План кружковой работы по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Ловкие ладошки"
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24-25gkruzhok_irina.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
по художественно-эстетическому развитию детей
во второй младшей группе № 3
Тема: «Ловкие ладошки»
Разработали: воспитатели группы № 3
Васильева Н.А., Мотчанова И.П.
г. Иркутск, 2024-2025 гг.
Пояснительная записка
Актуальность
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Результаты наблюдений за детьми младшей группы показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому мы решили углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрали пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки и пластилинографии является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Создание кружка «Ловкие ладошки» обосновано необходимостью развития мелкой моторики рук у дошкольников посредством работы с пластилином.
Цель:
Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание);
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
Воспитательные:
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитывать трудолюбие и старание;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к прекрасному.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- самостоятельная деятельность.
Формы организации:
- подгрупповая;
- индивидуальная;
- парная.
Предполагаемый результат обучения:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 2 раза в неделю во второй половине дня в течение 15 минут.
Возраст детей: 3- 4 года
Работа кружка рассчитана на один учебный год.
Перспективный план работы кружка
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь Цикл «Осень» | 1. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки |
2.Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | |
3.Солнышко | Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов и жгутиков, по кругу, по нарисованному контуру. | |
4.Травушка-муравушка | Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному, по вертикали листа. | |
5. Хмурые тучки | Выкладывание жгутов в форме овала. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. | |
6.Грустный дождик (пластилинография) | Отщипывание кусочков пластилина, нанесение на плоскую поверхность | |
6. Зонтик | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
7.Осенние листочки | Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
8. Лужицы | Раскатывание пластилина пальцами рук по картону. | |
Октябрь Цикл «Фрукты, овощи, грибы» | 1,2. Фрукты в вазе | Скручивание жгутиков в форме круга, по нарисованному контуру. |
3,4. Овощи на тарелке | Скручивание жгутиков в форме круга и овала, по нарисованному контуру | |
5. Зелёные горошины | Научить детей отщипывать кусочки пластилина нужного цвета от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. | |
6. Яблочки румяные | Продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. | |
7.Варим вкусное варенье | Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету, по словесной инструкции воспитателя. | |
8. Мухомор | Учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. | |
9. Грибочки в корзинке | Учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. | |
Ноябрь Цикл «Игрушки» | 1. Воздушные шары | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура). |
2. Бусы для куклы Кати | Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету, по словесной инструкции воспитателя. | |
3. Клубок для котёнка | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу. | |
4. Пирамидка | Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру. | |
5. Неваляшка | Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру. | |
6.Зайчонок Крош | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания. | |
7. Игрушечная мышка | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания. | |
8.Мой весёлый звонкий мяч | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, используя разные цвета | |
Декабрь Цикл «Зима пришла | 1. Снежинки | Выкладывание жгутиков в форме полосок белых маленьких полосок. |
2. Корм птичкам | Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. | |
3. Снеговик | Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять детали, использовать приём прищипывания, сплющивания. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. | |
4. Ёлочка – красавица | Выкладывание жгутов и жгутиков на нанесённый контур. | |
5. Игрушки для елочки - красавицы | Сплющивание кусочков пластилина. Умение использовать цвет пластилина для создания яркого образа ёлки. Объединение поделок цикла в пластилиновую картину. | |
6. Конфетка на палочке | Деление стекой целого куска на части, Формировать умение скатывать из пластилина длинные колбаски, сворачивать их в жгут, присоединять к трубочке. | |
7. Конфетка карандаш | Деление стекой целого куска на части, сплющивание их | |
8. Дед Мороз | Закрепить у детей навык раскатывания длинных колбасок, соединять концы колбасок между собой путём придавливания; украшать изделие дополнительными материалами; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. | |
Январь Цикл «Животные и птицы» | 1. Зайчик | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина |
2. Лисичка | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина | |
3. Медвежонок | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. | |
4. Покормим птичек | Научить детей раскатывать из пластилина колбаски-червячков; прикреплять их к основе с изображением птицы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
5. Котёнок Мурзик | Закреплять навыки скатывания шариков и колбасок из пластилина; прикреплять их к шишке, украшать изделие дополнительными материалами-усы, ресницы, глаза. | |
6. Собачка Шарик | Закреплять навыки скатывания шариков и колбасок из пластилина; прикреплять их к шишке, украшать изделие дополнительными материалами-усы, ресницы, глаза. | |
Февраль Цикл «Аквариум» | 1.Разноцветные камешки | Деление стекой целого куска на части, Закреплять навыки скатывания шариков разного диаметра и колбасок из пластилина; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
2. Водоросли | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали. | |
3. Рыбка | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме дуги. | |
4.Улитка | Раскатывание жгутов двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковые по цвету, разные по длине. Объединение поделок цикла в одну картину. | |
Цикл «Папин праздник» | 5.Тарелочка для папочки | Деление стекой целого куска на части, Закреплять навыки скатывания шариков разного диаметра и колбасок из пластилина; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
6.Флажок (пластилинография) | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме полосок. | |
7.Танк (пластилинография) | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
8. Самолёт | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
Март Цикл «Весна пришла» | 1. Цветок для мамы | Учить детей скатывать из пластилина шарики, сплющивать их при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; вдавливать детали; раскатывать колбаски. Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами. |
2.Украсим маме праздничное платье | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
3. Цветик – семицветик | Раскатывание жгутиков удобным для детей способом, скручивание их. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук. | |
4.Нарцис | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал». | |
5.Ромашка | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал». | |
6.Капают сосульки | Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами, выкладывание их по вертикали по инструкции педагога. | |
7.Верба в вазе | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
8.Расцвели подснежники | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
Апрель Цикл «Весна-красна» | 1.Солнышко ярко светит | Самостоятельное отщипывание кусочков и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами, выкладывание их по кругу, формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
2. По замыслу | Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. | |
3. На веточках набухли почки | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
4. Весеннее дерево | Деление куска пластилина на части, сплющивание кусочков, размазывание пластилина по контуру. | |
5.Травка зеленеет, одуванчики цветут. | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
6.Цветущая ветка | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
7.Грачи прилетели | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
8.Я под зонтиком иду | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
Май Цикл «Весна. Насекомые» | 1. Радуга - дуга | Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. Соблюдение порядка цветов радуги |
2,3. Бабочка | Познакомить с симметрией. Объединение поделок цикла в одну пластилиновую картину | |
4.Зёрнышки для курочки | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином | |
5. Гусеница | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
6. Божья коровка | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
7.Бабочка | Деление стекой целого куска на части, закреплять навыки работы с пластилином; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
8. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и т.д.). Развитие мелкой моторики рук. | |
9. Диагностика (контрольная) | Умение самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и т.д.). Развитие мелкой моторики рук. |
Список литературы
1 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 2 мл. группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание доработанное и дополненное.
2.«Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
3.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
4. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. М., Мозаика – Синтез, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) во второй младшей группе на тему: "Мимоза для любимой мамы"
Конспект НОД по лепке для детей второй младшей группы на тему: «Мимоза для любимой мамы!»...
Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."
Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....
Конспект открытого занятия НОД по развитию художественно - эстетической деятельности (лепка) во второй младшей группе. « Ягоды для птичек .»
: Учить различать и называть красный цвет, закреплять знания о форме предметов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ( Рисование) Вторая младшая группа Тема: «Рисование ладошками» (Коллективная работа) Тема недели: «Женский день»
В конспекте образовательной деятельности прослеживаются задачи:- Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – « рисованиеладошкой »- Способствовать формированию уме...
Фотоотчет по кружковой работе в нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе "Цветик - семицветик" МБДОУ № 28 "Берёзка" за 1 полугодие..
Цель программы: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии ...
План кружковой работы по художественно - эстетическому развитию в средней группе "Волшебная бумага"
Цель: Создать условия для интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарным приёмаи конструирования из бумаги...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Рисование слона ладошкой
Програмное содержание: Познакомить с техникой печатания ладошкой. Разв-ть воображение. Закр-ть умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки. Уточнить знания о строении слона, пропорциях, ...