План кружковой работы по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Ловкие ладошки"
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Цель: Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25gkruzhok_irina.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по художественно-эстетическому развитию детей

во второй младшей группе № 3

Тема: «Ловкие ладошки»

                                               Разработали: воспитатели группы № 3

                                                            Васильева Н.А., Мотчанова И.П.

г. Иркутск, 2024-2025 гг.

Пояснительная записка

Актуальность

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

   Результаты наблюдений за детьми младшей группы показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому мы решили углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрали пластилин, и вот почему.

   Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

   Специфической чертой лепки и пластилинографии является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

   Создание кружка «Ловкие ладошки» обосновано необходимостью развития мелкой моторики рук у дошкольников посредством работы с пластилином.

Цель:

Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными видами лепки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание);
  • Формировать умения следовать устным инструкциям;          
  • Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  •   Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина

Развивающие:

  •  Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  •  Формировать эстетический и художественный вкус;
  •  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

Воспитательные:

  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать трудолюбие и старание;
  • воспитывать эстетический вкус и любовь к прекрасному.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя и детей;
  • самостоятельная деятельность.

Формы организации:

  • подгрупповая;
  • индивидуальная;
  • парная.

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 2 раза в неделю во второй половине дня в течение 15 минут.

Возраст детей: 3- 4 года

Работа кружка рассчитана на один учебный год.

Перспективный план работы кружка

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

Цикл «Осень»

1. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки

2.Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3.Солнышко

Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками).

Выкладывание жгутов и жгутиков, по кругу, по нарисованному контуру.

4.Травушка-муравушка

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному, по вертикали листа.

5. Хмурые тучки

Выкладывание жгутов в форме овала. Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

6.Грустный дождик (пластилинография)

Отщипывание кусочков пластилина, нанесение на плоскую поверхность

6. Зонтик

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

7.Осенние листочки

Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

8. Лужицы

Раскатывание пластилина пальцами рук по картону.

Октябрь Цикл «Фрукты, овощи, грибы»

1,2. Фрукты в вазе

Скручивание жгутиков в форме круга, по нарисованному контуру.

3,4. Овощи на тарелке

Скручивание жгутиков в форме круга и овала, по нарисованному контуру

5. Зелёные горошины

Научить детей отщипывать кусочки пластилина нужного цвета от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

6. Яблочки румяные

Продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

7.Варим вкусное варенье

Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету, по словесной инструкции воспитателя.

8. Мухомор

Учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

9. Грибочки в корзинке

Учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Ноябрь

Цикл «Игрушки»

1. Воздушные шары

Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура).

2. Бусы для куклы Кати

Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету, по словесной инструкции воспитателя.

3. Клубок для котёнка

Самостоятельное скручивание жгутов по кругу.

4. Пирамидка

Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру.

5. Неваляшка

Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру.

6.Зайчонок Крош

Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания.

7. Игрушечная мышка

Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания.

8.Мой весёлый звонкий мяч

Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, используя разные цвета

Декабрь

Цикл

«Зима пришла

1. Снежинки

Выкладывание жгутиков в форме полосок белых маленьких полосок.

2. Корм птичкам

Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

3. Снеговик

Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

4. Ёлочка – красавица

Выкладывание жгутов и жгутиков на нанесённый контур.

5. Игрушки для елочки - красавицы

Сплющивание кусочков пластилина. Умение использовать цвет пластилина для создания яркого образа ёлки. Объединение поделок цикла в пластилиновую картину.

6. Конфетка на палочке

Деление стекой целого куска на части, Формировать умение скатывать из пластилина длинные колбаски, сворачивать их в жгут, присоединять к трубочке.

7. Конфетка карандаш

Деление стекой целого куска на части, сплющивание их

8. Дед Мороз

Закрепить у детей навык раскатывания длинных колбасок, соединять концы колбасок между собой путём придавливания; украшать изделие дополнительными материалами; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику.

Январь

Цикл «Животные и птицы»

1. Зайчик

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина

2. Лисичка

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина

3. Медвежонок

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме.

4. Покормим птичек

Научить детей раскатывать из пластилина колбаски-червячков; прикреплять их к основе с изображением птицы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

5. Котёнок Мурзик

Закреплять навыки скатывания шариков и колбасок из пластилина; прикреплять их к шишке, украшать изделие дополнительными материалами-усы, ресницы, глаза.

6. Собачка Шарик

Закреплять навыки скатывания шариков и колбасок из пластилина; прикреплять их к шишке, украшать изделие дополнительными материалами-усы, ресницы, глаза.

Февраль

Цикл «Аквариум»

1.Разноцветные камешки

Деление стекой целого куска на части, Закреплять навыки скатывания шариков разного диаметра и колбасок из пластилина; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

2. Водоросли

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали.

3. Рыбка

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме дуги.

4.Улитка

Раскатывание жгутов двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковые по цвету, разные по длине. Объединение поделок цикла в одну картину.

Цикл «Папин праздник»

5.Тарелочка для папочки

Деление стекой целого куска на части, Закреплять навыки скатывания шариков разного диаметра и колбасок из пластилина; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

6.Флажок (пластилинография)

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме полосок.

7.Танк (пластилинография)

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

8. Самолёт

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Март

Цикл

«Весна пришла»

1. Цветок для мамы

Учить детей скатывать из пластилина шарики, сплющивать их при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; вдавливать детали; раскатывать колбаски.

Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами.

2.Украсим маме праздничное платье

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3. Цветик – семицветик

Раскатывание жгутиков удобным для детей способом, скручивание их. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук.

4.Нарцис

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал».

5.Ромашка

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал».

6.Капают сосульки

Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами, выкладывание их по вертикали по инструкции педагога.

7.Верба в вазе

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

8.Расцвели подснежники

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Апрель

Цикл

«Весна-красна»

1.Солнышко ярко светит

Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами, выкладывание их по кругу, формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

2. По замыслу

Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях.

3. На веточках набухли почки

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

4. Весеннее дерево

Деление куска пластилина на части, сплющивание кусочков, размазывание пластилина по контуру.

5.Травка зеленеет,  одуванчики цветут.

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

6.Цветущая ветка

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

7.Грачи прилетели

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

8.Я под зонтиком иду

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Май

Цикл

«Весна. Насекомые»

1. Радуга - дуга

Раскатывание жгутов  разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. Соблюдение порядка цветов радуги

2,3. Бабочка

Познакомить с симметрией. Объединение поделок цикла в одну пластилиновую картину

4.Зёрнышки для курочки

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином

5. Гусеница

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

6. Божья коровка

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

7.Бабочка

Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

8. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и т.д.). Развитие мелкой моторики рук.

9. Диагностика

(контрольная)

Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и т.д.). Развитие мелкой моторики рук.

Список литературы

1 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 2 мл. группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание доработанное и  дополненное.

2.«Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

3.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003

4. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) во второй младшей группе на тему: "Мимоза для любимой мамы"

Конспект НОД по лепке для детей второй младшей группы на тему: «Мимоза для любимой мамы!»...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ( Рисование) Вторая младшая группа Тема: «Рисование ладошками» (Коллективная работа) Тема недели: «Женский день»

В конспекте образовательной деятельности прослеживаются задачи:- Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – « рисованиеладошкой »- Способствовать формированию уме...

Фотоотчет по кружковой работе в нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе "Цветик - семицветик" МБДОУ № 28 "Берёзка" за 1 полугодие..

Цель программы: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии ...

План кружковой работы по художественно - эстетическому развитию в средней группе "Волшебная бумага"

Цель: Создать условия для интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарным приёмаи конструирования из бумаги...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Рисование слона ладошкой

Програмное содержание: Познакомить с техникой печатания ладошкой. Разв-ть воображение. Закр-ть умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки. Уточнить знания о строении слона, пропорциях, ...