«Обучающий инклюзивный театр как средство введения детей с тяжёлыми нарушениями речи в социально-коммуникативную среду»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Алехина Анна Михайловна

В документе представлен опыт работы по организации инклюзивного театра для детей с ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_cherkashina_markova_alehina.docx616.53 КБ

Предварительный просмотр:

  «Обучающий инклюзивный театр как средство введения детей с тяжёлыми нарушениями речи в социально-коммуникативную среду»

(Заявляемая номинация – «Педагогическая мастерская развития толерантности к детям с ОВЗ»)

     

Заявители: учитель-логопед Черкашина Ю. А., педагог-психолог Алехина А. М,

учитель-логопед Маркова Л. В.


Аннотация

На современном этапе становления системы коррекционного образования неотъемлемой его частью стала являться инклюзия как главная конечная цель образовательного процесса. Так в новом Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Главе I, расшифровывается  понятие: «инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Чаще всего, говоря об инклюзивном образовании, мы подразумеваем обеспечение данного доступа к образованию для всех обучающихся в общеобразовательных организациях, начиная с первой ступени образования. Так как дошкольное образование не является обязательным и не является официальной ступенью общего образования, следовательно, вопрос инклюзии на данном этапе обучения остаётся недостаточно разработанным.

Однако необходимо отметить, что именно в сенситивный период с 3 до 7 лет у ребёнка начинает закладываться социальный характер, формируются представления о правилах взрослой жизни, появляется ощущение себя в социальном мире и, как следствие, проявления определённого поведения в социальной среде.

Стоит ли говорить о том, что дети с тяжёлыми нарушениями речи не только не всегда имеют возможность самореализации и развития в  творчестве разговорного жанра, но остаются с проблемой коммуникативных навыков, избавиться от которой порой намного труднее, нежели овладеть правильной чистой речью? Действительно, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, дети с речевыми патологиями зачастую лишены возможности принимать участие в различных конкурсах, театральной деятельности, а значит, им бывает трудно избавиться от застенчивости, приобрести целый ряд полезных навыков.

Следовательно, задуматься над вопросом инклюзивного образования необходимо ещё в период дошкольного детства, когда закладываются психологические основы личности, формируется мироощущения себя в социальном мире.

Исходя из актуальности проблемы инклюзивного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях групп компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации, учителями-логопедами совместно с педагогом-психологоммуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 28 «Журавлик» города Губкина Белгородской области был созданобучающий инклюзивный театр «Весёлые говорушки». Основной целью создания театра явилось включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.

Обучающий инклюзивный театр – необычный театр, в котором дети с ограниченными возможностями вовлечены в создание спектакля с обучающей направленностью.Занятия сценическим искусством помогают ребёнку решить проблему коммуникативности, избавиться от застенчивости, попробовать и проявить себя в разговорных жанрах.

Занятия с детьми в рамках театральной деятельности позволяют педагогам решить ряд основных и дополнительных педагогических задач:

  • способствовать формированию грамматического строя речи;
  • способствовать развитию связной речи;
  • развивать  мимику, речевое  дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • формировать фонематическое восприятие;
  • обучать элементам грамоты;
  • совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность;
  • развивать внимание, память, образное мышление;
  • формировать положительную мотивацию к обучению посредством сценического искусства;
  • формировать социально-активную позицию;
  • развивать творческие способности;
  • обогащать духовный мир ребенка.

Создавая обучающий инклюзивный театр,  педагоги разработали перспективный план согласно возрасту детей и изучаемым темам. Так в старшей группе тематика постановочных спектаклей была ориентирована на лексические темы, изучаемые на занятиях («Волшебная корзина с фруктами», «Приключения красных сапожек», «Новогоднее приключение Снеговичка», «Айболит спешит на помощь», «Необыкновенное путешествие весенней Капельки», «Птичья сказка»). В подготовительной к школе группе темы спектаклей отражали изучение пройденных букв и звуков во время организованных образовательных ситуаций («Как Буквоед похитил Букву А»,  «Путешествие звука «О» в Звукоград», «Как поссорились буква «К» с кляксой», «Звуковичок идет на помощь», «Волшебный теремок с буквами»).

Подготовка и проведение театральных постановок осуществлялась 1 раз в 2 месяца. Участниками спектаклей являлись как дети групп компенсирующей направленности, так и воспитанники массовых групп. Роли распределялись в зависимости от речевых и психических возможностей каждого ребёнка. Зрителями спектаклей являлись  дошкольники из групп общеразвивающей направленности, а также педагоги и родители воспитанников.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи появились реальные перспективы успеха в  социальной среде, а также возможность встать на одну ступень с детьми, не имеющими речевых нарушений.

Сценарий обучающего театральногопредставления

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Волшебная корзина с фруктами»

Цель:включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.

Образовательные задачи:закреплять навык  согласования имен прилагательных с именами существительными; закреплять навык употребления в  речи относительных прилагательных, закреплять умение образовывать сравнительную степень имен прилагательных, закреплять навык употребления в речи пространственных предлогов; закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

Развивающие задачи: развивать связную речь, мимику, речевое  дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать внимание, память, образное мышление; формировать умение ориентироваться в пространстве; формировать навык диалогической речи; совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность; развивать творческие способности.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, взаимопонимание; формировать представления о пользе фруктов.

Действующие лица:Алёнка(девочка подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Яблоко, Груша, Слива, Апельсин, Лимон, Абрикос, Вишня(дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

Оформление и оборудование:фортепианное сопровождение, маски фруктов, большая корзина, макеты деревьев.

Зрители: дети 4-6 лет из групп общеразвивающей направленности.

Ход представления

Завязка. Действие происходит в музыкальном зале. Поднимается занавес. Рядом с макетами фруктовых деревьев стоят дети в масках «Фрукты»  (Яблоко, Груша, Слива, Абрикос, Апельсин, Лимон, Вишня). Большая корзина для Фруктов стоит в центре зала. Рядом с корзиной расположены детские стульчики. Девочка Алёнка входит в зал и поет песню.

Алёнка: Я, Алёнка в сад пришла, в сад пришла, в сад пришла.

                Спелых фруктов собрала, собрала, собрала.

                Я в корзинку их сложу, их сложу, их сложу,

                Маме фрукты покажу, покажу, покажу…

Кушать фрукты я люблю, я люблю, я люблю,

Всю семью я накормлю, накормлю, накормлю.

Буду всех я угощать, угощать, угощать,

                Буду песню напевать, напевать, напевать…

Алёнка берет «Яблоко»  за руку, ведет его к корзине, и сажает его на стульчик,  как будто кладет Фрукт в корзину. Проделывает это со всеми Фруктами.

Развитие действия.Аленка: Ой, как много фруктов я собрала! Да какие же все большие, спелые, разные, ароматные. Так и хочется вас попробовать. С кого же мне начать?

Яблоко: Начни с меня.

Алёнка: А ты кто?

Яблоко: Я - яблоко!

Алёнка: Яблоко, расскажи о себе,  ты какое?

Яблоко: Я большое, круглое, красное, сладкое, наливное.

Груша: А я - груша!

Алёнка: Груша? А ты, какая?

Груша: Я большая, жёлтая, вкусная, сладкая, ароматная.

Слива: Лучше на меня посмотрите - я слива!

Алёнка: Слива, расскажи, а ты, какая?

Слива: Я синяя, небольшая, но зато вкусная, спелая, сладкая.

Апельсин: Подумаешь, слива, вот я – апельсин!

Алёнка: А ты, апельсин, какой?

Апельсин: Я большой, круглый, оранжевый, сочный и, конечно же, очень вкусный.

Лимон: Ты, конечно, апельсин, хорош, но со мной ты не сравнишься!

Алёнка: А ты, кто? Чем же ты хорош?

Лимон: Разве вы не знали, что я  - лимон?! Я - не просто желтый овальный фрукт, я очень полезный и витаминный. Могу победить простуду! Кто меня любит, тот  не болеет.

Абрикос: Ой, да этот лимон кислый. Вот я – абрикос, сладкий, вкусный, сочный.

Вишня: А про меня вы не забыли?

Алёнка: А ты, кто такая?

Вишня: Я - вишенка, хоть и маленькая, но очень вкусная, красная и сочная!

