Программа кружка "Ловкие ладошки" для детей дошкольного возраста.
рабочая программа на тему
Материал предназначен для воспитателей реализующих основную образовательную программу дошкольного образования с дошкольным возрастом и педагогам дополнительного образования.Программа направлена: на развитие мелкой моторики, которая тесно связана с развитием связной речи и логического мышления и на развитие творчества, так как творчество способствует разностороннему развитию ребенка: раскрывает его личность, способность применять свои знания и умения для решения нестандартных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_testoplastike.docx | 74.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа – детски сад М.Монтессори»
«Принято» «Утверждаю»
На заседании пед. совета _______________Агафонова Н.Н.
Протокол № Директор МБОУ «Начальная
От «__»___________2013 г. школа – детский сад М.Монтессори»
Программа кружка
«Ловкие ладошки»
для детей дошкольного возраста
воспитателя первой квалификационной категории
Поповой Г.Н.
п.Октябрьский
2013г.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время все больше увеличивается количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Учёными доказано, что развитие связной речи, логического мышления, тесно связано с развитием мелкой моторики. Это объясняется тем, что речевой центр в коре головного мозга и центр, отвечающий за мелкую моторику, находятся очень близко друг к другу. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект. А уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение и для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости для успешного обучения в школе. Этому способствует лепка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Лепка из солёного теста, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур из теста – творческий процесс. Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребенка: раскрывается его личность, способность применять свои знания и умения для решения нестандартных проблем, проявляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Цель программы:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в процессе лепки из солёного теста.
Задачи:
1.Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста:
- Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки.
2.Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи:
- синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук;
- создавать простейшие формы, учить лепить не только ладонями, но и пальцами (соединять детали примазывая, защипывать края, вытягивать, оттягивать).
3.Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
4.Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Краткая характеристика программы
1.Программа разработана на основе разработок Халезовой Н.Б. «Лепка в детском саду», М.: Просвещение, 1986г. и «Декоративная лепка в детском саду» М.: Творческий центр, 2007г.
2.Программа кружка подготовлена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Работа ведется с детьми, желающими лепить. Занятия в кружке «Ловкие ладошки» проводится с октября по май, 1 раз в неделю, 32 занятия в год. Длительность занятия 10 - 25 минут. Место проведения – групповая комната. В кружке занимаются 15 человек.
3.Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
4. Деятельность проводится в два этапа:
- изготовление предмета;
- эстетическое оформление.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Основными методами для реализации выполнения программы являются:
- беседы по темам, чтение художественной литературы,
- устные инструкции по выполнению поставленных задач,
- показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу,
- практическая работа, анализ.
Материальное обеспечение программы.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Для теста: мука - первого или высшего сорта, соль – мелкого помола, краски – гуашь, пищевые красители, вода.
Рецепт теста: 2 части муки, 1 часть соли и примерно 1 часть воды.
Для работы: скалка, зубочистки, стеки, колпачки от фломастеров, формочки для выпечки, чеснокодавилка, кисточки для склеивания, доски для пластилин, фольга.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада для родителей и сотрудников.
Ожидаемые результаты.
В ходе прохождения курса обучения лепки из соленого теста дети должны:
- свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;
- самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы;
- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста для младшего дошкольного возраста.
(1-ый год обучения)
Октябрь
№ | Тема | Задачи |
1-2 | Сладкие конфетки | Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки. |
3-4 | Ягодки на тарелочке | Продолжать лепить предметы округлых форм. Делить целый кусок на части с помощью стека. Развивать глазомер и мелкую моторику. |
Ноябрь
1-2 | Я пеку, пеку, пеку… | Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск. Оформление изделия (посыпать любой крупой). Развивать чувство формы, мелкую моторику. |
3-4 | Бублики, баранки | Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия ( посыпать маком, манкой). Развивать глазомер и мелкую моторику. |
Декабрь
1-2 | Плюшки - завитушки | Лепить предмет, передовая задуманную идею. Учить детей соединять детали прочно и аккуратно. Развивать мелкую моторику. |
3-4 | Гусеница – длинные рожки | Лепить предмет, раскатывая в столбик. Деля его стеком на части, скатывая в округлые формы, соединяя в единое целое. Развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику. Для оформления использовать дополнительный материал (перец горошком, гвоздику). |
1-2 | Снеговик | Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать композицию. Развивать чувство формы, мелкую моторику. |
3-4 | Елочка | Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма. |
Январь
Февраль
1-2 | Мышка-норушка | Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер). |
3-4 | Вот ежик – ни головы, ни ножек | Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику. |
Март
1-2 | Цветок для мамы | Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки. |
3 | Птички синички | Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. |
Апрель
1-2 | Солнышко | Лепить предмет, состоящий из нескольких частей, разных по форме и величине. Развивать мелкую моторику. |
3-4 | Разноцветные бусы | Лепить отдельные детали, разнообразные по форме и соединять в единое целое путем нанизывая на шнур. Развивать чувство формы, моторику рук. |
Май
1-2 | Котенок Васька | Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции. |
3-4 | Собачка Жучка | Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику .Воспитывать любовь к природе. |
Учебно-тематический план для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
№ | Тема совместной деятельности | Количество |
Оснащение предметно – развивающей среды. Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | ||
1 | Сладкие конфетки | 2 |
2 | Ягодки на тарелочке | 2 |
3 | Я пеку, пеку, пеку.. | 2 |
4 | Бублики, баранки | 2 |
5 | Плюшки - завитушки | 2 |
Изготовление подарков для родителей | ||
1 | Снеговик (открытка на Новый год) | 2 |
2 | Ёлочка | 2 |
3 | Цветок для мамы (открытка на 8 Марта) | 2 |
4 | Солнышко | 2 |
5 | Разноцветные бусы | 2 |
Изготовление животных | ||
1 | Гусеница – длинные рожки | 2 |
2 | Вот ёжик – ни головы, ни ножек | 2 |
3 | Птички синички | 2 |
4 | Мышка - норушка | 2 |
5 | Котёнок Васька | 2 |
6 | Собачка Жучка | 2 |
Итого | 32 |
Программное содержание.
Тема: «Сладкие конфетки»
Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста (раскатывается, мнется, отрывается). Поиграть с тестом (какое оно мягкое, приятное на ощупь). Показать прием лепки округлых предметов. Заострять внимание на синхронизацию движения обеих рук. Учить раскрашивать высушенные изделия из соленого теста. Воспитывать аккуратность.
Тема: «Ягодки на тарелочке»
Продолжать знакомить с техникой тестопластики. Закрепить навык лепки из теста округлых предметов. Учить делить целый кусок теста на равные части, развивая глазомер. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Я пеку, пеку, пеку..»
Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали. Развивать у детей эстетическое восприятие, при оформлении готового изделия. Продолжать формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Бублики баранки»
Продолжать знакомить с техникой тестопластики. Закрепить навык раскатывания. Показать прием изготовления колбаски из теста. Учить технике соединения деталей из соленого теста. Продолжать учить оформлять и раскрашивать готовые изделия, воспитывая аккуратность. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Плюшки - завитушки»
Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей. Поощрять разные способы соединения деталей. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Снеговик»
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, используя знакомые техники исполнения. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Ёлочка»
Продолжать знакомить с техникой тестопластики. Закрепить навык раскатывания колбасок. Познакомить с изготовлением поделок приемом накладывания одной части на другую. Поощрять разные способы соединения деталей. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Цветок для мамы»
Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок к празднику. Закреплять умение делить тесто на части, создавать выразительный образ поделки. Учить раскрашивать предмет, используя различную цветовую гамму. Учить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Тема: «Разноцветные бусы»
Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, закрепляя приобретенные умения и навыки. Учить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, видеть конечный результат задуманной работы.
Лепить отдельные детали, соединять их в единое целое. Закрепить умения раскрашивать простые по форме предметы, нанося краску на всю поверхность предмета. Развивать чувство цветовосприятия. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Гусеница – длинные рожки»
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Учить оформлять изделие дополнительными материалами.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику.
Тема: Птички синички»
Познакомить с особенностями лепки птиц. Учить создавать выразительный образ, используя знакомые навыки и приемы лепки. Учить дополнять работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки), раскрывая творческую фантазию детей в процессе лепки. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста яркими красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Тема: «Мышка – норушка»
Познакомить с особенностями строения животных. Учить передавать образ животного с помощью конусообразной формы. Применять знакомые навыки и приемы для оформления поделки, используя дополнительные материалы (семечки, бисер). Проявлять творчество и фантазию при раскрашивании поделки. Развивать мелку моторику рук.
Тема: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»
Продолжать знакомить с особенностями строения животных. Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, учить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки). Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Тема: «Котёнок Васька»
Продолжать знакомить с особенностями строения животных. Учить передавать задуманный образ знакомыми навыками и приемами. Передавать пропорциональные соотношения частей тела и их расположения. Развивать творческий интерес, фантазию детей в процессе лепки. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Тема: «Собачка Жучка»
Продолжать лепить животных. Учить передавать задуманный образ знакомыми навыками и приемами. Применять приемы для усиления выразительного образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Передавать пропорциональные соотношения частей тела и их расположения. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Перспективное планирование работы кружка
по лепке из соленого теста
для среднего дошкольного возраста.
(2-ой год обучения)
Октябрь
№ | Тема | Задачи |
1-2 | Овощи и фрукты | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и т.д. |
3-4 | Корзина с грибами | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. |
Ноябрь
1-2 | Подсолнух | Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. |
3-4 | Осенняя ярмарка | Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. |
Декабрь
1-2 | В лесу родилась елочка | учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы |
3-4 | Новогодние игрушки | учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. |
Январь
1-2 | Лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба» (Лепим из пластилина) | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. |
3-4 | Лепка по мотивам сказки «Три медведя» |
Февраль
1-2 | Самолет (подарок папе) | лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к родным. |
3-4 | Рамка для фотографии (подарок маме) | Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
Март
1-2 | Разноцветная змея (Забавные животные) | Лепить предмет, состоящий из частей. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки, объединяя в одно целое. |
3-4 | Крокодильчики (Забавные животные) | Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья – конструктивным. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела крокодила (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. |
Апрель
1-2 | Аквариум (Веселый пластилин) | Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов, вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. |
3-4 | Дракончик (Веселый пластилин) | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
Май
1-2 | Декоративная решетка с цветами (Веселый пластилин) | Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. |
3-4 | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке |
Учебно-тематический план для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
№ | Тема совместной деятельности | Количество |
Осенняя ярмарка | ||
1 | Овощи и фрукты | 2 |
2 | Корзинка с грибами | 2 |
3 | Подсолнух | 2 |
4 | Осенняя ярмарка | 2 |
Новый год | ||
1 | В лесу родилась ёлочка | 2 |
2 | Новогодние игрушки | 2 |
По мотивам сказок | ||
1 | Курочка Ряба | 2 |
2 | Три медведя | 2 |
Подарки для родителей | ||
1 | Самолеты | 2 |
2 | Рамка для фотографии | 2 |
3 | Декоративная решетка с цветами | 4 |
Веселые зверята | ||
1 | Разноцветная змея | 2 |
2 | Крокодильчики | 2 |
3 | Аквариум | 2 |
4 | Дракончики | 2 |
Итого | 32 |
Программное содержание.
Тема: «Овощи и фрукты».
Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и т.д. Закреплять умение раскрашивать, показывая разнообразие цвета и индивидуальность каждого предмета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Корзина с грибами».
Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Тема: «Подсолнух».
Знакомить с особенностями строения подсолнуха. Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста создавать задуманный образ: создания фона, путем отламывания небольших кусочков, расплющивая и растирая их на картоне. Продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки). Вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику.
Тема: «Осенняя ярмарка». Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, проявит фантазию и творчество, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.
Тема: «В лесу родилась ёлочка». Продолжать знакомить детей со строением деревьев (ели). Закреплять умение делить тесто на части. Создавать выразительный образ поделки, путем скатывания и сплющивания шариков и закрепляя их на вертикальной основе. Воспитывать у детей любовь к окружающей природе. Передавать красоту елочки, добиваться выразительности, нанося краску на всю поверхность предмета.
Тема: «Новогодние игрушки». Снежинка. Познакомить детей с формами, строением и индивидуальностью снежинок. Научить пользоваться формочками для вырезания различных форм и соединять их в единый выразительный образ. Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику.
Тема: «Лепка по мотивам сказки». Курочка Ряба. Три медведя. Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.
Тема: «Самолет». ( подарок папе)
Продолжать учить детей лепить конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей, уточняя представления о строение и способе передвижения самолета. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику. Развивать любовь к родным.
Тема: «Рамка для фотографии»
(подарок маме)
Продолжать учить детей создавать поделку конструктивным способом, упражняя использовать сочетание различных форм изобразительной деятельности.
Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Тема: «Разноцветная змея»
Продолжать учить лепить предмет, состоящий из разноцветных частей. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки, объединяя в одно целое. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Тема: «Крокодильчики»
Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья – конструктивным. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела крокодила (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение и мелкую моторику.
Тема: «Аквариум»
Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов, вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать уважение друг другу.
Тема: «Дракончик»
Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.
Тема: «Декоративная решетка с цветами»
Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Научить точно, передавать задуманную идею, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику.
Перспективное планирование работы кружка
по лепке из соленого теста
для старшего дошкольного возраста.
(3-ой год обучения)
Октябрь
№ | Тема | Задачи |
1-2 | Ягода - малина | Продолжать учить лепить предмет из частей. Выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их водой. Закреплять технические навыки и приемы лепки из теста. Развивать мелкую моторику творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
3-4 | Ёжик с грибами | Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с инструментами (ножницами) для изображения колючей «шубки» ежика. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Воспитывать уверенность и инициативность. |
Ноябрь
1-2 | Ваза для карандашей | Учить делать вазу, путем обработки поверхности и внутренней части сосуда тестом. Заделывать края сосуда, украшать его узором. Развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
3-4 | Подкова на счастье | Продолжать учить изготовлять декоративную поделку. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику используя знакомые приемы лепки. Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. |
Декабрь
1-2 | Дед Мороз и Снегурочка | Учить изображать фигурку Деда Мороза и Снегурочки по представлению. Использовать полученные умения, создавая выразительность образа в изображении общей формы, пропорции фигуры, отдельных деталей (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде и т. д.) Воспитывать у детей интерес к сказочным образам. |
3-4 | Новогодние игрушки | Учить самостоятельно, изготовлять поделки, применять в лепке знакомые способы работы. Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками . Развивать цветовосприятие, чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
Январь
1-2 | Рождественские украшения | Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок к празднику, учить детей украшать предмет, используя цветное тесто. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику. |
3-4 | Ангелочек | Продолжать учить лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
Февраль
1-2 | Открытка для папы | Продолжать учить передавать образ человека и характерные особенности формы. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать любовь к родным. |
3-4 | Декоративная тарелочка
| Продолжать учить изготовлять декоративные поделки. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов, вызывать интерес к созданию композиции, развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициат. |
Март
1-4
| (Забавные животные)
| Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову – конструктивным. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела животного (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
Апрель
1-2 | Ракета | Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов, вызывать интерес к созданию композиции, развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство патриотизма к Родине. |
3-4 | Брелки - забавы | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки. Разнообразить варианты оформления поверхности брелка. Воспитывать любознательность, художественный вкус, творческую иниц. |
Май
1-4 | Коллективные работы: «Пчелки и бабочки», «В гости к бабушке дедушке»
| Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. |
Учебно-тематический план для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
№ | Тема совместной деятельности | Количество |
Осенний переполох | ||
1 | Ягода - малина | 2 |
2 | Ёжик с грибами | 2 |
Новый год | ||
1 | Дед мороз и снегурочка | 2 |
2 | Новогодние игрушки (смешарики) | 2 |
3 | Рождественские украшения | 2 |
4 | Ангелочки | 2 |
Коллективные работы | ||
1 | В гостях у бабушки и дедушки | 2 |
2 | Летний пейзаж (пчёлки и бабочки на цветах) | 2 |
Подарки для родителей | ||
1 | Ваза – карандашница (подарок для мамы) | 2 |
2 | Праздничная открытка для папы | 2 |
3 | Декоративная тарелка (подарок на 8 Марта) | 2 |
4 | Подкова на счастье | 2 |
Сувениры для друзей | ||
1 | Забавные животные | 4 |
2 | Брелки - забавы | 2 |
3 | Ракета | 2 |
Итого | 32 |
Программное содержание.
Тема: «Ягода - малина
Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности ягоды (форма, размер), используя знакомые приемы лепки. Закреплять умение раскрашивать, показывая разнообразие цвета и индивидуальность предмета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Ёжик с грибами».
Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Продолжать учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа при использовании инструментов (ножниц и стека). Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, учить видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых изделий.
Тема: «Ваза - карандашница».
Учить детей изготовлять вазу, путем налепов на поверхность сосуда тестом. Заделывать края сосуда, украшать его узором. Вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. Учить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Тема: «Подкова на счастье».
Учить изготовлять декоративную поделку. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность проявит фантазию и творчество.
Тема: «Дед Мороз и Снегурочка».
Учить изображать фигурку Деда Мороза и Снегурочки комбинированным способом. Использовать полученные умения, создавая выразительность образа в изображении общей формы, пропорции фигуры, отдельных деталей (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде и т. д.). Вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к сказочным образам.
Тема: «Новогодние игрушки». Смешарики. Познакомить детей со строением и индивидуальностью поделок. Научить делать основу – шар (фольга облепленная тестом) и при помощи дополнительных деталей создать задуманный образ. Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Тема: «Рождественские украшения».
Учить создавать праздничную поделку. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Тема: «Ангелочек».
Продолжать учить лепить фигуру человека конструктивным способом, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Учить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Тема: «Открытка для папы»
Продолжать учить передавать образ человека и характерные особенности солдатской формы. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику, фантазию и творчество при оформлении открытки. Учить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Воспитывать любовь к родным.
Тема: «Декоративная тарелка»
Продолжать учить лепить декоративную поделку, состоящую из основы (тарелки) и украшений (разноцветных предметов). Делить тесто на части с помощью стеки, объединяя в одно целое. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Тема: «Забавные животные»
Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и лапы – конструктивным. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела животного (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение и мелкую моторику.
Тема: «Ракета»
Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов, вызывать интерес к созданию композиции, развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство патриотизма к Родине.
Тема: «Брелки - забавы»!
Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Использовать различные способы лепки объемной фигурки. Разнообразить варианты оформления (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к продуктивной деятельности.
Тема: «Коллективные работы»
Учить детей лепить картины из соленого теста: лепка отдельных деталей и соединение их в единое целое. Совершенствовать точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности. Раскрыть творческую фантазию в процессе лепки, учить видеть конечный результат задуманной работы. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать уважительное и бережное отношение друг к другу, умение договариваться. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых изделий.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., Просвещение, 1981.
2. Лепнин Виктор «Лепим из пластилина» Белгород: Клуб семейного досуга, 2012г.
3. Марина З. «Лепим из пластилина», СПБ.: Кристалл, КОРОНА принт , 1997
4.Разнкова Ю.А., Кудрина Т.П., Одинакова Г.Ю., Теп люк С.Н. «Лепим, рисуем, творим» М.: Школьная пресса, 2010г.
5. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., Просвещение, 1982.
6. Степанова Ирина «Веселый пластилин» Белгород: Клуб семейного досуга, 2014г.
7«Учимся лепить и рисовать» СПБ,: Кристалл, ВалериСПБ.,1997г.
8.Халезова Н.В. «Лепка в детском саду» М.: Просвещение, 1986 .
9.Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» М.: Творческий центр, 2007г.
10.Халезова Н.Б.»Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» М.: Просвещение, 1984г.
Дополнительная литература:
11.Бриджит Казагранда «Поделки из соленого теста», АРТ-РОДНИК, 2007.
12. Лыкова И.А. «Пир на весь мир из соленого теста» М.: Карапуз, 2008г.
13. «Поделки из соленого теста, ткани, бумаги и природного материалов», перевод с польского Прушковской М., М.: Мой мир, 2006г.
14.Рубцова Елена «Фантазии из соленого теста»
15. Хананова И.Н. «Соленое тесто» Харьков: Книжный клуб, 2007г.
16.Френсис Макнафтон «Забавные животные из сахара» Белгород: Клуб семейного досуга, 2012г.
Информационные ресурсы:
1.solo-nedo.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях
В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ для детей дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 111 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
Рабочая программа воспитания для МБДОУ № 111 "Детский сад комбинированного вида", реализующего образовательные программы дошкольного образования, на основе требований Федерального закона от ...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...