Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
статья
Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирова Надежда Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ №35,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГДЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница.
К.Д.Ушинский.
В настоящее время проблема развития связной речи дошкольников является основной задачей речевого воспитания детей. Речь не даётся человеку от рождения, овладение родным языком – это одно из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является необходимым компонентом общения. Поэтому с развитием связной речи ребёнка связано формирование как личности в целом и всех основных психических процессов в развитии детей, так и с успешностью обучения ребенка в школе. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определённой суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определённой речевой активностью.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Общаясь с детьми, наблюдая за ними, был сделан вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. По уровню сформированности связной речи у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; высказывания отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста; предложения состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.
Одним из наиболее эффективных методов является метод наглядного моделирования. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:
- сформировать умение представлять информацию графическим способом;
- развивать умение применять модели в описании предметов, составлении рассказов, загадок, сказок;
- развивать умения дешифровки модели;
- сформировать навыки самостоятельного моделирования.
Для знакомства детей 4-5 лет с наглядным моделированием используют самый простой вид модели – предметную модель. Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных рассказов о животных. Как правило, это набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, играет, умывается, мышка, человек. Предлагаем детям отобрать любые картинки на эту тему. Каждый ребёнок выбирает картинки по собственной инициативе и составляет небольшой рассказ. Так при помощи предметных моделей, дети выбирают картинки для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь. Со временем, когда дети познакомились с моделированием, можно усложнить модель и использовать более схематичные изображения, имеющие обобщенные значения (предметно-схематическую модель). Тем самым предоставляется большая возможность для творчества детей. Такие модели я использую для рассказов о разных животных, птицах, временах года и т.д.
Большую роль в своей работе я уделяю сказкам и рассказам. Они открывают перед ребёнком жизнь общества и природы. Сказки развивают воображение ребёнка, обогащают эмоции. Дошкольнику будет намного интересней не только послушать сказку, но и поиграть в неё. Этому, мы, взрослые, должны научить его. И в этом мне помогает метод наглядного моделирования. Для пересказа сказок я подбирала набор сюжетных изображений, книжных иллюстраций. Как только дети научились пересказывать сказку по сюжетным картинкам, я предложила самим нарисовать сказку. А нарисовать сказку мне помогали простые кружочки. Детям я раздавала листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагала превратить их в героев сказок. Например, если подрисовать сверху кружочка листья – то получится репка; если в кружочке нарисовать усы – то получится дед, если длинный тонкий хвостик – мышка. При рисовании обязательно нужно проговаривать дед – старый, усатый, у мышки тоненький длинный хвостик.
Можно поиграть в сказку, но уже с помощью геометрических фигур заместителей. Я использовала круги. С детьми средней группы мы начали разыгрывание со сказки «Колобок». Заранее обговорили с детьми, какие фигуры и какого цвета будут обозначать героев. Колобок – круглый, жёлтый, аппетитный; зайчик – маленький круг, трусливый, серый; волк – большой круг, серый, страшный; медведь – большой круг, коричневый, неуклюжий; лиса – маленький круг, оранжевого цвета, хитрая лиса; дед – синий круг, бабка – красный круг. Такое рассказывание по нарисованной модели развивает у детей логику, расширяет их словарь, развивает связную речь.
В старшей группе мы с детьми продолжили знакомство с мнемотехникой. Я разработала схемы для заучивания потешек, стихов, пословиц, поговорок. Обучая ребят приёмам запоминания, я познакомила детей с разработанной знаковой символикой и внесла знаковую символику в речевую деятельность детей. В течение года дети заучивали словесный материал по этим схемам. Обучение ребят запоминанию постепенно привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребёнок сначала вспоминает картинки, а потом припоминает слова. Слова легко вспоминать тогда, когда вспоминаются картинки. Так же я разработала схемы для пересказывания сказок. Детям уже легче было пересказывать прочитанное, опираясь на схемы.
В развитии связной речи детей 6 – 7 лет я использую разработанные речевые кубы. На гранях кубов схематично изображены сказки. Складывая кубы, дети учатся пересказывать сказки, восстанавливать последовательность происходящих в них событий, правильно излагать свои мысли и строить предложения. Эти кубы предусматривают возможность обучать детей творческому рассказыванию. На подготовительном этапе мы читаем сказку, беседуем с детьми о прочитанном. На следующем этапе ребенок составляет из кубов последовательность действий в сказке и пересказывает её. Когда, последовательность действий в сказке установлена, и не составляет большого труда пересказать уже знакомую сказку, я усложняю задание и добавляю еще одного нового героя в сказку. Это моделирование с заменой или добавлением персонажей, а так же с возможным изменением конца сказки. То есть, меняя положение куба, мы можем заменить картинку с героем сказки и рассказать её по - новому.
Моделирование и проигрывание сказок – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ по теме «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольника»
Опыт работы ДОУ....
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников
Наглядное моделирование...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Консультация для родителей "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольников"
Консультация необходима научить детей связно,последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,рассказывать о различных событиях из окружающей жизни....
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»
Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и...
Сообщение из опыта работы «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания ...