Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
материал (младшая группа)
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_nv_ds_ryabinka_1.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Выступление на РМО на тему:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами
устного народного творчества»
Подготовила
воспитатель Иванова Н.В.
г. Гагарин, 2020
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»
К. Д. Ушинский
К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин снижения этого является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей и воспитателей в развитии речи ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми, родителями, воспитателями тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приговорки, заклички, хороводы, считалки, потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни, частушки и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому многие педагоги обращались к решению проблемы речевого развития при помощи использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.
Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Моя работа строилась на том, что я в различных видах деятельности использовала различные формы народного творчества.
В режимных моментах большая роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием заходят в группу, умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.
Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Так же я использую малые фольклорные формы в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Русские народные игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки . Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
Дети любят играть в театрализованные игры, для которых используются драматизация русских народных сказок. В них дети самореализуются, показывают себя. Такие мини представления я использую во второй половине дня. Еще такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой и крупной моторики.
Помимо потешек, прибауток, пальчиковых игр, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.
Планируя игры, детский фольклор, подбираю материал разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий подготавливаю консультации, такие как: «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки», «Почему важно петь колыбельные песни детям». Привлекаем родителей к изготовлению материалов к дидактическим и театрализованным играм, в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья». Пополняем развивающую среду (настольно-печатными играми по русским народным сказкам, играми по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)). Привлекаем родителей к созданию театра на палочках, кеглях, стаканчиках, на ложках, конусного театра.
В свободной деятельности дети очень любят использовать опыт, который получили в игровой деятельности. Дети с удовольствием укачивают кукол под колыбельные песенки, водят хороводы, поют и танцуют.
Структура организованной образовательной деятельности не обходится без организационных моментов, пальчиковых игр, физкультминуток, дыхательных гимнастик. Это забавляет и радует ребенка, организует его на умственную деятельность, заставляет эмоционально переживать услышанное, пробуждает гуманные качества личности. Использование детского фольклора в ООД помогает детям расслабиться, передохнуть, успокоиться, помогает установить контакт воспитателя с ребенком.
Велико значение устного народного творчества и на прогулках с детьми. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия, такие как фольклорный материал, используется в соответствии с возрастными особенностями детей. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала. При использовании подвижных народных игр на прогулке необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью.
Проведенная работа по внедрению фольклора во все виды деятельности с детьми уже даёт свои плоды. Это видно из результатов мониторинга, который показал положительную динамику в образовательной области по развитию речи.
Заключение.
Проводимая работа по данной теме позволяет подтвердить предположение о том, что целенаправленное разностороннее использование произведений устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе влечет за собой более эффективное развитие детской речи. Используя народный фольклор, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Произведения народного фольклора имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
На основании выше изложенного, я могу утверждать, что большая роль в речевом развитии детей отведена педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство должно выражаться в создании условий для речевого развития детей, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методами.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что планируемая мной работа по развитию речевой активности детей средством устного народного творчества будет обязательно продолжена в дальнейшей работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"
С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям спр...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...
Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"
Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....
Самообразование: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством народного творчества"
План самообразования на 2017-2021 год....
Вебинар для родителей на тему: «Развитие связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях семьи».
Данный материал позволяет родителям познакомиться с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей и способствует получению практических навыков по их применению....
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...