Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у Марьюшки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лукинская Алена Борисовна

Конспект НОД по познавательному развитию " Вгостях у Марьюшки".  старший дошкольный возраст

У детей сформируются представления о жизни,  быте и традициях  коренных жителях Устьянского района. Дети познакомяться с избой, с предметами старинного русского быта.

Обогатиться речь детей  новыми  словами (прялка, веретено, чугун, ухват, зыбка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_maryushki.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

« В гостях у Марьюшки»

 

Цель:  Формирование  представлений о жизни, быте и традициях коренных жителях Устьянского района.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, самовар, прялка, люлька, чугун, ухват и т. д.)
  • Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством -пословицами, поговорками, прибаутками, загадками.
  • Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.

Развивающие:

  • Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи   игровых подходов и народных игр. 
  • Развивать память, внимание, умение договариваться о совместной

деятельности.

  •  Развивать образное мышление через отгадывание загадок.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес  к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Методы и приёмы:

 Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (показ старинных вещей);

Практические (народная игра «Карусель», действия с предметами: «Перенеси чугунок», Игра «Намотай нитку на катушку», игра на ложках,  изготовление одеяла из лоскутков.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (макет печи, ключи, стол, скамейки, ложки, чугунки, самовар, ухват, сундук с сюрпризом, ключи,  платок,  шкатулка с загадками;  люлька, кукла, лоскутки, катушки с нитками; русский народный костюм для воспитателя; бусины, шнурок, музыкальное сопровождение.

                                             Ход занятия:

1.Вводная часть:

Хозяюшка:

-Здравствуйте детушки, здравствуйте, милые! Меня зовут Марьюшка. Я из старинного села   Шангалы из Устьянского района.  Когда то давным - давно не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни машин.  Совсем не так мы жили, как вы сейчас.

-А вы хотите узнать, как это было?  (Да)

-Тогда я вас приглашаю к себе в гости.

- А отправиться в путешествие предлагаю на карусели.

- Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Идем по кругу друг за другом. И произносим слова:

- «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

-Тише, тише не спешите, карусель остановите.

-Раз и два, раз и два, вот и прибыли, друзья!

2.Основная часть

Хозяюшка:

- Ребята, посмотрите, волшебная карусель перенесла нас в старинную избу - мой дом!

- Проходите, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость.

-Прошу вас в избу, будьте как дома. Присаживайтесь.  ( дети садятся на лавочки)

-Ой, что же это? ( Обращаю внимание детей на платок, под платком   сундучок)

-Да это же сундучок от домового. На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет  дух – домовой.  Ребята, вы знаете, кто такой Домовой? Это добрый старичок, который охраняет дом от всяких неприятностей. Домовенок приготовил вам сюрприз, который находится в сундуке. Ой, ребята, а ключа то и нет.  Как нам быть, как сундук открыть? (дети высказываются).

-Домовой, ребята, очень любит играть. Поэтому приготовил для вас загадки.

- Если  загадки отгадаете,  получится открыть сундук с помощью ключа.

- Хотите попробовать?

- Тогда 1 задание:  загадка №1.

«Посреди избы  стоит, а внутри огонь горит, согревает, освещает, пирогами угощает»  (предполагаемые ответы детей: печь)

-Хозяюшка: Правильно, молодцы!

Печь   обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду и даже мылись.

Как встанет хозяйка поутру, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (показываю чугунок).

- А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

(предполагаемые ответы детей: щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

- Верно, ребята, молодцы!

-Ой, ребята, а вот и ключ! (пробуем открыть - не получается). Значит этот ключ не подходит.

- А как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?

-Послушайте второе задание: загадка №2.  

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит - отдает

А сам в угол идет. (ответы детей: ухват)

-Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок? (пробуют желающие дети).

- Загадку отгадали может сейчас получится открыть сундучок?(пробуем открыть- не получается.)

- Ну и озорник, проказник!

Следующая загадка:№3

Выпускает жаркий пар

Древний чайник….(самовар)

-Хозяюшка: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

- Вот и ключик (кто то из детей пробует открыть замок - не получается.)

4 загадка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (ответы детей: прялка)

- Правильно, молодцы!

-Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки из овечьей или козьей шерсти. А из ниток затем вязали одежду.

