«Обучающий инклюзивный театр как средство введения детей с тяжёлыми нарушениями речи в социально-коммуникативную среду»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В документе представлен опыт работы по организации инклюзивного театра для детей с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_cherkashina_markova_alehina.docx | 616.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучающий инклюзивный театр как средство введения детей с тяжёлыми нарушениями речи в социально-коммуникативную среду» |
(Заявляемая номинация – «Педагогическая мастерская развития толерантности к детям с ОВЗ») |
Заявители: учитель-логопед Черкашина Ю. А., педагог-психолог Алехина А. М, учитель-логопед Маркова Л. В. |
Аннотация
На современном этапе становления системы коррекционного образования неотъемлемой его частью стала являться инклюзия как главная конечная цель образовательного процесса. Так в новом Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Главе I, расшифровывается понятие: «инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Чаще всего, говоря об инклюзивном образовании, мы подразумеваем обеспечение данного доступа к образованию для всех обучающихся в общеобразовательных организациях, начиная с первой ступени образования. Так как дошкольное образование не является обязательным и не является официальной ступенью общего образования, следовательно, вопрос инклюзии на данном этапе обучения остаётся недостаточно разработанным.
Однако необходимо отметить, что именно в сенситивный период с 3 до 7 лет у ребёнка начинает закладываться социальный характер, формируются представления о правилах взрослой жизни, появляется ощущение себя в социальном мире и, как следствие, проявления определённого поведения в социальной среде.
Стоит ли говорить о том, что дети с тяжёлыми нарушениями речи не только не всегда имеют возможность самореализации и развития в творчестве разговорного жанра, но остаются с проблемой коммуникативных навыков, избавиться от которой порой намного труднее, нежели овладеть правильной чистой речью? Действительно, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, дети с речевыми патологиями зачастую лишены возможности принимать участие в различных конкурсах, театральной деятельности, а значит, им бывает трудно избавиться от застенчивости, приобрести целый ряд полезных навыков.
Следовательно, задуматься над вопросом инклюзивного образования необходимо ещё в период дошкольного детства, когда закладываются психологические основы личности, формируется мироощущения себя в социальном мире.
Исходя из актуальности проблемы инклюзивного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях групп компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации, учителями-логопедами совместно с педагогом-психологоммуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 28 «Журавлик» города Губкина Белгородской области был созданобучающий инклюзивный театр «Весёлые говорушки». Основной целью создания театра явилось включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.
Обучающий инклюзивный театр – необычный театр, в котором дети с ограниченными возможностями вовлечены в создание спектакля с обучающей направленностью.Занятия сценическим искусством помогают ребёнку решить проблему коммуникативности, избавиться от застенчивости, попробовать и проявить себя в разговорных жанрах.
Занятия с детьми в рамках театральной деятельности позволяют педагогам решить ряд основных и дополнительных педагогических задач:
- способствовать формированию грамматического строя речи;
- способствовать развитию связной речи;
- развивать мимику, речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- формировать фонематическое восприятие;
- обучать элементам грамоты;
- совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность;
- развивать внимание, память, образное мышление;
- формировать положительную мотивацию к обучению посредством сценического искусства;
- формировать социально-активную позицию;
- развивать творческие способности;
- обогащать духовный мир ребенка.
Создавая обучающий инклюзивный театр, педагоги разработали перспективный план согласно возрасту детей и изучаемым темам. Так в старшей группе тематика постановочных спектаклей была ориентирована на лексические темы, изучаемые на занятиях («Волшебная корзина с фруктами», «Приключения красных сапожек», «Новогоднее приключение Снеговичка», «Айболит спешит на помощь», «Необыкновенное путешествие весенней Капельки», «Птичья сказка»). В подготовительной к школе группе темы спектаклей отражали изучение пройденных букв и звуков во время организованных образовательных ситуаций («Как Буквоед похитил Букву А», «Путешествие звука «О» в Звукоград», «Как поссорились буква «К» с кляксой», «Звуковичок идет на помощь», «Волшебный теремок с буквами»).
