Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_pinskaya.kommunikatsiya.docx | 34.14 КБ |
algoritm_myslitelnykh_deystviy_pri_opredelenii_sostava_kartiny.docx | 1.42 МБ |
master_-_klass.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
МАСТЕР – КЛАСС на тему:
«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
Выполнила: воспитатель МБДОУ №2
«Дюймовочка»,
Пинская Ирина Николаевна
г. Шарыпово, 2014г.
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
- Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
- Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
- Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ.
Проблема:
Как, каким образом повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?
Ход мастер – класса:
1 часть. Презентация педагогического опыта.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
Актуальность
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.
Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда, В. Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др.
В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм воспитания.
В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер).
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».
2 часть. Методы и приемы работы с детьми.
Развитие творческих речевых способностей детей моей группы осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
При проведении НОД по образовательной области «коммуникация » включаю в работу с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
Особое место в образовательной деятельности отвожу работе с картиной.
Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.
Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы. На начальном этапе (2010-2011г.): высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-35%, средний уровень – 11детей (65%). На завершающем этапе (2011-2012г.) у 58,8% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в речи разные типы предложений, выразительные средства языка: понимать и подбирать сравнения, образные слова и выражения, глаголы, прилагательные, наречия.
Сегодня я хочу познакомить Вас с методами и приемами работы с детьми с использованием картины, которые будут интересны вам и вашим воспитанникам. Они помогут развивать речь ребенка, мышление и творческое воображение, обогащать его словарный запас.
ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. (Методы и приемы работы по картине)
Составление рассказа фантастического содержания | Составление рассказов от лица разных объектов «Эмпатия» | Составление сказок нравственно-этического характера | Составление рифмованных текстов по картине | Составление загадок по картине | Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств |
Прием «Пришел в гости Волшебник» Увеличения-Уменьшения; Деления-Объединения; | Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. | Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства. | Д\игра "Складушки-ладушки" (подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой) | Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфическхарактеристики, части и т.д.). | Прием «Вхождение в картину» |
Оживления-Окаменения; «Могу Все- Могу Только»; Волшебник «Наоборот»; Волшебник «Времени» | Вхождение в образ героя. | Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера). Сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). | Составление двухстрочных рифмующихся фраз. | выбрать наиболее удачный вариант сравнения. | «В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю", «Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» Я ощущаю лицом и руками |
Инсценирование с детьми придуманных рассказов. Оформление книжки-малышки с их текстами. | Описание восприятия изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. | Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. | создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом. | Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не". | Речевая зарисовка ощущений. |
Описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике | Предложить передать диалоги персонажей картины (мини-театр). | ||||
Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. |
Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.
3 часть. Практическая деятельность.
Педагогам предлагается картина «Богатыри» В.М.Васнецов
1 этап "Определение состава картины"
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.
Окончательным итогом данной игры является рефлексия: осознание слушателями производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для того, что бы обучить слушателей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются творческие задания:
- пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта
(сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит
объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют
объекты на картине.
- «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
- Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".
Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
Ведущий: Предлагаю сыграть сказку «Теремок» в измененном виде.
Игра "Теремок" (Слушатели стоят в кругу)
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов. На каждого ребенка - один рисунок. В дальнейшем могут быть объекты картины.
Ход игры:
1-й вариант: каждый слушатель получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. (2 вариант – что у нас общего, чем можешь быть полезен)
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.
3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"
Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать
определенные органы чувств;
- учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Для описания объектов, изображенных на картине с помощью органов чувств, использую прием "вхождения в картину". Даются творческие задания:
- Пришел волшебник "Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю
руками», «Я чувствую вкус»).
* Назови объекты, которые могут издавать звук.
* Я ощущаю лицом и руками…
Слушателям предлагается описать возможные ощущения, прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой, эмоционально проживать ситуацию, самим придумывать продолжение истории с объектами, изображенными на картине.
4 этап "Составление рассказов-фантазий"
Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов
фантазирования;
- учить составлять рассказы фантастического содержания.
Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".
- Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
- Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
- Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
- Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
- Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
- Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).
5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"
Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;
- учить выводить мораль из составленного текста сказки.
Слушателям предлагается рассмотреть картину, затем предлагаются задания:
а) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
д) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя.
ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
з) Придумывание названия сказки.
4 часть. Задание слушателям.
Уважаемые коллеги, вы познакомились с некоторыми видами составления рассказов по картине. Приглашаю вас поиграть в игру «Собери картину» и разделиться на подгруппы. Предлагаю каждой подгруппе составить один из видов рассказов, наиболее понравившийся вам.
5 часть. РЕФЛЕКСИЯ
Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей. Слушание придуманных творческих рассказов
- Понравился ли вам мастер-класс?
- Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?
- Легко ли вам было выполнять задание?
- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
6 часть. Заключение. Фотография на память, или «Ожившая картина»
Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине"
Цели:
- учить детей пространственной ориентировке на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
- учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
- формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
- Самоанализ мастер- класса.
Комментарии по ходу мастер- класса.
В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается:
- Навыки рассказывания с элементами творчества.
- Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
- Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.
- Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
- Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины.
- Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
- повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.
У выпускников моей группы хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в НОД, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. . Задачи: Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной. Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине. Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления. C формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ . 26.02.2014 2
Актуальность В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда , В. Лоунфельда , А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др. В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер , А.Л. Венгер , Н.Е. Веракса , И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко. В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер ). Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитии речи и творческого воображения. В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире». 26.02.2014 3
ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. ( Методы и приёмы) Составление рассказа фантастического содержания Составление рассказов от лица разных объектов «Эмпатия» Составление сказок нравственно-этического характера Составление рифмованных текстов по картине Составление загадок по картине Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств Прием «Пришел в гости Волшебник» Увеличения-Уменьшения; Деления-Объединения; Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Обыграть их с помощью приемов эмпатии , используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Д\игра "Складушки-ладушки" (подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой ) Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики , части и т.д.). Прием «Вхождение в картину» Оживления-Окаменения; «Могу Все- Могу Только»; Волшебник «Наоборот»; Волшебник «Времени» Вхождение в образ героя. Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера). Составление двухстрочных рифмующихся фраз . Выбрать наиболее удачный вариант сравнения . «В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю", «Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» Я ощущаю лицом и руками 4
26.02.2014 5
26.02.2014 6 МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ Выделение объектов, изображенных на картине . Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств ). Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, загадки). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине . Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
Практическая деятельность. 1 этап "Определение состава картины" Цель : обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Используется прием "Подзорная труба" . Вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". 2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта «Ищу друзей " - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Ищу недругов " - найти объекты, которые между собой "не дружат". Вывод правила : "Объекты на картине связаны, важно доказать это". 26.02.2014 7
3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Творческие задания: Пришел волшебник " Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» ). * Назови объекты, которые могут издавать звук. * Я ощущаю лицом и руками… 26.02.2014 8
4 этап "Составление рассказов-фантазий" 26.02.2014 9 Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания. Используется игровой прием "Пришел в гости волшебник". Волшебник « Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник « Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается). Волшебник « Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник « Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник « Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное) Волшебник « Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).
5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера" Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. а ) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. д ) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. з ) Придумывание названия сказки. 26.02.2014 10
6этап "Смысловая характеристика картины" Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Осмысление содержания картины детьми строится как ИГРА : "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог« ( готовят листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки). Правило: выдерни записку, прочитай текст, объясни, почему так назвали картину? Игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 26.02.2014 11
Фотография на память, или «Ожившая картина» Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине" Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. 26.02.2014 12
Заключение. В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается: Навыки рассказывания с элементами творчества. Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины. Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами. 26.02.2014 13
26.02.2014 14
26.02.2014 15
26.02.2014 16
26.02.2014 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».
Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...
Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа о домашних животных»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.Цель: учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице.Задачи:учить рассказывать о своих личных впечатлен...