(показ варежек, шапочек, шарфов)

- Ой, ребята, посмотрите, все нитки мои кот Васька размотал, игрался

поможете мне их в клубочки смотать.

-Ну-ка,  девицы-рукодельницы, выходите, своё  умение покажите.

- Вот я улицей шла клубок ниточек нашла

клубок катиться, нитка тянется.

-Игра «Намотай нитку на катушку»

Хозяюшка: Хорошо потрудились наши девочки, спасибо вам.

5 загадка:

Сама не ем. А всех людей кормлю  (предполагаемые ответы детей: ложка)

Хозяюшка:

-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева, чтобы, когда ели горячую пищу не обжигались.  И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит», затем ложки стали расписывать, чтоб они отличались и были красивее.

-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть  и пускаться в пляс.

-Хотите попробовать?

Под  русскую народную мелодию будем выполнять движения, и играть на ложках. Ложки надо взять в каждую руку и развернуть друг к другу спинками (пробуем постучать)

Хозяюшка:

- Поиграли, ох устали, сядем рядком, поговорим ладком.

И следующая загадка от домового: №6

- Колыбель в избе стоит,

 В ней младенец крепко спит (предполагаемые ответы детей: люлька, зыбка)

-Правильно, люлька.

-Давайте подойдем, к люльке.  (Беру на руки - раздается плач).

-Посмотрите, ребятушки, наша Машенька не спит, замерзла, чего ей не хватает? (ответы детей: одеяла)

Хозяюшка:

-Чтобы Машенька согрелась и  уснула, нам с вами нужно сделать  для нее одеяло, да не простое, а лоскутное, как раньше шили.

- На Руси издавна   бережно относились к ткани. И хозяйки не выбрасывали изношенные вещи, а разрезали их на кусочки,  а затем сшивали их между собой. Получались очень нарядные одеяла, коврики, покрывала. Даже появилась такая пословица: «Мал лоскуток, а нужен!»

-Попробуем сделать? У меня есть вот такая основа (показываю на ткань) и такие лоскутки на липах.  Давайте попробуем  создать узор из квадратов по типу шахматной доски, но так, чтобы квадраты одного цвета не стояли рядом друг с другом  ( ткань и квадраты на столе, дети подходят к столу со всех сторон)

-Можно приступать к работе.

-Хозяюшка: Какое красивое лоскутное одеяльце у нас получилось! Давайте укроем им Машеньку и споем ей колыбельную песенку: « Баю-баюшки-баю»
Баю -баюшки - баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Машу не буди.

-Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люльки, не будем ее будить.

3.  Заключительная часть 

Хозяюшка:

-Ребята, посмотрите, а задания домового мы все выполнили, шкатулка то пуста.

-А где же ключ?  

(находим ключ, пробуем открыть, окрываем)

-Домовой за ваши старания приготовил для вас сюрприз - подарки (обереги). -  Кто то знает что такое оберег? ( предполагаемые ответы детей…, если дети затрудняются ответить - помогаю: «оберег – предмет, сделанный своими руками, от всей души будет защищать   человека от разных бед, неприятностей.    (Показываю подарки, но не раздаю их, поясняю, что корзинку возьмем с собой в детский сад)

Хозяюшка:

- Поблагодарим домового, скажем «спасибо».

- А нам, ребята, пора возвращаться в группу.

-Где наша волшебная карусель?

-Встаем в круг и возьмемся за руки. Идем по кругу друг за другом. И произносим слова:

- «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

-Тише, тише не спешите, карусель остановите.

-Раз и два, раз и два, в детском саде, мы, друзья.

4 . Рефлексия.

-Ребята,  вам понравилось путешествие?

-  Где вы сегодня побывали?

-Как удалось открыть сундук?

-Что для этого делали? (выполнили задания домовенка)

-На подносе у меня бусины двух  цветов. Я предлагаю вам выбрать ту, бусину, которая подходит вам.

Красная -  было интересно и  понятно.

Желтая  -  было не все понятно и задания вызывали затруднения.

 

-Каждый выбирает свою бусину и нанизывает ее.

-Получились вот такие красивые бусы. Это будет мне от вас подарок на память о нашей встрече.

Спасибо.

 

                         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности По познавательному развитию «В гости к тете зубной щетке» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПо познавательному развитию«В гости к тете зубной щетке»(Для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у бабы Маши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у бабы Маши» в   разновозрастной группе...