Подготовка и проведение театральных постановок осуществлялась 1 раз в 2 месяца. Участниками спектаклей являлись как дети групп компенсирующей направленности, так и воспитанники массовых групп. Роли распределялись в зависимости от речевых и психических возможностей каждого ребёнка. Зрителями спектаклей являлись дошкольники из групп общеразвивающей направленности, а также педагоги и родители воспитанников.
Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи появились реальные перспективы успеха в социальной среде, а также возможность встать на одну ступень с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Сценарий обучающего театральногопредставления
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Волшебная корзина с фруктами»
Цель:включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.
Образовательные задачи:закреплять навык согласования имен прилагательных с именами существительными; закреплять навык употребления в речи относительных прилагательных, закреплять умение образовывать сравнительную степень имен прилагательных, закреплять навык употребления в речи пространственных предлогов; закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Развивающие задачи: развивать связную речь, мимику, речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать внимание, память, образное мышление; формировать умение ориентироваться в пространстве; формировать навык диалогической речи; совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность; развивать творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, взаимопонимание; формировать представления о пользе фруктов.
Действующие лица:Алёнка(девочка подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Яблоко, Груша, Слива, Апельсин, Лимон, Абрикос, Вишня(дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Оформление и оборудование:фортепианное сопровождение, маски фруктов, большая корзина, макеты деревьев.
Зрители: дети 4-6 лет из групп общеразвивающей направленности.
Ход представления
Завязка. Действие происходит в музыкальном зале. Поднимается занавес. Рядом с макетами фруктовых деревьев стоят дети в масках «Фрукты» (Яблоко, Груша, Слива, Абрикос, Апельсин, Лимон, Вишня). Большая корзина для Фруктов стоит в центре зала. Рядом с корзиной расположены детские стульчики. Девочка Алёнка входит в зал и поет песню.
Алёнка: Я, Алёнка в сад пришла, в сад пришла, в сад пришла.
Спелых фруктов собрала, собрала, собрала.
Я в корзинку их сложу, их сложу, их сложу,
Маме фрукты покажу, покажу, покажу…
Кушать фрукты я люблю, я люблю, я люблю,
Всю семью я накормлю, накормлю, накормлю.
Буду всех я угощать, угощать, угощать,
Буду песню напевать, напевать, напевать…
Алёнка берет «Яблоко» за руку, ведет его к корзине, и сажает его на стульчик, как будто кладет Фрукт в корзину. Проделывает это со всеми Фруктами.
Развитие действия.Аленка: Ой, как много фруктов я собрала! Да какие же все большие, спелые, разные, ароматные. Так и хочется вас попробовать. С кого же мне начать?
Яблоко: Начни с меня.
Алёнка: А ты кто?
Яблоко: Я - яблоко!
Алёнка: Яблоко, расскажи о себе, ты какое?
Яблоко: Я большое, круглое, красное, сладкое, наливное.
Груша: А я - груша!
Алёнка: Груша? А ты, какая?
Груша: Я большая, жёлтая, вкусная, сладкая, ароматная.
Слива: Лучше на меня посмотрите - я слива!
Алёнка: Слива, расскажи, а ты, какая?
Слива: Я синяя, небольшая, но зато вкусная, спелая, сладкая.
Апельсин: Подумаешь, слива, вот я – апельсин!
Алёнка: А ты, апельсин, какой?
Апельсин: Я большой, круглый, оранжевый, сочный и, конечно же, очень вкусный.
Лимон: Ты, конечно, апельсин, хорош, но со мной ты не сравнишься!
Алёнка: А ты, кто? Чем же ты хорош?
Лимон: Разве вы не знали, что я - лимон?! Я - не просто желтый овальный фрукт, я очень полезный и витаминный. Могу победить простуду! Кто меня любит, тот не болеет.
Абрикос: Ой, да этот лимон кислый. Вот я – абрикос, сладкий, вкусный, сочный.
Вишня: А про меня вы не забыли?
Алёнка: А ты, кто такая?
Вишня: Я - вишенка, хоть и маленькая, но очень вкусная, красная и сочная!
Издалека слышен голос мамы: «Алёнушка, пора обедать».
