Программа по самообразованию. Теме: «Сказка как форма работы с детьми по развитию речи»
рабочая программа по развитию речи по теме
«Сказка как форма работы с детьми по развитию речи»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_mamy.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок».
Утверждаю:
Заведующая МДОУ
Красноборский д/с «Колосок»
Молева С.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № от ____ 20 г.
Программа по самообразованию.
Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Составила воспитатель
Шаргавнина Н.А.
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май 2013 – 2014 у.г. | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами |
2014 – 2015 у.г. | |||
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам | Досуг «Вечер» |
Ноябрь | Театрализованная постановка | Инсценировка русской народной сказки «Теремок» | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с родителями | Ноябрь – Январь | Консультация: «Почитай мне мама сказку, или с какими книжками лучше дружить. Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки» | Консультация для родителей«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей» |
Апрель | Открытый показ НОД средней группе. | Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки» | |
2015 – 2016 у.г. | |||
Работа с детьми | Сентябрь | Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам. Создание дидактических игр. | Оснащение ППРС. |
Октябрь | Учить детей рассказывать сказки от имени игрушки – коммутатора. | «Машины сказки» | |
Ноябрь | Театрализованная постановка (с использованием кукол би - ба – бо) | Инсценировка сказки «Колобок» для детей второй младшей группы. | |
Декабрь - апрель | Использование ТРИЗ в работе со сказкой. | Применение метода фокальных объектов, мозговой штурм, метод противоречий и т.д. Дидактическая игра «По кругу», «Круги Лурия» и т.д. | |
май | Отражение словесного творчества в продуктивных видах деятельности . | Выставка творческих работ «Мой любимый сказочный герой» | |
Работа с родителями | Октябрь | Совместное творчество детей и родителей на тему «Семейная сказка». | Семейный конкурс творческих поделок «Семейная сказка». |
Февраль | Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь» | Картотека пальчиковых игр. | |
Май | Отчетное мероприятие для родителей о проделанной работе. | Совместный досуг «По следам сказки» | |
Самореализация | Октябрь – май | Трансляция педагогического опыта. | Трансляция педагогического опыта на сайтах www.maam.ru
|
Ноябрь | Выступление на педагогическом совете ДОУ. | Доклад на тему « Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДОУ» |
Список литературы.
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
- «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
- «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., Шустерман М.Н.;
- «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
- «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
- «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
- «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
- «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
- «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
- «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
- «Мир фантазии» серия книг;
- «Мир загадок» серия книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар на тему: «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»
Семинар на тему: «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»...
тема: «Методы и формы работы с детьми при организации питания»
Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Тема самообразования «Проектная деятельность с детьми раннего возраста».Срок реализации: 01.09.2016г -25.05.2017г.Цель: освоить технологию проектно-исслед...
Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: групповаяГР...
Доклад на педагогическом совете Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»
Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятел...
Программа самообразования музыкального руководителя Тема: Музыкально- коммуникативные игры-танцы, как одна из форм работы с детьми
Методическая разработка...
Программа по самообразованию «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
Введение. В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получ...