Издалека слышен голос мамы: «Алёнушка, пора обедать».

Алёнка: Ой, мама зовет! Я пообедаю, а когда вернусь, решу, кого из вас пригласить для приготовления вкусного десерта. Я скоро к вам вернусь!

Алёнка уходит.

Яблоко: Хорошо,  если бы Аленка мены выбрала. Я сладкое, и из меня получится  отличное яблочное варенье.

Груша: Ты сладкое, но я слаще. Из меня можно приготовить грушевое варенье.

Абрикос: Вы сладкие, зато я ещё и сочный. Из меня получится вкусный абрикосовый  сок.

Апельсин: Абрикос сочный, но я сочнее. Из меня сока получится больше.

Вишня: Надоела ваша сладость, вот я кислая. Вишневый сок не менее вкусный, чем все остальные.

Лимон: Ты, конечно, вишня кислая, но я намного кислее. И лимонный чай со мной очень вкусный и полезный.

Слива: А из меня можно приготовить сливовый джем. Поэтому я самый нужный фрукт для десерта.

Яблоко: Нет, я самый нужный фрукт!

Груша: Нет, я!

Все остальные фрукты: Я, я, я, я!

Кульминация.Все Фрукты высыпаются из корзинки и остаются сидеть на ковре. Возвращается Алёнка.

Алёнка: Ой-ой-ой, все мои фрукты высыпались из корзинки. Где же моё яблоко?

Яблоко: Я справа от корзинки.

Алёнка: Груша, а ты где?

Груша: А я слева от корзинки?

Алёнка: А куда подевалась слива?

Слива: Я здесь, за корзинкой.

Алёнка: Абрикос, а ты куда спрятался?

Абрикос: Я  перед корзинкой.

Алёнка: И апельсина я не вижу. Где же ты?

Апельсин: А я в корзинке.

Алёнка: Не могу никак найти лимон. Ты где, лимон?

Лимон: А я под деревом лежу.

Алёнка: Не хватает только вишни. Где она?

Вишня: Я здесь, около корзинки.

Алёнка: А как вы здесь оказались? Почему вы высыпались?

Яблоко: Мы поссорились, потому что спорили, кто из нас слаще, сочнее, вкуснее, полезнее.

Развязка. Алёнка: Зря вы спорили, ведь каждый из вас по-своему вкусный и полезный. Как же мне вас помирить? Придумала! Только ласковое слово может примерить поссорившихся. Давайте я буду вас класть обратно в корзинку, а вы назовете друг друга ласково.

Алёнка собирает фрукты в корзину. Когда она «кладёт» какой-либо Фрукт, остальные Фрукты проговаривают его название в уменьшительно-ласкательной форме.

Алёнка: Как вы ласково назовете яблоко?

Фрукты: Яблочко.

Далее по аналогии.

Алёнка: Наконец-то вы снова вместе в одной корзинке. Для каждого из вас найдется место во фруктовом десерте.

Фрукты и Алёнка становятся в центр зала, хором читают стихотворение:

Яблоко и Груша (вместе): Кушать фрукты так чудесно,

Слива и Абрикос (вместе): Это вкусно и полезно.

Апельсин и лимон (вместе): Для здоровья просто клад,

Вишня и Аленка (вместе): Приходи в чудесный сад!

Алёнка обращается к зрителям.

Аленка: Девочки и мальчики, ешьте больше фруктов. Они полезны для здоровья.

Все вместе: До свидания, до новых встреч!

Все действующие лица кланяются зрителям, уходят.

Сценарий обучающего театрального представления

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Как Буквоед похитил Букву «А»

Цель: включение детей с речевыми патологиями в социальную среду посредством театрального искусства.

Образовательныезадачи: закреплять понятие «гласный звук», закреплять умение подбора слов, начинающихся  на звук [А], закреплять умение определять место звука в слова, закреплять умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи: развивать связную речь, мимику, речевое  дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать внимание, память, образное мышление; совершенствовать технику речи, её интонационную выразительность;развивать творческие способности.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, желание помогать.