Алёнка: Ой, мама зовет! Я пообедаю, а когда вернусь, решу, кого из вас пригласить для приготовления вкусного десерта. Я скоро к вам вернусь!
Алёнка уходит.
Яблоко: Хорошо, если бы Аленка мены выбрала. Я сладкое, и из меня получится отличное яблочное варенье.
Груша: Ты сладкое, но я слаще. Из меня можно приготовить грушевое варенье.
Абрикос: Вы сладкие, зато я ещё и сочный. Из меня получится вкусный абрикосовый сок.
Апельсин: Абрикос сочный, но я сочнее. Из меня сока получится больше.
Вишня: Надоела ваша сладость, вот я кислая. Вишневый сок не менее вкусный, чем все остальные.
Лимон: Ты, конечно, вишня кислая, но я намного кислее. И лимонный чай со мной очень вкусный и полезный.
Слива: А из меня можно приготовить сливовый джем. Поэтому я самый нужный фрукт для десерта.
Яблоко: Нет, я самый нужный фрукт!
Груша: Нет, я!
Все остальные фрукты: Я, я, я, я!
Кульминация.Все Фрукты высыпаются из корзинки и остаются сидеть на ковре. Возвращается Алёнка.
Алёнка: Ой-ой-ой, все мои фрукты высыпались из корзинки. Где же моё яблоко?
Яблоко: Я справа от корзинки.
Алёнка: Груша, а ты где?
Груша: А я слева от корзинки?
Алёнка: А куда подевалась слива?
Слива: Я здесь, за корзинкой.
Алёнка: Абрикос, а ты куда спрятался?
Абрикос: Я перед корзинкой.
Алёнка: И апельсина я не вижу. Где же ты?
Апельсин: А я в корзинке.
Алёнка: Не могу никак найти лимон. Ты где, лимон?
Лимон: А я под деревом лежу.
Алёнка: Не хватает только вишни. Где она?
Вишня: Я здесь, около корзинки.
Алёнка: А как вы здесь оказались? Почему вы высыпались?
Яблоко: Мы поссорились, потому что спорили, кто из нас слаще, сочнее, вкуснее, полезнее.
Развязка. Алёнка: Зря вы спорили, ведь каждый из вас по-своему вкусный и полезный. Как же мне вас помирить? Придумала! Только ласковое слово может примерить поссорившихся. Давайте я буду вас класть обратно в корзинку, а вы назовете друг друга ласково.
Алёнка собирает фрукты в корзину. Когда она «кладёт» какой-либо Фрукт, остальные Фрукты проговаривают его название в уменьшительно-ласкательной форме.
Алёнка: Как вы ласково назовете яблоко?
Фрукты: Яблочко.
Далее по аналогии.
Алёнка: Наконец-то вы снова вместе в одной корзинке. Для каждого из вас найдется место во фруктовом десерте.
Фрукты и Алёнка становятся в центр зала, хором читают стихотворение:
Яблоко и Груша (вместе): Кушать фрукты так чудесно,
Слива и Абрикос (вместе): Это вкусно и полезно.
Апельсин и лимон (вместе): Для здоровья просто клад,
Вишня и Аленка (вместе): Приходи в чудесный сад!
Алёнка обращается к зрителям.
Аленка: Девочки и мальчики, ешьте больше фруктов. Они полезны для здоровья.
Все вместе: До свидания, до новых встреч!
Все действующие лица кланяются зрителям, уходят.
Сценарий обучающего театрального представления
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Как Буквоед похитил Букву «А»
Цель: включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.
Образовательныезадачи: закреплять понятие «гласный звук», закреплять умение подбора слов, начинающихся на звук [А], закреплять умение определять место звука в слова, закреплять умение делить слова на слоги.
Развивающие задачи: развивать связную речь, мимику, речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать внимание, память, образное мышление; совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность;развивать творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, желание помогать.
Действующие лица: Звуковичок (ребёнок подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Буквоед (ребёнок подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Буква А, Буква О, Буква И, Буква Э, Буква М, Буква З(дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Оформление и оборудование:использование ИКТ, слайдов (подобраны в соответствии с действиями спектакля), фортепианное сопровождение, костюмы героев, поезд из мягких модулей, раздаточный материал (картинки со звуком [А] в названии).
Зрители: дети 6-7 лет из групп общеразвивающей направленности.
Ход представления
Завязка.Действие происходит в музыкальном зале. Поднимается занавес. Дети в одежде букв поют песню, выполняя соответствующие движения.
Жили под горой у речки (Дети идут друг за другом по
Буквы, словно человечки.кругу).
Жили мирно, не тужили,
Без печали и забот,
Танцевали, пели песни, (Выполняют танцевальные
Делали всегда все вместедвижения).
И ходить друг к другу в гости
Были рады круглый год.
По утрам на свежей травке (Делают зарядку).
Буквы делали зарядку,
Собирались все в слова.
Сразу после переклички
Отправлялись на странички
Очень умных, добрых книжек,
Чтоб читала детвора.
Вечерком все возвращались, (Садятся на ковер в круг,
Снова вместе собирались,имитируют движения чаепития).
Пили чай из яркой кружки,
Ели вкусные ватрушки.
Жили счастливо и дружно
Без печали и без зла,
Словом, в том краю прекрасном (Встают, становятся в полукруг,
Жизнь прекрасная была. лицом к зрителям,
Было б счастье бесконечно, хлопают в ладоши).
Только вдруг, случилось нечто…
Развитие действия. Раздаётся шум ветра, появляется Буквоед, подбегает к Букве А и быстро её уводит, будто похищает.
Буква О: О-о-ох! Что это было?
Буква У: У-у-ух! А где же буква А?
Буква И: И-и-и! Её украл злой Буквоед.
Буква Э: Э-э-эх, что же делать?
Буква М: М-м-м, нужно подумать… Я думаю, надо позвать нашего друга Звуковичка, он нам обязательно поможет.
Буква З звонит по телефону.
Буква З: З-з-з-з-з. Алло, Звуковичок, приезжай скорее, нам срочно нужна твоя помощь. Злой Буквоед украл букву А. Мы ждем тебя.
Появляется Звуковичок.
Звуковичок:Звуковичком зовутменя
И вы запомните, друзья,
Всегда на помощь к вам приду.
И Букву А я вам найду…
Звуковичок: Э-э-э-й, Буквоед, выходи!
Выходит Буквоед.Звуковичок обращается к Буквоеду.
Звуковичок: Буквоед, немедленно верни нам Букву А!
Буквоед: А зачем она вам? Какой от неё прок? Нет-нет-нет, просто так я вам Букву А не отдам. Сначала выполните мои задания.
Звуковичок: Хорошо,- обращается к Буквам, - Мы готовы справиться со всеми заданиями Буквоеда?
Буквы (хором): Да-а-а!
Буквоед: А чем же хороша эта ваша Буква А? И зачем же она вам понадобилась?
Звуковичок: Ты что, Буквоед, не понимаешь?! С Буквы А начинается алфавит.
Буква О: А многие слова и вовсе не могут существовать без Буквы А.
Буква У: У Буквы А такой красивый голос, она так хорошо поет. Когда мы говорим А, мы широко открываем рот и произносим «А-а-а».
Буква И: Буква А гласная, поэтому у нее есть красивое красное платье.
Буквоед: Ну, что же, вы меня убедили, что Буква А очень важная буква в алфавите.И сейчас я каждой Букве задам вопрос, ответ на который должен начинаться со звука [А].
Буквоед (обращается к Букве О): Назови любой фрукт, начинающийся на звук [А].
Буква О: Апельсин.
Буквоед (обращается к Букве У): А ты назови цветок, который начинается на звук [А].
Буква У: Астра.
Буквоед (обращается к Букве И): Сможешь ли ты назвать транспорт на звук [А]?
Буква И: Автобус.
Буквоед (обращается к Букве Э): А вот птицу на звук [А]ты, наверное, не сможешь назвать?
БукваЭ: Почему же, смогу. Птица «аист» начинается со звука [А].
