ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Поваляева Галина Александровна

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_povalyaeva_g.a.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Поваляева Галина Александровна

старший преподаватель ИНПО ФГБОУ ВПО «ХГУ им.Н.Ф.Катанова» кафедры дошкольного и специального образования, учитель-логопед ЧДОУ «Д/с № 201 ОАО «РЖД», г.Абакана

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

        Инклюзивное образование ориентировано на изменение образовательных условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Принятый 29 декабря 2012 г. № 273 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности.  Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребёнка с ОВЗ в жизнь группы. Смысл инклюзии – изменить организацию пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

        Построение образовательного процесса в дошкольном учреждении, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями. Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

  • принцип социального взаимодействия (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса);
  • принцип индивидуального подхода (всестороннее изучение и разработку мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей);
  • принцип вариативности в организации процесса обучения и воспитания;
  • принцип междисциплинарного подхода (комплексный междисциплинарный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения);
  • принцип партнёрского взаимодействия с семьёй (установить доверительные партнёрские отношения с родителями или близкими ребёнка, договорится о совместных действиях, направленных на поддержку ребёнка).

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные потребности ребёнка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учётом индивидуальных различий детей.

Коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога дополнительного образования (изодеятельность, театрализованная деятельность, хореографическая деятельность), массажиста, физиокабинет с мед.сестрой, психоневролога, тифлопедагога или сурдолога (по потребности). Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений детей группы с учётом реализации возможностей каждого её участника. Инклюзивная группа должна сочетать в себе два организационных подхода:

  1. в расписании группы учесть занятия (расписано время, специалист, помещение), предусмотренные индивидуальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ – как индивидуальные, так и групповые;
  2. групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели может быть гибким, т.к. кому – то из детей могут быть противопоказаны определённые формы работы – для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации активности.

В процессе реализации программ необходимо помнить, что организация деятельности групп может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки или специальными потребностями ребёнка.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями. Каждое занятие выстраивается с учётом действий всех специалистов, работающих с ребёнком. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребёнок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей.

С точки зрения Л.С.Выготского, дефект присущ не ребёнку, а социальным условиям, которые не позволяют ребёнку преодолеть препятствие на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются.

Библиографический список

1. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015.- 320с.

2. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. Е.Г.Карасёва. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- 64 с.

3. Алешанова Л.В. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы//Логопед. 2015.№ 1.с.120-124

4. Материалы сайтов http:// inpravo.ru /, www.consultant.ru/popular


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном пространстве ДОУ

Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время.    В соответствии с Федеральными государственными образовательн...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко пре...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Презентация "Разработка примерного индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7, разработанная на основе вариативной примерной адаптированной основной образ...


 

Комментарии

Пивоварова Оксана Николаевна

Галина Александровна, вы большая молодец. Введение инклюзивного образования в учебных заведениях это большой плюс для социализации ребенка с ОВЗ. Работа конечно очень большая с такими детьми, но она нужна им как воз И привлечение специалистов для такой работы очень важно. Если учебное заведение использует инклюзивное образование то необходимо обеспечить и состав специалистов, иначе работа будет пустая. Обычный преподаватель не справиться в одиночку. И побольше преподавателей которые хотят работать с детьми с ОВЗ и не боятся этой работы)

Поваляева Галина Александровна

Проблем очень много в реализации инклюзивного образования. Это и финансы и не понимание администрации и родителей. Но мы идём к этому и реализуем. 25.03.2016 г. В рамках дней науки "Катановские чтения- 2016"принимала участие в пленарной дискуссии "Организация инклюзивной практики в современном детском саду". Где педагоги и преподаватели делились информацией со студентами и друг с другом.

Пивоварова Оксана Николаевна

Галина Александровна, Вы совершенно правы. Вопросов больше чем ответов. Но мы педагоги и нам судьбой предрешено идти в перед и преодолевать трудности. Думаю через несколько лет внедрение инклюзивного образования даст свои положительные результаты. Работа будет в системе и по всей стране.