Программа по самообразованию. Теме: «Сказка как форма работы с детьми по развитию речи»
рабочая программа по развитию речи по теме

Шаргавнина Наталья Александровна

«Сказка как форма работы с детьми по  развитию речи»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное

1.     Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.     Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

3.     Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.     Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_mamy.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красноборский детский сад «Колосок».

Утверждаю:

Заведующая МДОУ

Красноборский д/с «Колосок»

Молева С.В.

Принята на педагогическом совете

Протокол №      от ____           20    г.

Программа по самообразованию.

Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Составила  воспитатель

Шаргавнина Н.А.

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное

  1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
  3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

2013 – 2014  у.г.

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами

2014 – 2015 у.г.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок. Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам

Досуг «Вечер»

Ноябрь

Театрализованная постановка

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с родителями

Ноябрь – Январь

Консультация: «Почитай мне мама сказку, или с какими книжками лучше дружить.

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки»

Консультация для родителей«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей»

Апрель

Открытый показ НОД  средней группе.

Открытое занятие по развитию речи  «Устное народное творчество. Потешки»

2015 – 2016 у.г.

Работа с детьми

Сентябрь

Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам.

Создание дидактических игр.

Оснащение ППРС.

Октябрь

Учить  детей рассказывать сказки от  имени игрушки – коммутатора.

«Машины сказки»

Ноябрь

Театрализованная постановка (с использованием кукол би -          ба – бо)

Инсценировка сказки «Колобок»

для детей второй младшей группы.

Декабрь - апрель

Использование ТРИЗ в работе со сказкой.

Применение метода фокальных объектов, мозговой штурм, метод противоречий и т.д.  Дидактическая игра «По кругу», «Круги Лурия» и т.д.

май

Отражение словесного творчества в продуктивных видах  деятельности .

Выставка творческих работ «Мой любимый сказочный герой»

Работа с родителями

Октябрь

Совместное творчество детей и родителей на тему «Семейная сказка».

Семейный конкурс

творческих поделок

«Семейная сказка».

Февраль

Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Картотека пальчиковых игр.

Май

Отчетное мероприятие для родителей о проделанной работе.

Совместный досуг «По следам сказки»

Самореализация

Октябрь – май

Трансляция педагогического опыта.

Трансляция педагогического опыта на сайтах www.maam.ru

www.nsportal.ru

 

Ноябрь

Выступление на педагогическом совете ДОУ.

Доклад на тему

«  Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДОУ

»

Список литературы.

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
  9. «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  10. «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., Шустерман М.Н.;
  11. «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  12. «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  13. «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  14. «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  15. «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  16. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  17. «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  18. «Мир фантазии» серия книг;
  19. «Мир загадок» серия книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему:  «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Семинар на тему: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»...

тема: «Методы и формы работы с детьми при организации питания»

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Тема самообразования  «Проектная деятельность с детьми раннего возраста».Срок реализации:   01.09.2016г -25.05.2017г.Цель:  освоить технологию проектно-исслед...

Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

НАПРАВЛЕНИЕ:   познавательное    развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ:  май   2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ:  групповаяГР...

Доклад на педагогическом совете Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятел...

Программа по самообразованию «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

Введение. В настоящее время актуальность игровой деятельности  повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получ...