Действующие лица: Звуковичок (ребёнок подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Буквоед (ребёнок подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности), Буква А, Буква О, Буква И, Буква Э, Буква М, Буква З(дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

Оформление и оборудование:использование ИКТ, слайдов (подобраны в соответствии с действиями спектакля), фортепианное сопровождение, костюмы героев, поезд из мягких модулей, раздаточный материал (картинки со звуком [А] в названии).

Зрители: дети 6-7 лет из групп общеразвивающей направленности.

Ход представления

Завязка.Действие происходит в музыкальном зале. Поднимается занавес. Дети в одежде букв поют песню, выполняя соответствующие движения.

Жили под горой у речки                       (Дети идут друг за другом по

Буквы, словно человечки.кругу).

Жили мирно, не   тужили,

Без печали и забот,

Танцевали, пели песни,                         (Выполняют танцевальные

Делали всегда все вместедвижения).

И ходить друг к другу в гости

Были рады круглый год.

По утрам на свежей травке                    (Делают зарядку).

Буквы делали зарядку,

Собирались все в слова.

Сразу после переклички

Отправлялись на странички

Очень умных, добрых книжек,

Чтоб читала детвора.

Вечерком все возвращались,                 (Садятся на ковер в круг,

Снова вместе собирались,имитируют движения чаепития).

Пили чай из яркой кружки,

Ели вкусные ватрушки.

Жили счастливо и дружно

Без печали и без зла,

Словом, в том краю прекрасном           (Встают, становятся в полукруг,  

Жизнь прекрасная была.                        лицом к зрителям,

Было б счастье бесконечно,                   хлопают в ладоши).

Только вдруг, случилось нечто…

Развитие действия. Раздаётся шум ветра, появляется Буквоед, подбегает к Букве А и быстро её уводит, будто похищает.

Буква О: О-о-ох! Что это было?

Буква У: У-у-ух! А где же буква А?

Буква И: И-и-и! Её украл злой Буквоед.

Буква Э: Э-э-эх, что же делать?

Буква М: М-м-м, нужно подумать… Я думаю, надо позвать нашего друга Звуковичка, он нам обязательно поможет.

Буква З звонит по телефону.

Буква З: З-з-з-з-з. Алло, Звуковичок, приезжай скорее, нам срочно нужна твоя помощь. Злой Буквоед украл букву А. Мы ждем тебя.

Появляется Звуковичок.

Звуковичок:Звуковичком  зовутменя

                       И вы запомните, друзья,

                       Всегда на помощь к вам приду.

                       И Букву А я вам найду…

Звуковичок:  Э-э-э-й, Буквоед, выходи!

Выходит Буквоед.Звуковичок обращается к Буквоеду.

Звуковичок: Буквоед, немедленно верни нам Букву А!

Буквоед: А зачем она  вам? Какой от неё прок? Нет-нет-нет, просто так я вам Букву А не отдам. Сначала выполните мои задания.

Звуковичок: Хорошо,- обращается к Буквам, - Мы готовы справиться со всеми заданиями Буквоеда?

Буквы (хором): Да-а-а!

Буквоед: А чем же хороша эта ваша Буква А? И зачем же она вам понадобилась?

Звуковичок: Ты что, Буквоед, не понимаешь?! С Буквы А начинается алфавит.

Буква О: А многие слова и вовсе не могут существовать без Буквы А.

Буква У: У Буквы  А такой красивый голос, она так хорошо поет. Когда мы говорим А, мы широко открываем рот и произносим  «А-а-а».

Буква И: Буква А гласная, поэтому у нее есть красивое красное платье.

Буквоед: Ну, что же, вы меня убедили, что Буква А очень важная буква в алфавите.И сейчас я каждой Букве задам вопрос, ответ на который  должен начинаться со звука [А].

Буквоед (обращается к Букве О): Назови любой фрукт, начинающийся на звук [А].

Буква О: Апельсин.

Буквоед (обращается к Букве У): А ты назови цветок, который начинается на звук [А].

Буква У: Астра.

Буквоед (обращается к Букве И): Сможешь ли ты назвать транспорт на звук [А]?

Буква И: Автобус.

Буквоед (обращается к Букве Э): А вот птицу на звук [А]ты, наверное, не сможешь назвать?

БукваЭ: Почему же, смогу. Птица «аист»  начинается со звука [А].

Буквоед (обращается к Букве М): А ты назови-ка мне месяц, название которого начинается со звука [А].

Буква М: Пожалуйста, апрель.

Буквоед (обращается к Букве З): Назови любое имя на звук [А].

Буква З: Алина.

Буквоед: Молодцы, Буквы. Не ожидал, что вы справитесь с моим первым заданием. А вот второе задание будет сложнее. Вы должны будете найти, где живёт звук [А]: в начале, в середине или в конце слова. Посмотрите на этот волшебный поезд, который состоит из трех вагонов. Если Буква А живет в начале слова, то вы садитесь в первый вагон. Если в середине слова, то во второй вагон, а  если Буква А живет в конце слова, то садитесь в последний третий вагон.

Буквоед раздает всем Буквам картинки, в названии которых есть звук [А].

Буква О: У меня на картинке альбом. В слове «альбом» звук [А] живет в начале слова, поэтому я сажусь в первый вагон.

Буква У: А у меня на картинке мак. В слове «мак» звук [А] живет в середине слова, поэтому я поеду во втором вагоне.

Буква И: У меня на картинке лиса. В слове «лиса» звук [А] живет в конце слова, поэтому я располагаюсь в третьем вагоне.

Буква Э: Ой, посмотрите, у меня арбуз. В этом слове звук [А] находится в начале слова, поэтому я сяду в первый вагон.

Буква М: А у меня флаг. В слове «флаг» звук [А] в серединке, поэтому я отправлюсь во второй вагон.

Буква З: На моей картинке нарисована пила. Здесь звук [А] в конце слова. Значит, мне нужно сесть в третий вагон.

Буквоед: Молодцы, вы успешно выполнили моё второе задание, поэтому мы с вами скоро все вместе отправимся на волшебном поезде за Буквой А.Но чтобы  волшебный поезд отвёз нас к Букве А,  вам необходимо будет посчитать сколько слогов в этих словах.

Дети, сидя в поезде, делят слова на слоги, прохлопывая их в ладоши.

Буква О: Аль-бом, 2 слога.

Буква У: Мак, 1 слог.

Буква И: Ли-са, 2 слога.

Буква Э: Ар-буз, 2 слога.

Буква М: Флаг, 1 слог.

Буква З: Пи-ла, 2 слога.

Звуковичок: Буквоед, мы справились со всеми твоими заданиями. Отвези же нас поскорее к Букве А.

Буквоед: Ну что же, Буквы, в путь!

Развязка.Все действующие лица,расположившиеся в волшебном поезде, едут и поют песню под аккомпанемент фортепиано:

Едет, едет паровоз, паровоз, паровоз.

Буквы он с собой повез, он повез, он повез.

Едут буквы выручать, выручать, выручать

Букву А свою спасать, А спасать, А спасать.

К действующим лицам выходит Буква А.

Буква А: Спасибо, Буквы, что вернули меня в алфавит! Вы мои настоящие друзья!

Буквоед: Я тоже хочу стать вашим другом. Не обижайтесь, что я украл Букву А.  Мне было скучно, и я решил немного пошалить. Но я так больше никогда не буду поступать.

Звуковичок: Ну что, друзья, простим Буквоеда?

Буквы все вместе: Да-а-а!

Звуковичок: Вот и подошло к концу наше приключение. Ребята, берегите буквы, не теряйте их  в словах. До свидания, до новых встреч!

Все действующие лица кланяются зрителям, уходят.

Использованная литература и источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега-Л., 2014. — 134 с.

2. НищеваН. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст]  / Н. В. Нищева // СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. -  245 с.- ISBN: 9785906750549

3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение [Текст] / В. В. Волина // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 368 c. - ISBN: 5-09-002875-3

4. Песня о буквах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby.ru/clubs/ambrobene/contests/134477307/user/139127061/, свободный. Загл. с экрана

5.Песня «Фруктовый сад» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jooov.net/text/173657801/neizvesten-fruktovyiy_sad.htmls, свободный. Загл. с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Организация инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном пространстве ДОУ

Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время.    В соответствии с Федеральными государственными образовательн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обес...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 ...