"Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на развитие речи дошкольников"
статья по развитию речи на тему
Кейс -технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_keys_-_tehnologii.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Хакимова Наталья Николаевна, Воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад N5 «Степнячок», п. Акбулак, Акбулакский район, Оренбургская область, Российская Федерация.
ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
«Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников »
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбран системно - деятельный подход, перед воспитателями стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Об этом нам говорят новые федеральные государственные образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, необходимо использовать в своей деятельности новые приемы и современные педагогические технологии. Одна из приоритетных технологий – это Кейс - технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников. Что же такое Кейс - технологии? Термин Кейс - технологии употребляли в своих работах С. Л. Рубенштейн , А. М. Гуревич, Ю. Д. Красовский, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапопорт, ведущий специалист в области кейс – технологий в России Владимир Дмитриевич Киселев, профессор, сотрудник Центра социальных психологических исследований ВШМБ АНХ при Правительстве РФ, разработавший более сотни авторских методик написания и дальнейшего анализа кейсов. Его методика написания кейса имеет свое специальное название – «кейкис», которое представляет собой синтез слов «кейс» и фамилии автора «Киселев» и др. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития Кейс - технологии.
Научные источники определяют термин Кейс – технологии - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.
Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Цель кейс технологии состоит - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия.
Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение представлений на занятиях происходит в процессе постоянного поиска, развивается речь детей Данная технология направлена на развитие речи дошкольника, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Кейс - технология меняет деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии детям помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Такие занятия дают детям возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад № 5 «Степнячок» п. Акбулак, Акбулакского района, Оренбургской области в подготовительной к школе группе (25 детей). была проведена диагностика по речевому развитию по методике А.Р. Лурия для изучения уровня речевого развития На констатирующем этапе эксперимента выявлялся исходный уровень с форсированности целевых ориентиров у дошкольников, на данном этапе была проведена педагогическая диагностика, по речевому развитию по методике А.Р. Лурия для изучения уровня речевого развития форме наблюдения за деятельностью детей . Таблица №1 Результаты педагогической диагностики. Целевые ориентиры % Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность; Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется кейсами, пытается самостоятельно решить ситуацию, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель: формирование целевых ориентиров с помощью внедрения методических приёмов кейс технологии развитие речи дошкольников. Базовая модель технологии вписывается в занятие и состоит из методов: кейс – иллюстрация, кейс - стадии, кейс – фото. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? По данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении принимаются все версии, идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Воспитатель выступает в качестве проводника, заставляя дошкольников размышлять, внимательно выслушивает их ответы. Дети актуализируют и обобщают имеющие сознания по данной проблеме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Во время работы на этой стадии применяются такие методические приёмы как «Стадии». Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:
- умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого и прийти к общему решению;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение отстаивать свою точку зрения в общении;
- умение принимать помощь;
- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения. Кейс-стади — это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой.
Методический приём «Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.
Также используется для фиксации эмоциональных оценок «Кейс- ситуация» — это когда информация о предприятии, отрасли, персонах сопровождается описанием проблемной ситуации. Требуется найти оптимальный путь выхода из нее.
Воспитатель возвращает детей к первоначальным предположениям, вносит изменения, дополнения, даёт творческие, практические задания. Дети соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления, обобщают полученную информацию. На контрольном этапе была поставлена цель: выявить уровень сформированности целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста, была проведена педагогическая диагностика, которая показала положительную динамику формирования целевых ориентиров. Таблица № 2 . Результаты педагогической диагностики. Целевые ориентиры % Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность; Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проведённая экспериментальная работа позволила выделить следующие преимущества
Кейс технологии : работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас; есть возможность повторения, усвоения материала ;вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыт у; появляется
Большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность; дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Список используемой литературы.
1. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия / Маркетинг. 1999. № 1. С. 107–111.
2. Скуратовская Н. С. Кейс-метод в оценке персонала // Справочник кадровика. 2007. № 5. С. 98–104.
3. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: СПб.; М.: ВПО, 2000.
4. Чикер В. А. Методология и методы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов. Внедрение методов технологии. «Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»
Мастер - класс для педагогов...
Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников
Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников...
Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников-
Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников-...
Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире дошкольникам приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, поэ...
«Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»
Внедрение методов технологии...
"Кейс- технология в образовательном процессе"
quot;Кейс- технология в образовательном процессе"...
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"
Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...