Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.
опыты и эксперименты по развитию речи (средняя группа) на тему
Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.
Изучение уровня развития мелкой моторики в стенах дошкольного учреждения, является стандартной процедурой. Она входит в блок диагностики степени сформированности высших психических функций. Результаты нашего мониторинга, позволили выявить взаимосвязь низкого уровня развития мелкой моторики с низким уровнем развития речи у дошкольников.
Так, например, в средней группе, изучая уровень сформированности мелкой моторики, результаты которой мы можем видеть в диаграмме №1, мы обнаружили у большинства детей низкий уровень сформированности мелкой моторики.
Диаграмма 1
Опираясь на возрастные границы испытуемых, мы определили показатели «нормы», для данной возрастной группы, они следующие:
Ø 0-7 показатели ниже нормы.
Ø 8-15 показатели, стремящиеся к норме.
Ø 15-20 показатели нормы.
Таким образом, мы видим, что у 81% воспитанников данной группы показатели по сформированности мелкой моторики ниже нормы и у 19% воспитанников стремятся к норме. Следует отметить, что низкий уровень развития мелкой моторики, будет отягощать развитие речи, что мы сейчас подробно и увидим в диаграмме №2
Диаграмма 2
Так, мы видим, что у 62% детей наблюдается низкий уровень сформированности речи. Как нами и говорилось ранее мелкая моторика рук, и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Многие отечественные психологи, отмечают, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Взрослые, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, тем самым подготавливая прочный фундамент для дальнейшего успешного интеллектуального развития и развития творческих способностей.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Таким образом, мы обозначаем развитие мелкой моторики, как коррекционный метод для развития речи и словесного творчества у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.
Изучение уровня развития мелкой моторики в стенах дошкольного учреждения, является стандартной процедурой. Она входит в блок диагностики степени сформированности высших психических функций. Результаты нашего мониторинга, позволили выявить взаимосвязь низкого уровня развития мелкой моторики с низким уровнем развития речи у дошкольников.
Так, например, в средней группе, изучая уровень сформированности мелкой моторики, результаты которой мы можем видеть в диаграмме №1, мы обнаружили у большинства детей низкий уровень сформированности мелкой моторики.
Диаграмма 1
Опираясь на возрастные границы испытуемых, мы определили показатели «нормы», для данной возрастной группы, они следующие:
- 0-7 показатели ниже нормы.
- 8-15 показатели, стремящиеся к норме.
- 15-20 показатели нормы.
Таким образом, мы видим, что у 81% воспитанников данной группы показатели по сформированности мелкой моторики ниже нормы и у 19% воспитанников стремятся к норме. Следует отметить, что низкий уровень развития мелкой моторики, будет отягощать развитие речи, что мы сейчас подробно и увидим в диаграмме №2
Диаграмма 2
Так, мы видим, что у 62% детей наблюдается низкий уровень сформированности речи. Как нами и говорилось ранее мелкая моторика рук, и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Многие отечественные психологи, отмечают, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Взрослые, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, тем самым подготавливая прочный фундамент для дальнейшего успешного интеллектуального развития и развития творческих способностей.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Таким образом, мы обозначаем развитие мелкой моторики, как коррекционный метод для развития речи и словесного творчества у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....
Развитие мелкой моторики руки и речи на логопедических занятиях
Занятие по мелкой моторики...
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...
консультация для педагогов "Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования"
значение рисования в развитие мелкой моторики рук у детей....
"Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи"
Взаимосвязь мелкой моторики рук и речи ребенка....
Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики "Рука развивает речь"
Данный практикум проводится с родителями детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В ходе мероприятия раскрывается положительное воздействие мелкой моторики пальцев рук на разв...