Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР
консультация (старшая, подготовительная группа)

Яружная Оксана Сергеевна

В данной консультации описывается использование наглядного моделировании при работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechevoe_razvitie.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

Г. Мичуринска Тамбовской области

Доклад

Семинар – практикум «Составление рассказа по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок»

«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Подготовили:

воспитатель

Яружная Оксана Сергеевна

Мичуринск, 2021г.


Формирование и развитие связной речи относится к числу важнейших задач дошкольного образования. ФГОС ДО выделяет развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.

В последнее  время вопросы развития речи детей дошкольного возраста все чаще рассматриваются в аспекте коррекции речевого развития. Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Я работаю в старшей группе комбинированной направленности. Дети с ОНР у нас в группе есть. Поэтому совместно с учителем – логопедом мы выстраиваем нашу работу на формирование связной речи у дошкольников. Традиционные методы развития связной речи (беседа, имитация, пересказ, рассказывание) в большей степени рассчитаны на детей с нормой речевого развития.

Выстраивая свою систему работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР, мы изучили теоретическую и практическую учебно – методическую литературу по данной проблеме. Обратили внимание, что многие авторы используют  приемы наглядного моделирования.

Наглядное моделирование как инструмент речемыслительной деятельности в последнее время приобрело широкую популярность среди педагогов, учителей – логопедов. (Венгер Л.А., Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина – Башинская и др.). Наглядное моделирование рассматривают как самостоятельный метод «сообщения детям разнообразных знаний, развития их умственных и речевых способностей». В основе этого метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать предметы, условные изображения, схемы и т.д.

Процесс моделирования включает три этапа:

- усвоение сенсорного материала;

- перевод на знаково – символический язык;

- работа с моделью.

В целях формирования моделирования уместен обратный порядок, при котором дети сначала овладевают применением моделей, а затем их построением.

В нашей работе использование наглядного моделирования считаем важным в коррекционном процессе и для развития речи, и для совершенствования общей интеллектуальной способности детей.

Основные этапы работы спроектированы на базе инновационной методики В.К. Воробьевой (рассчитана на 2 года).

Основная форма обучения – индивидуально – подгрупповая (первичные речевые (произносительные) умения и навыки, полученные на индивидуальных занятиях), закрепляются, и дальнейшая работа по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи проходит в подгруппе для детей с ОНР.

Система работы включает три этапа:

- подготовительный (ориентировочный);

- основной – формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации связной монологической речи;

- закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи в различных речевых условиях.

На 1 этапе (подготовительном) развиваются восприятие понимания образцов связной речи и усвоение норм построения связных высказываний двух основных видов: повествовательных и описательных (например, картинка с полем ромашек – рисунок ромашка – схема цветка). В течении первого полугодия, следуя традиционной методике, начинаем работу с развития восприятия и понимания образцов связной речи. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы проходит в группе под руководством воспитателей.

Здесь уместно проведение игр на активизацию словаря детей. («Подбери действия к предмету») с использованием сюжетных и предметных картин.

На основном этапе на первый план выходит непосредственное формирование навыков связной речи. Здесь используем практические методы.

Отличительной особенностью методики В.К. Воробьевой является то, что первоначально идет формирование навыков связной речи, а не описательной.

Используются серии сюжетных картин, на основе которых применяются игры эвристического характера, направленные на поиск недостающего элемента. Они способствуют формированию смысловой части связной повествовательной речи.

Детям предлагается найти недостающий элемент среди фоновых, нарисовать его, рассказать о содержании недостающего звена, подобрать к сюжетной картинке серию предметных картинок.

Когда дети уже овладели навыком составления рассказа по серии моделей, переходим к обучению рассказыванию, по одной сюжетной многофигурной картине.

На этапе закрепления правил смысловой и языковой организации связной речи используем:

- составление повествовательных рассказов цепной структуры по заданной предметно – графической модели на заданную тему;

- задания на распространение предложений на материале модели знакомого рассказа;

- придумывание недостающего элемента предметно – графической программы с последующим составлением рассказов элементами творчества;

- составление описательных рассказов лучевой структуры в условиях проблемной ситуации.

Список использованной литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д., 2009
  2. Воробьева В.К. Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР".

Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР"....

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"....

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...