Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
проект
Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 – 7 лет.
3 слайд. Цель: создание условий для развития позитивной социализации и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ТНР через наставническую деятельность.
Задачи:
- расширять опыт взаимодействия и коммуникативного общения между детьми старшего и младшего дошкольного возраста через сотрудничество;
- оказывать помощь в формировании лидерского потенциала;
- способствовать развитию взаимоуважения, доверия, эмоциональной отзывчивости;
- включить воспитанников в социально значимую, в том числе добровольческую деятельность, которая способствует становлению активной жизненной позиции.
4 слайд. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества «дети-детям» - это взаимодействие воспитанников одной организации, при которой существуют разные позиции детей, где ребёнок-наставник – активатор процесса наставничества, партнёрского взаимодействия; ребёнок-наставляемый – принимающий опыт, знания в процессе общения. Строгой субординации нет, иногда возрастные группы меняются местами в процессе.
Педагог - создаёт условия для проявления доверительного взаимодействия и поддерживает самостоятельные действия. Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение правил;
- ответственность;
- желание помочь;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
5 слайд. Встречи происходят 1 - 2 раза в месяц. Старшие дети учат младших всему тому, что знают и чему учатся сами. Сотрудничество в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу»: могу помочь, показать, рассказать, научить, рисовать, играть, дарить, радовать, дружить, общаться и т.д.
Схемы действий:
- групповые встречи: подбирается группа детей (самостоятельное желание или с помощью взрослого), которая в процессе может разбиться на пары (наставник и наставляемый);
- командные встречи: одна сборная команда передаёт отдельный опыт.
6 слайд. Правила:
1) большое желание – любая добровольческая деятельность происходит по желанию;
2) доброе дело – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение другого человека и события;
3) понятное действие;
4) яркие эмоции – интересное событие.
7 слайд. Способы наставнической деятельности:
- «я расскажу – ты послушай»;
- «я покажу – ты посмотри»;
- «сделаем вместе»;
- «делай сам – я помогу».
Направления межвозрастного партнёрства:
- игра (игры-знакомства, игровые действия с игрушками, игры-забавы;
- взаимодействие (театрализованная деятельность, навыки самообслуживания, продуктивная деятельность).
По составу группы детей старшего возраста мобильны для возможности осуществления своих запросов в разных видах деятельности.
8 слайд. Перейдём к примерам деятельности наставников.
Первое планирование и желание общения с целью поделиться своими знаниями и помощью появилось в осенний период на прогулках (встретились старые знакомые). Игры с листьями, помощь в уборке участка привели старших детей в групповое общение: показ как вырезать листья, дыхательная гимнастика с полученным предметом и уборка после игры. Получилась некая поэтапная модель поведения – делаем вместе. Корм для птиц изготавливали вместе с младшими, а далее развешивали на улице – активная форма разновозрастного общения с объединением общих интересов, желанием поделиться умением и проконтролировать результат.
9 слайд. Детей увлекает сама возможность проявлять инициативу, самостоятельность. Проведение совместных мероприятий помогает дошкольникам приобрести навыки доброжелательного диалога, самостоятельно решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, контролировать свои эмоциональные реакции. В предновогодний период старшие готовили игрушки на ёлку для своих родителей и появилась идея поделиться и научить младших. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.
Тогда же у команды шефов появилась идея планировать наставническую деятельность в виде адвент-календаря – 10 дел на 10 дней (придумали, какие бы нужные важные дела сделать перед Новым годом).
10 слайд. Наставники стали следить за календарём, приносить новые идеи в группу, делились знаниями друг с другом. Стало проявляться творчество: показать спектакль, поставить смешную сценку, научить игре, рассказать сказку, сочинить историю, написать книгу. Оставить частичку значимого и важного от себя.
11 слайд. В конце года наставникам вручили отличительный знак – значок с логотипом «Я знаю – я могу». Как показала данная практика, опыт сотрудничества по данной целевой модели способствовал успешной социализации, положительному познавательно-личностному общению детей старшего и младшего дошкольного возраста, стабилизации эмоционального состояния, установлении доверительных отношений, развитии лидерских качеств.
Данный проект был опубликован в журнале «Обруч» № 1 от 2023 г. и участвовал во Всероссийском конкурсе «Воспитать человека» 2023 г.
12 слад. Спасибо за внимание и интересные факты вы найдете на странице нашей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».
В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...
Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
Статья посвящена проблеме усвоения письма и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....
Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"
Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...