"Искусство составления рассказа". Мастер-класс.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Шейкина Ирина Александровна

Воспитатели  и родители очень часто думают: "Как ребенку научиться пересказывать прочитанные нами сказки, рассказы".

В этом мастер-классе описаны несколько методов, с помощью которых вам и вашим детям будет легче составлять и персказывать то, что вы им прочитали или же записывать (или зарисовывать) то, о чем они хотели бы вам рассказать.

Могу сказать честно, что для меня эти методики были новы и очень интерсны. И это еще малая часть того, что я знаю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой»

Мастер класс

« Искусство составления рассказа »

Подготовили:

Бикина Н.Н.

Шейкина И.А.

    09.11.2016 г.

                                                 г. Москва

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

( Слайд 2 )

Актуальность темы:

 Проблема обучения искусства составления рассказов у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако составление рассказов у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 ( слайд 3 )

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

И мы хотели бы вас научить некоторым нетрадиционным способам развития речи детей, такие как:

( слайд 4 )

Мнемотехника-  ( др. греч. Искусство запоминания )- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

( слайд 5 )

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Она состоит из картинок (изображений), соответствующие словам или словосочетаниям текста.

Таким образом, все рассказы, стихотворения, сказки зарисовывается схематически. После это ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Давайте рассмотрим пример:

(слайд 6 )

(Слайд 7).

Мы хотели бы вас научить еще одной методике составления рассказов. Методика В.К. Воробьевой.

Методика обучения навыкам связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:

- динамичен, в нем происходит быстрая смена действий;

- Смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события.

 ( слайд 8).

А теперь давайте по данной схеме рассмотрим, принцип работы данной методики.

Он заключается в следующем:

В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного метода словесного выяснения с опорой на вопросы. Этот способ показа смысловой структуры рассказа и способа связи предложений в нем, некоторые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – цепной рассказ.

А теперь мы предлагаем вам научиться составлять рассказ по данной методике. ( РАЗДАЕМ КАРТИНКИ )

( слайд 9).

А теперь вы, наверно устали. Давайте играем в игру «Черное-Белое»! Она тоже относится к нетрадиционному искусству составления рассказов (тип: рассуждение).

Принцип этой игры в следующем: Игра "Черное-белое”

Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

Молодцы мы с вами отдохнули, а теперь продолжим…..

И следующая  одна из новых технологий это СИНКВЕЙН

( слайд 10 )

( слайд 11 )

Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка -  тема - называется одним словом,
2 строка -  это описание темы - в двух словах,
3 строка – это действия - в трёх словах,
4 строка – это  предложение из четырёх слов,
5 строка  - это одно слово, которое  выражает настроение.

( Слайд 12, 13, 14) – Примеры

 ( слайд 15 ) - Итог

( 16 слайд КОНЕЦ )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: Бикина Н.Н. Шейкина И.А. Тема мастер - класса: «Искусство Составления Рассказа«

Слайд 2

Актуальность темы: Проблема обучения искусства составления рассказов у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день . Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако составление рассказов у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Слайд 3

Типы рассказов: Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления (используются эпитеты, метафоры, сравнения) Сюжетный (повествование ) - это рассказ, сообщение о каком-либо событии (требует определенной последовательности во времени: начало события, его развитие и конец). Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли

Слайд 4

Мнемотехника Мнемотехника ( др. греч. Искусство запоминания )- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Слайд 5

Это схема, в которой заложена определенная информация. Она состоит из картинок (изображений), соответствующие словам или словосочетаниям текста. Таким образом, все рассказы, стихотворения, сказки зарисовывается схематически. После это ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Мнемотаблица

Слайд 6

Три поросенка .

Слайд 7

Методика В.К. Воробьевой Методика обучения детей первоначальным навыкам и умениям связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ: Динамичен, в нем происходит быстрая смена действий. Смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события

Слайд 8

Рассказ « Зима» (по методике В.К. Воробьевой).

Слайд 9

Положительные качества Отрицательные качества

Слайд 10

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников

Слайд 11

Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам: 1 строка - тема - называется одним словом, 2 строка - это описание темы - в двух словах, 3 строка – это действия - в трёх словах, 4 строка – это предложение из четырёх слов, 5 строка - это одно слово, которое выражает настроение .

Слайд 12

Пример синквейна Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье!

Слайд 13

Пример синквейна 1 . Ежик 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес.

Слайд 14

Синквейн-загадка ? Быстрая мощная Едет обгоняет тормозит Я люблю кататься по городу. Транспорт

Слайд 15

В чём же эффективность и значимость этих нетрадиционных методик? Их простота. Они помогают пополнить словарный запас. - Помогают развить речь и мышление. Это процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через составление рассказов. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Составление рассказов похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять рассказы детей, ещё не умеющих читать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ» (для педагогов ДОУ)...

Мастер-класс. Образовательная область Коммуникация. Тема. Модернизация и моделирование речевых функций у детей дошкольного возраста в процессе работы над инновационными формами составления рассказов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида     Мастер- класс.Образовательная область « Коммуникация».Тема « Моде...

Мастер-класс для воспитателей "Составление описательных рассказов на основе схем Т.А.Ткаченко"

Материал в копилку старшего воспитателя.Данная методика успешно применяется в логопедических группах, а также в массовых группах дошкольных учреждений. Использование данных схем способствует совершенс...

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...