Буквоед (обращается к Букве М): А ты назови-ка мне месяц, название которого начинается со звука [А].
Буква М: Пожалуйста, апрель.
Буквоед (обращается к Букве З): Назови любое имя на звук [А].
Буква З: Алина.
Буквоед: Молодцы, Буквы. Не ожидал, что вы справитесь с моим первым заданием. А вот второе задание будет сложнее. Вы должны будете найти, где живёт звук [А]: в начале, в середине или в конце слова. Посмотрите на этот волшебный поезд, который состоит из трех вагонов. Если Буква А живет в начале слова, то вы садитесь в первый вагон. Если в середине слова, то во второй вагон, а если Буква А живет в конце слова, то садитесь в последний третий вагон.
Буквоед раздает всем Буквам картинки, в названии которых есть звук [А].
Буква О: У меня на картинке альбом. В слове «альбом» звук [А] живет в начале слова, поэтому я сажусь в первый вагон.
Буква У: А у меня на картинке мак. В слове «мак» звук [А] живет в середине слова, поэтому я поеду во втором вагоне.
Буква И: У меня на картинке лиса. В слове «лиса» звук [А] живет в конце слова, поэтому я располагаюсь в третьем вагоне.
Буква Э: Ой, посмотрите, у меня арбуз. В этом слове звук [А] находится в начале слова, поэтому я сяду в первый вагон.
Буква М: А у меня флаг. В слове «флаг» звук [А] в серединке, поэтому я отправлюсь во второй вагон.
Буква З: На моей картинке нарисована пила. Здесь звук [А] в конце слова. Значит, мне нужно сесть в третий вагон.
Буквоед: Молодцы, вы успешно выполнили моё второе задание, поэтому мы с вами скоро все вместе отправимся на волшебном поезде за Буквой А.Но чтобы волшебный поезд отвёз нас к Букве А, вам необходимо будет посчитать сколько слогов в этих словах.
Дети, сидя в поезде, делят слова на слоги, прохлопывая их в ладоши.
Буква О: Аль-бом, 2 слога.
Буква У: Мак, 1 слог.
Буква И: Ли-са, 2 слога.
Буква Э: Ар-буз, 2 слога.
Буква М: Флаг, 1 слог.
Буква З: Пи-ла, 2 слога.
Звуковичок: Буквоед, мы справились со всеми твоими заданиями. Отвези же нас поскорее к Букве А.
Буквоед: Ну что же, Буквы, в путь!
Развязка.Все действующие лица,расположившиеся в волшебном поезде, едут и поют песню под аккомпанемент фортепиано:
Едет, едет паровоз, паровоз, паровоз.
Буквы он с собой повез, он повез, он повез.
Едут буквы выручать, выручать, выручать
Букву А свою спасать, А спасать, А спасать.
К действующим лицам выходит Буква А.
Буква А: Спасибо, Буквы, что вернули меня в алфавит! Вы мои настоящие друзья!
Буквоед: Я тоже хочу стать вашим другом. Не обижайтесь, что я украл Букву А. Мне было скучно, и я решил немного пошалить. Но я так больше никогда не буду поступать.
Звуковичок: Ну что, друзья, простим Буквоеда?
Буквы все вместе: Да-а-а!
Звуковичок: Вот и подошло к концу наше приключение. Ребята, берегите буквы, не теряйте их в словах. До свидания, до новых встреч!
Все действующие лица кланяются зрителям, уходят.
Использованная литература и источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега-Л., 2014. — 134 с.
2. НищеваН. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева // СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 245 с.- ISBN: 9785906750549
3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение [Текст] / В. В. Волина // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 368 c. - ISBN: 5-09-002875-3
4. Песня о буквах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby.ru/clubs/ambrobene/contests/134477307/user/139127061/, свободный. Загл. с экрана
5.Песня «Фруктовый сад» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jooov.net/text/173657801/neizvesten-fruktovyiy_sad.htmls, свободный. Загл. с экрана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
Организация инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном пространстве ДОУ
Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время. В соответствии с Федеральными государственными образовательн...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обес...
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 ...