Использование наглядного моделирования при формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
статья по развитию речи на тему

Пузакова Ирина Михайловна

Статья познакомит читателей с новыми методами составлению рассказов по картине. Поможет воспитателям и учителям -логопедам научить дошкольников составлять рассказы по картине творчески, ни один рассказ не будет повторяться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzakova_kovaleva_d.s.antoshka.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пузакова Иринра Михайловна

Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Антошка»

Ковалева Алина Владимировна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Антошка»

                   

 «Использование наглядного моделирования  при обучении дошкольников с ОНР

словесно-художественному творчеству»

    В наши дни особое значение приобретают  вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является – обучение детей связной речи, т.е. умению четко последовательно излагать свои мысли. Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка:  говорить связно, без труда пересказывать рассказы и сказки, выражать свои просьбы, легко строить развернутые предложения.

    К сожалению, у наших детей, у которых выявлено общее нарушение речи (ОНР) имеется ограниченность словаря, отсутствие фразовой речи или есть аграмматизм,  не сформированность связной речи  в наше время  выявляется все больше и больше. Такие дети не умеют самостоятельно составить рассказ, у них нарушена логическая последовательность изложения, трудность в  лексико – грамматическом  высказывании, могут делать пропуски и не завершить  рассказ. Таким образом, при работе  с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, которые облегчат процесс  становления у них смыслового развернутого высказывания. Возник вопрос   : как найти пути решения данной проблемы?

    В первую очередь мы изучили ряд работ таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Ю.Ф Гаркуша, Т.А. Ткаченко, программу «Развитие» А.А. Венгера и О.М. Дьяченко, которая направлена на действие наглядного моделирования, изображение  различных предметов, явлений, событий. В них   выделены  и представлены  в обобщенном виде основные отношения компонентов, причем эти компоненты обозначены условными заместителями.

   При обучении дошкольников  пересказу, составлению описательного рассказа по плану – схеме, по сюжетной картине, из личного опыта, при заучивании стихотворений мы  используем игровые методы моделирования:  «метод подзорной трубы». Цель: активизация внимания и интереса при детальном рассматривании картины. Берется обыкновенный лист бумаги, свертывается в трубочку, и детям предлагается в соревновательной форме назвать как можно больше предметов, увиденных на картине. В это время педагог рисует ответы детей схематично, в том порядке, как они расположены на картине, но дети могут называть предметы в любом порядке. После того , как картина смоделирована, педагог подводит итог: быстро перечисляет все изображенное, начиная с главного, т. е. считывает модельные изображения. Играя с детьми таким способом, дети с большим азартом досконально изучают картину, не оставляют без внимания ни один предмет. Еще один метод –« Вхождение в картину». Цель: изучение содержания картины через активизацию разных органов чувств, обучение составлению сложных предложений. Сначала педагог учит детей называть признаки предметов, которые могут быть «считаны» разными органами чувств: нос  воспринимает запах, ухо - звук, глаз - изображение, рука, нога, лицо дают тактильные ощущения. Предложения дети начинают с фразы: «Я вижу…». Педагогом дается установка называть предметы с красивыми определениями: большая, мохнатая, злая медведица. Так же как и при первом методе, педагог зарисовывает схематично все названные предметы и моделирует картину. Далее продолжается работа с другими органами чувств «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Мы предлагаем как  будто перенестись в картину, в рассказ, прислушаться, приглядеться, дотронуться рукой…    При этом мы стимулируем детей высказывать свои ощущения распространенными предложениями, используя в речи красивые слова и выражения.

       Составляя рассказ, мы стремимся к тому, чтобы  все составленные детьми рассказы были разными. Эту задачу нам помогает решить метод «Объединения объектов». Его цель: умение детей находить  связи между различными предметами на картине и составлять о них рассказ, разнообразить детские рассказы по содержанию.  В этом нам помогает игра «Волшебник Объединяйка». От его имени мы предлагаем объединить предметы по принципу соприкосновения. Допускается любой другой принцип  объединения, который может выразить ребенок.  Так же можно использовать метод составления рассказов от лица разных объектов »Метод  эмпатии». Цель его: умение детей перевоплощаться, составление рассказа от первого лица, используя знания разных черт характера описываемого объекта. От имени выбранного героя дети описывают события, изображенные на картине. Ребенок представляет себя объектом, изображенным на картине, «входит « в его эмоциональное состояние. А это эмоциональное состояние героя мы подчеркиваем мимикой, жестами, другими средствами интонационной выразительности речи: «Я - маленькое, пушистое, легкое облако. Я люблю путешествовать, мой помощник - ветерок «.

        В результате использования различных схем и моделей у детей повышается интерес к этому виду деятельности, их активность сохраняется до конца занятия; Заметно облегчается овладение дошкольниками с ОНР связной речью. Кроме того наличие зрительного плана делает рассказы последовательными, четкими, полными, что и нужно нам в конечном результате.

                                                       

  Литература:

Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. –М.: ТЦ Сфера,2004

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине, Челябинск: ИИЦ « ТРИЗ - инфо». 2000

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1986

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания истории. –М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР".

Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР"....

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"....

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР

В данной консультации описывается использование наглядного моделировании при работе с детьми с ОНР....