Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у Марьюшки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по познавательному развитию " Вгостях у Марьюшки". старший дошкольный возраст
У детей сформируются представления о жизни, быте и традициях коренных жителях Устьянского района. Дети познакомяться с избой, с предметами старинного русского быта.
Обогатиться речь детей новыми словами (прялка, веретено, чугун, ухват, зыбка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_maryushki.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
« В гостях у Марьюшки»
Цель: Формирование представлений о жизни, быте и традициях коренных жителях Устьянского района.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, самовар, прялка, люлька, чугун, ухват и т. д.)
- Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством -пословицами, поговорками, прибаутками, загадками.
- Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.
Развивающие:
- Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Развивать память, внимание, умение договариваться о совместной
деятельности.
- Развивать образное мышление через отгадывание загадок.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (показ старинных вещей);
Практические (народная игра «Карусель», действия с предметами: «Перенеси чугунок», Игра «Намотай нитку на катушку», игра на ложках, изготовление одеяла из лоскутков.
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (макет печи, ключи, стол, скамейки, ложки, чугунки, самовар, ухват, сундук с сюрпризом, ключи, платок, шкатулка с загадками; люлька, кукла, лоскутки, катушки с нитками; русский народный костюм для воспитателя; бусины, шнурок, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Хозяюшка:
-Здравствуйте детушки, здравствуйте, милые! Меня зовут Марьюшка. Я из старинного села Шангалы из Устьянского района. Когда то давным - давно не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни машин. Совсем не так мы жили, как вы сейчас.
-А вы хотите узнать, как это было? (Да)
-Тогда я вас приглашаю к себе в гости.
- А отправиться в путешествие предлагаю на карусели.
- Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Идем по кругу друг за другом. И произносим слова:
- «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
-Тише, тише не спешите, карусель остановите.
-Раз и два, раз и два, вот и прибыли, друзья!
2.Основная часть
Хозяюшка:
- Ребята, посмотрите, волшебная карусель перенесла нас в старинную избу - мой дом!
- Проходите, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость.
-Прошу вас в избу, будьте как дома. Присаживайтесь. ( дети садятся на лавочки)
-Ой, что же это? ( Обращаю внимание детей на платок, под платком сундучок)
-Да это же сундучок от домового. На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет дух – домовой. Ребята, вы знаете, кто такой Домовой? Это добрый старичок, который охраняет дом от всяких неприятностей. Домовенок приготовил вам сюрприз, который находится в сундуке. Ой, ребята, а ключа то и нет. Как нам быть, как сундук открыть? (дети высказываются).
-Домовой, ребята, очень любит играть. Поэтому приготовил для вас загадки.
- Если загадки отгадаете, получится открыть сундук с помощью ключа.
- Хотите попробовать?
- Тогда 1 задание: загадка №1.
«Посреди избы стоит, а внутри огонь горит, согревает, освещает, пирогами угощает» (предполагаемые ответы детей: печь)
-Хозяюшка: Правильно, молодцы!
Печь обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду и даже мылись.
Как встанет хозяйка поутру, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (показываю чугунок).
- А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?
(предполагаемые ответы детей: щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
- Верно, ребята, молодцы!
-Ой, ребята, а вот и ключ! (пробуем открыть - не получается). Значит этот ключ не подходит.
- А как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?
-Послушайте второе задание: загадка №2.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит - отдает
А сам в угол идет. (ответы детей: ухват)
-Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок? (пробуют желающие дети).
- Загадку отгадали может сейчас получится открыть сундучок?(пробуем открыть- не получается.)
- Ну и озорник, проказник!
Следующая загадка:№3
Выпускает жаркий пар
Древний чайник….(самовар)
-Хозяюшка: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
- Вот и ключик (кто то из детей пробует открыть замок - не получается.)
4 загадка:
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (ответы детей: прялка)
- Правильно, молодцы!
-Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки из овечьей или козьей шерсти. А из ниток затем вязали одежду.
(показ варежек, шапочек, шарфов)
- Ой, ребята, посмотрите, все нитки мои кот Васька размотал, игрался
поможете мне их в клубочки смотать.
-Ну-ка, девицы-рукодельницы, выходите, своё умение покажите.
- Вот я улицей шла клубок ниточек нашла
клубок катиться, нитка тянется.
-Игра «Намотай нитку на катушку»
Хозяюшка: Хорошо потрудились наши девочки, спасибо вам.
5 загадка:
Сама не ем. А всех людей кормлю (предполагаемые ответы детей: ложка)
Хозяюшка:
-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева, чтобы, когда ели горячую пищу не обжигались. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит», затем ложки стали расписывать, чтоб они отличались и были красивее.
-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
-Хотите попробовать?
Под русскую народную мелодию будем выполнять движения, и играть на ложках. Ложки надо взять в каждую руку и развернуть друг к другу спинками (пробуем постучать)
Хозяюшка:
- Поиграли, ох устали, сядем рядком, поговорим ладком.
И следующая загадка от домового: №6
- Колыбель в избе стоит,
В ней младенец крепко спит (предполагаемые ответы детей: люлька, зыбка)
-Правильно, люлька.
-Давайте подойдем, к люльке. (Беру на руки - раздается плач).
-Посмотрите, ребятушки, наша Машенька не спит, замерзла, чего ей не хватает? (ответы детей: одеяла)
Хозяюшка:
-Чтобы Машенька согрелась и уснула, нам с вами нужно сделать для нее одеяло, да не простое, а лоскутное, как раньше шили.
- На Руси издавна бережно относились к ткани. И хозяйки не выбрасывали изношенные вещи, а разрезали их на кусочки, а затем сшивали их между собой. Получались очень нарядные одеяла, коврики, покрывала. Даже появилась такая пословица: «Мал лоскуток, а нужен!»
-Попробуем сделать? У меня есть вот такая основа (показываю на ткань) и такие лоскутки на липах. Давайте попробуем создать узор из квадратов по типу шахматной доски, но так, чтобы квадраты одного цвета не стояли рядом друг с другом ( ткань и квадраты на столе, дети подходят к столу со всех сторон)
-Можно приступать к работе.
-Хозяюшка: Какое красивое лоскутное одеяльце у нас получилось! Давайте укроем им Машеньку и споем ей колыбельную песенку: « Баю-баюшки-баю»
Баю -баюшки - баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
-Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люльки, не будем ее будить.
3. Заключительная часть
Хозяюшка:
-Ребята, посмотрите, а задания домового мы все выполнили, шкатулка то пуста.
-А где же ключ?
(находим ключ, пробуем открыть, окрываем)
-Домовой за ваши старания приготовил для вас сюрприз - подарки (обереги). - Кто то знает что такое оберег? ( предполагаемые ответы детей…, если дети затрудняются ответить - помогаю: «оберег – предмет, сделанный своими руками, от всей души будет защищать человека от разных бед, неприятностей. (Показываю подарки, но не раздаю их, поясняю, что корзинку возьмем с собой в детский сад)
Хозяюшка:
- Поблагодарим домового, скажем «спасибо».
- А нам, ребята, пора возвращаться в группу.
-Где наша волшебная карусель?
-Встаем в круг и возьмемся за руки. Идем по кругу друг за другом. И произносим слова:
- «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
-Тише, тише не спешите, карусель остановите.
-Раз и два, раз и два, в детском саде, мы, друзья.
4 . Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
- Где вы сегодня побывали?
-Как удалось открыть сундук?
-Что для этого делали? (выполнили задания домовенка)
-На подносе у меня бусины двух цветов. Я предлагаю вам выбрать ту, бусину, которая подходит вам.
Красная - было интересно и понятно.
Желтая - было не все понятно и задания вызывали затруднения.
-Каждый выбирает свою бусину и нанизывает ее.
-Получились вот такие красивые бусы. Это будет мне от вас подарок на память о нашей встрече.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "В гости к радуге" первая младшая группа (итоговое)
методическая разработка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у гномов». Старшая группа.
Образовательные задачи: -закрепить знание детей о геометрических фигурах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности По познавательному развитию «В гости к тете зубной щетке» (Для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект непосредственно образовательной деятельностиПо познавательному развитию«В гости к тете зубной щетке»(Для детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у бабы Маши»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у бабы Маши» в разновозрастной группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию " В гости к белочке"
2 младшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у гномов » Старшая группа.
Развиваем матиматические способности у дошкольников....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у зайчика»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28797201","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...