал наиболее точные слова для описания животных?
А теперь давайте отдохнем:
Вы смотрели на экран и на картину, ваши глазки устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть:
- Закрыли глазки, посчитали до 10, открыли глазки.
- Посмотрели глазками на право, на лево, повторили так несколько раз.
- Опять закрыли глазки, сосчитали до 5.
- посмотрели глазками вверх, вниз, повторили несколько раз.
Молодцы! А теперь физминутка: «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом | Дети изображают лису |
Есть нора надежный дом. | Изображают домик над головой |
Не страшны зимой метели | Вытянутые руки перед собой вверх, вниз |
Белочке в дупле на ели. | Дети изображают белочку |
Под кустами ёж колючий | Руки вперёд, пальцы в стороны, шевелятся |
Нагребает листья в кучу. | Выполняют имитацию движения |
Из ветвей, корней, коры | Руки крутит перед собой |
Хатки сделали бобры. | Ладошки складывать друг на друга |
Спит в берлоге косолапый, | Изображают спящего медведя |
До весны сосёт он лапу. | |
Есть у каждого свой дом, | Руки над головой, домиком |
Всем тепло, уютно в нём. | Обнимают себя руками |
Задание на формирование грамматического строя речи: «Составь предложение с предлогом по схеме».
- Воспитатель: а сейчас давайте по схеме составим предложение с предлогом. Предлог на карточке-схеме пропущен, его надо назвать.
«Вставь пропущенный предлог».
Заяц сидит под кустом. Волк ищет следы на снегу. Лось стоит около дерева. Рысь следит за белкой. Белка ест на дереве. |
- Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно нашли все предлоги и составили предложения.
- А теперь давайте составим рассказ по картине «Кто как зимует» по схеме: (используется наглядная план-схема для составления описательного рассказа).
- Название картины.
- Место действия (зимний лес).
- Кто это?
- Где находится?
- Размер?
- Какой?
- Что делает?
- Нравится – не нравится (какое настроение вызывает)?
- Коллективное составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует».
- Воспитатель предлагает детям начать рассказ и предупреждает, что их будут снимать на камеру, а потом они вместе будут смотреть и слушать как они выступали.
- 1 ребёнок: Картина называется «Кто как зимует». На картине изображён зимний, заснеженный, дремучий лес.
- 2 ребёнок: На ветке сидит белка. Она сидит около дупла. Она больше мыши, но меньше волка. Она пушистая, маленькая, серого цвета. Она грызёт желудь.
- 3 ребёнок: на картине я вижу рысь. Она сидит на ветке. Она больше зайца, но меньше лося. Шерсть у неё пушистая, шелковистая. Она выслеживает добычу.
- 4 ребёнок: на картине изображён заяц. Он сидит под ёлкой. Заяц больше мыши, но меньше лисы. У него длинные уши, мягкая шубка. Он прячется от волков.
- 5 ребёнок: Справа от дерева находятся волки. Они больше зайца, но меньше лося. У них шерсть серого цвета. Они охотятся за зайцем.
- 6 ребёнок: вдалеке я вижу лису. Она больше зайца, но меньше медведя. У неё длинный, пушистый хвост. Шерсть рыжего цвета, тёплая и блестящая. Она ловит мышь.
- 7 ребенок: слева от дерева находится лось. Это самое большое животное в лесу. Шерсть у него серо-коричневого цвета, жёсткая. Он грызёт кору.
- 8 ребёнок: Эта картина мне очень понравилась. На ней изображён дремучий, заснеженный лес. Художник нарисовал, как зимуют звери в лесу.
- Воспитатель: Молодцы ребята. Вы составили подробный и интересный рассказ по картине. Нам было интересно слушать вас. А теперь вы послушайте и посмотрите на себя, как вы выступали. Что у вас получилось, а что не очень. Воспитатель показывает на экране выступление детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-656664-1440332270.jpg)
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-934082-1498729899.jpg)
Составление описательного рассказа по сюжетной картине "На границе" в старшей группе.
Конспект открытого занятия по речевому развитию для старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936859-1500913476.jpg)
Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"
Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-1320218-1615194185.jpg)
Конспект занятия Составление описательного рассказа по сюжетной картине «День космонавтики». Старшая группа Учебно методический материал
Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи: - закреплять знания детей по теме «Космос»;- продолжать работу над развитием связанной р...
Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Подарок маме на 8 марта"
Формирование умений согставлять рассказы по сюжетной картине по заданной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815719-1473835728.jpg)
Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Рождество».
Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Рождество"...