Конспект " В гостях у бабушки Арины"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ладик Наталья Николаевна

: познакомить с устным народным творчеством — потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству, планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программные  задачи: познакомить с устным народным творчеством — потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству, планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Методы и приемы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Ход НОД: Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам. В каких сказках живут эти герои? Почему эти сказки называют русские народные? Как они появились? (Рассуждения детей.)Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает. Да еще сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам — и переходили сказки. Потому-то их называют народными. А сочинял сказки народ русский — вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. Какие у вас любимые сказки? Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадываю, да найдите-ка на своем столе отгадку — картинку. Воспитатель загадывает 3-4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят

«русские народные».

Какие загадки знаете вы?

А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок, Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

А там пташки поют,

Тане спать не дают.

А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапе хворостинка.

Кисонька-мурысонька,

Откуда ты пришла?

Целый день я, кисонька,

Гусят пасла!

Кто вспомнил потешки, прочтите их. Потешки — это небольшие стихи, которые

русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив-здоров — лежу в больнице.

Сыт по горло — есть хочу,

Хоть корову проглочу.

А почему вы смеетесь?

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни

Родари в обработке А. Страунинг).

Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)

Вот какие мы с вами сочинители!

А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них все как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота. Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...» Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

Меня грамоте учили –

Не читать, не писать –

Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Дети встают в круг, а бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце

сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось —устное народное

творчество. - А теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали?

- Вспомните ребята, о чём мы говорили ?- Что мы делали?- Что было трудно?- Что вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «В гостях у бабушки Арины».

Занятие проводится во второй младшей группе и построено в форме путешествия в деревню к бабушке Арине. На занятии формируются   представления детей о внешнем виде и повадках дом...

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гости к бабушке Арине"

Программное  содержаниеУчить: внимательно, слушать речь воспитателя; рассматривать игрушку вязаные вещи, клубочки ниток; отвечать на вопросы по содержанию потешки, договаривать текст, запом...

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гостях у бабушки Арины"

Программное содержание:Учить  детей  слушать потешку, подговаривать  слова; отвечать на вопросы;  упражнять  в  подборе  существительных  к  глаголу...

Конспект занятия по развитию речи - "В гости к бабушке Арине"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «В гостях у бабушки Арины»

Программное содержание: Учить детей различать по внешнему виду и вку­су фрукты. Формировать способность к обобщению. Развивать умения детей отгадывать загадки. Воспитывать любовь к народному фол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социальному развитию и ознакомлению с окружающим с детьми коррекционной группы VIII вида (2 год обучения) Тема: «В гостях у бабушки Арины» Воспитателя: Фоминой Любови Константиновны

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо социальному развитию и ознакомлению с окружающим (ОО «Познание») с детьми коррекционной группы VIII вида (2 год обучения)Тема: «В гостях у бабу...

Конспект итогового НОД по области "Коммуникация" "в гостях у бабушки Арины" в первой младшей группе

Воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к животным; закреплять и расширять знания о домашних животных и их детенышах, развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи, упражнять в ...