Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Драган Надежда Александровна

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использовать в совей работе, ну и, конечно же, интересную викторину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Семинар - практикум для педагогов:

«Развитие речи детей младшего

дошкольного возраста

средствами устного народного творчества». 

Подготовила воспитатель:

Драган Надежда

Александровна

г. Пыть-Ях

2016 - 2017 уч. год

Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

Ход семинара:

 Прежде, чем начать свой семинар, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.

Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще, у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия.

Пусть они будут с вами на протяжении всего семинара. А сейчас, хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар - практикум.

Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.  

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Главная цель – развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей средствами устного народного творчества.

Задачи:

  •  приобщить детей к русскому фольклору;
  •  обогащать  речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
  •  развивать свободное общение взрослого и детей, практическое овладение нормами русской речи;
  •  воспитывать любовь к русскому фольклору.

Какие же средства народного творчества я использую в своей работе? Я хочу вам рассказать немного о них. Ваша задача - слушать внимательно, ведь впереди нас ждет интересная викторина.

Потешки - это короткие стишки, предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

Пример:

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой.

Пример:

Когда я ем - я глух и нем.

Хлеб всему голова.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

Пример:

Как рак на горе свистнет.

Загадки - это жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Пример:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.  (Ежик)

Сказки - это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Выделяют несколько разновидностей сказок:

Волшебная ("Снегурочка")

Бытовая ("Каша из топора")

О животных  ("Теремок")

Народные игры – это яркое выражение народа, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свое здоровье, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.

Делятся на подвижные ("У медведя во бору") и хороводные ("Каравай")

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка.

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы.

Пример:

Весна - Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день.

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово.

Скороговорки  зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение, и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.

Пример:

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) —это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме.

Пример:

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте! "

Слайд 18. Считалки - это рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки.

Пример:

Едет белка не тележке,
Продает  она орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!

Хороводная игра "Заинька".

Викторина "Любимый наш фольклор".

Цель: формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из 14 вопросов.

За правильные ответы будут выдаваться открытки с матрешками, которые можно будет использовать в качестве дидактических игр.

Викторина

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные).

2 вопрос - Как называется небольшой стишок, помогающий ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме. (прибаутки).

3 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы? (заклички).

4 вопрос – Кому принадлежат слова: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы». (Д. С. Лихачев).

5 вопрос – К какому виду фольклора относятся эти слова:

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала. (скороговорки)

6 вопрос – Какая форма фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?  (загадки).

7 вопрос – К какому виду игр относится игра «Каравай». (хороводная)

8 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки).

9 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей? (баба-яга)

10 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня? (курочка-ряба)

11 вопрос – В каком режимном моменте эффективно использование закличек?

(прогулка).

12 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать).

13 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»? (лиса, почти 70 сказочных сюжетов).

14 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: «Теремок» — дружба; «Репка» — трудолюбие; «Кот, петух и лиса» — дружба, взаимовыручка.

Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку) .

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на семинар: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на семинаре нового.

Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!



Предварительный просмотр:

H:\РАСПЕЧАТАТЬ\много матрешек.jpegH:\РАСПЕЧАТАТЬ\игра.jpg

H:\аттестация\семинар для педагогов\Матрешки-альбом8.jpgH:\аттестация\семинар для педагогов\naydi-nedostayushhuyu-matreshku.jpgH:\аттестация\семинар для педагогов\naydi-matreshek-sestrichek-proydya-po-labirintu.jpg

H:\аттестация\семинар для педагогов\naydi-odinkovyih-matreshek-raznogo-razmera.jpg

H:\аттестация\семинар для педагогов\101680465_NP_Matreshki_soberi1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества...

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

« Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский...

Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"...