Тема:"Ловкие ладошки".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
Предложенные движения не стоит воспринимать как
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач. Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Тема: «Звук и буква «А». Апельсин
Слова | Движения |
Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин. |
Много нас, | Развести руки в стороны. |
а он один. | Показать один палец. |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для утят, | Фигура из пальцев «Утята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для котят, | Фигура из пальцев «Котята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр». |
А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк». |
Он сердит на нас- беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами. |
Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони. |
Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох. |
Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох. |
Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки. |
Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками. |
Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки. |
Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица». |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. |
Смотрят свысока | Фигура из пальцев «Гусак». |
Ой, щиплет бока | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.
Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя. |
Хорошо нам бегать | Бег. |
Как зелёные лягушки, | Присели и прыгаем, как лягушки. |
Всё! | Руки прямые вверх. |
Напрыгались, | Руки вниз. |
Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена. |
Побежим сушиться к маме. | Бег на месте. |
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.
Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок». |
ежиха- мать | Фигура из пальцев «Ёж». |
Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха- мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.
Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши. |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. |
И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж». |
-Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.
Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук». |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. |
А потом в кармашке. | Руки на пояс. |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.
Каждый день по утрам | Ходьба на месте. |
Очень нравится нам | Руки в стороны: согнуть, выпрямить. |
Весело шагать, | Ходьба на месте. |
Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз. |
Приседать и вставать, | Приседания 5 раз. |
Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк | Нагнуться. |
Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс. |
Он с утра уже успел | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем. |
По тропинке пробежаться, | Бег на месте. |
И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево. |
И по веткам поскакать, | Прыжки на месте. |
И от мишки убежать, | Имитация походки медведя. |
И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём». |
И поглубже понырять, | Приседания. |
Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам. |
Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой. |
Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс. |
Этот маленький хорёк. | Присесть. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой. |
Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд. |
И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку». |
Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки. |
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой |
С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками. |
Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте. |
Тронет руки, | Гладим себя по рукам. |
Тронет нос. | Дотронуться до носа. |
Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны. |
Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила | Ходьба на месте. |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. |
И присела у окна. | Присесть. |
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом
Ох, ох! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Муха строит | Фигура из пальцев «Муха». |
новый дом. | Фигура из пальцев «Дом». |
Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой. |
Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. |
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.
Осенью, весною, | Ходьба на месте. |
Встанем прямо по порядку, | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки. |
Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз. |
Папа бодро приседает, | Приседания. |
Повороты вправо- влево | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом. |
Я сама бегу трусцою | Бег на месте. |
И качаю головою. | Наклоны головой в стороны. |
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень, | Хлопки руками. |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. |
Сели звери под плетень, | Присесть. |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса». |
-Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. |
Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц». |
-Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. |
Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж». |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. |
Похвалялся медведь: | Имитация походки медведя. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
Предложенные движения не стоит воспринимать как
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач. Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Тема: «Звук и буква «А». Апельсин
Слова | Движения |
Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин. |
Много нас, | Развести руки в стороны. |
а он один. | Показать один палец. |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для утят, | Фигура из пальцев «Утята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для котят, | Фигура из пальцев «Котята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр». |
А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк». |
Он сердит на нас- беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами. |
Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони. |
Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох. |
Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох. |
Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки. |
Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками. |
Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки. |
Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица». |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. |
Смотрят свысока | Фигура из пальцев «Гусак». |
Ой, щиплет бока | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.
Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя. |
Хорошо нам бегать | Бег. |
Как зелёные лягушки, | Присели и прыгаем, как лягушки. |
Всё! | Руки прямые вверх. |
Напрыгались, | Руки вниз. |
Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена. |
Побежим сушиться к маме. | Бег на месте. |
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.
Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок». |
ежиха- мать | Фигура из пальцев «Ёж». |
Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха- мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.
Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши. |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. |
И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж». |
-Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.
Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук». |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. |
А потом в кармашке. | Руки на пояс. |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.
Каждый день по утрам | Ходьба на месте. |
Очень нравится нам | Руки в стороны: согнуть, выпрямить. |
Весело шагать, | Ходьба на месте. |
Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз. |
Приседать и вставать, | Приседания 5 раз. |
Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк | Нагнуться. |
Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс. |
Он с утра уже успел | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем. |
По тропинке пробежаться, | Бег на месте. |
И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево. |
И по веткам поскакать, | Прыжки на месте. |
И от мишки убежать, | Имитация походки медведя. |
И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём». |
И поглубже понырять, | Приседания. |
Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам. |
Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой. |
Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс. |
Этот маленький хорёк. | Присесть. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой. |
Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд. |
И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку». |
Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки. |
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой |
С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками. |
Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте. |
Тронет руки, | Гладим себя по рукам. |
Тронет нос. | Дотронуться до носа. |
Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны. |
Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила | Ходьба на месте. |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. |
И присела у окна. | Присесть. |
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом
Ох, ох! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Муха строит | Фигура из пальцев «Муха». |
новый дом. | Фигура из пальцев «Дом». |
Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой. |
Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. |
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.
Осенью, весною, | Ходьба на месте. |
Встанем прямо по порядку, | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки. |
Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз. |
Папа бодро приседает, | Приседания. |
Повороты вправо- влево | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом. |
Я сама бегу трусцою | Бег на месте. |
И качаю головою. | Наклоны головой в стороны. |
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень, | Хлопки руками. |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. |
Сели звери под плетень, | Присесть. |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса». |
-Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. |
Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц». |
-Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. |
Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж». |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. |
Похвалялся медведь: | Имитация походки медведя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что умеют наши ножки и ловкие ладошки"
Проект проведения комплекса мероприятий:- Проведение подвижных игр для развития ручной и ножной моторики;- Проведение НОД с включением пальчиковой гимнастики, подвижных игр для развития ловкости, коор...
Кружок "Ловкие ладошки"
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до нашихдней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластич-ности материала. Игрушки, картины , подсвечн...
Ловкие ладошки
Чем занять ребенка дома. Нетрадиционные техники рисования....
Программа кружка "Ловкие ладошки" для детей дошкольного возраста.
Материал предназначен для воспитателей реализующих основную образовательную программу дошкольного образования с дошкольным возрастом и педагогам дополнительного образования.Программа напра...
Система дополнительной образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) «Ловкие ладошки» с детьми 4-5 лет
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предме...
Дополнительная образовательная программа "Ловкие ладошки"
Лепка из соленого теста с детьми 3-6 лет....
План кружковой работы по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Ловкие ладошки"
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников....