Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
учебно-методический материал на тему

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sovet_predposylki_sv.rechi_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Куртамышский детский сад №5»

            Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного

            возраста средствами  устного народного творчества

Воспитатель: Степанова И. В.

Куртамыш  2015 год

 (слайд 1)

Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

(слайд 2)

Эта тема актуальна, так произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:

(слайд 3)

— развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.

(слайд 4)

Основными задачами моего направления являются:

— вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;

— познакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;

— приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

В своей работе использую следующие методы и приёмы:

(слайд 5)

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

(слайд 6)

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.

(слайд 7)

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

(слайд 8)

В своей работе использую следующие формы работы : художественно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей.

(слайд 9)

В своей работе использую следующие дидактические пособия:

— настольный театр;

— пальчиковые игры;

— кукольный театр;

(слайд 10)

— иллюстрационный материал;

— пособия мнемотехники (дидактические кубы, мнемотаблицы и мнемодорожки, тактильные дощечки)

— иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.

(слайд 11)

Работая с малышами, я использую картотеки:

— русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста;

— русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек;

— пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале.

(Слайд 12)

В моей работе стали традиционными фольклорные занятия: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки», «Сорока — Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Заинька походи…», «Птичий двор», «Мишка — шалунишка».

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. Д

(слайд 13)

На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям;

— принципы активности усвоения и применения знаний.

(слайд 14)

Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты.

(слайд 15)

Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег.

(слайд16)

 прогулки — всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.

(слайд 17)

Так же использую произведения устного народного творчества при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр для малышей, которые использую в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы.

(слайд 18)

     Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка»,              «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси».

(слайд 19)

Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.

(слайд 20)

Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты.

(слайд 21)

 Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.

(слайд 22)

Загадка — это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.

(слайд 23)

Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда.

(слайд 24)

Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.

(слайд 25)

Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.

(слайд 26)

В книжном уголке — выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр и театр би-ба-бо, шумовые инструменты.

(слайд 27)

 При содействии родителей, постоянно оснащаю развивающую предметно- пространственную среду , н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка — Ряба», «Теремок» и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами (из бросового материала); вязаными персонажами из сказок (би-ба-бо) и другими.

(слайд 28)

В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов.

(слайд 29)

В результате проведённой работы я отметила, что к концу полугодия большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.

Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.

Сказки, пословицы, песни, обряды — это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями.

(слайд 30)

Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом в индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей».

В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному».

В итоге я  вижу, что большинство детей умеют слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; повторять за взрослым небольшие предложения; умеют ответить на понятный вопрос взрослого; могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстников; сопровождают речью игровые и бытовые действия; используют речь как средства общения со сверстниками.

      (слайд 31)

     Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

«Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...