Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
проект

Новикова Маргарита Владимировна

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 – 7 лет.

 

3 слайд. Цель: создание условий для развития позитивной социализации и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ТНР через наставническую деятельность.

Задачи:

  1. расширять опыт взаимодействия и коммуникативного общения между детьми старшего и младшего дошкольного возраста через сотрудничество;
  2. оказывать помощь в формировании лидерского потенциала;
  3. способствовать развитию взаимоуважения, доверия, эмоциональной отзывчивости;
  4. включить воспитанников в социально значимую, в том числе добровольческую деятельность, которая способствует становлению активной жизненной позиции.

 

 

 

4 слайд. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. 

Форма наставничества «дети-детям» - это взаимодействие воспитанников одной организации, при которой существуют разные позиции детей, где ребёнок-наставник – активатор процесса наставничества, партнёрского взаимодействия; ребёнок-наставляемый – принимающий опыт, знания в процессе общения. Строгой субординации нет, иногда возрастные группы меняются местами в процессе.

Педагог - создаёт условия для проявления доверительного взаимодействия и поддерживает самостоятельные действия. Принципы наставничества:

- добровольность;

- гуманность;

- соблюдение правил;

- ответственность;

- желание помочь;

- взаимопонимание;

- способность видеть личность.

 

5 слайд. Встречи происходят 1 - 2 раза в месяц. Старшие дети учат младших всему тому, что знают и чему учатся сами. Сотрудничество в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу»: могу помочь, показать, рассказать, научить, рисовать, играть, дарить, радовать, дружить, общаться и т.д.

Схемы действий:

  1. групповые встречи: подбирается группа детей (самостоятельное желание или с помощью взрослого), которая в процессе может разбиться на пары (наставник и  наставляемый);
  2. командные встречи: одна сборная  команда передаёт отдельный опыт.

 

6 слайд. Правила:

1) большое желание – любая добровольческая деятельность происходит по желанию;

2) доброе дело – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение другого человека и события;

3) понятное действие;

4) яркие эмоции – интересное событие.

 

7 слайд. Способы наставнической деятельности:

 - «я расскажу – ты послушай»;

- «я покажу – ты посмотри»;

- «сделаем вместе»;

- «делай сам – я помогу».

Направления межвозрастного партнёрства:

  1. игра (игры-знакомства, игровые действия с игрушками, игры-забавы;
  2. взаимодействие (театрализованная деятельность, навыки самообслуживания, продуктивная деятельность).

По составу группы детей старшего возраста мобильны для возможности осуществления своих запросов в разных видах деятельности.

 

8 слайд. Перейдём к примерам деятельности наставников.

Первое планирование и желание общения с целью поделиться своими знаниями и помощью появилось в осенний период на прогулках (встретились старые знакомые). Игры с листьями, помощь в уборке участка привели старших детей в групповое общение: показ как вырезать листья, дыхательная гимнастика с полученным предметом и уборка после игры. Получилась некая поэтапная модель поведения – делаем вместе. Корм для птиц изготавливали вместе с младшими, а далее развешивали на улице – активная форма разновозрастного общения с объединением общих интересов, желанием поделиться умением и проконтролировать результат.

9 слайд. Детей увлекает сама возможность проявлять инициативу, самостоятельность. Проведение совместных мероприятий помогает дошкольникам приобрести навыки доброжелательного диалога, самостоятельно решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, контролировать свои эмоциональные реакции. В предновогодний период старшие готовили игрушки на ёлку для своих родителей и появилась идея поделиться и научить младших. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.

Тогда же у команды шефов появилась идея планировать наставническую деятельность в виде адвент-календаря – 10 дел на 10 дней (придумали, какие бы нужные важные дела сделать перед Новым годом).

10 слайд. Наставники стали следить за календарём, приносить новые идеи в группу, делились знаниями друг с другом. Стало проявляться творчество: показать спектакль, поставить смешную сценку, научить игре, рассказать сказку, сочинить историю, написать книгу. Оставить частичку значимого и важного от себя.

11 слайд. В конце года наставникам вручили отличительный знак – значок с логотипом «Я знаю – я могу». Как показала данная практика, опыт сотрудничества по данной целевой модели способствовал успешной социализации, положительному познавательно-личностному общению детей старшего и младшего дошкольного возраста, стабилизации эмоционального состояния, установлении доверительных отношений, развитии лидерских качеств.

Данный проект был опубликован в журнале «Обруч» № 1 от 2023 г. и участвовал во Всероссийском конкурсе «Воспитать человека» 2023 г.

 

12 слад. Спасибо за внимание и интересные факты вы найдете на странице нашей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на родительском собрании  "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...