Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

 

 Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом(например "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показывать отдельно только по одному пальчику.

Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

Нанизывать большие пуговицы на нить.

Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить возвращаясь из детского садика, сидя в очереди к врачу, в транспорте и, конечно, дома. Они очень увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук и речь.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками.

Моя семья

Этот пальчик - моя бабушка

Этот пальчик - мой папочка

А этот - моя мамочка

Ну, а этот маленький - я

Вот вся моя семья

(Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)

Прятки

Пальцы в прятки все игрались

Вот так, вот так

В кулачки все сжимались

Вот так, вот так.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы, покрутить кулачком)

Сорока

Сорока белобока

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Ты дрова не рубил

И воды нам не носил

Ты и печь не топил

И никого не поил.

(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)

Зайцы

Скачет зайка первый

Под высокой сосной,

А под второй сосной,

Скачет зайка второй.

(Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)

Коза и козлята

Идет коза рогатая

Коза бородатая

Козленок за ней спешит

Колокольчиком звенит.

(Указательный и мизинец правой руки вверх. Другие прижать к ладони. Указательный и мизинец вверх. Пальцы ладони прямые, соединенные с большим, опущенные к низу)

Замок

На дверях замок висит,

Мы его откроем быстро.

Постучали, покрутили

И легонечко открыли.

(Ритмичные быстрые соединения пальцев обеих рук в замок. Пальцы стиснуты в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения стиснутыми пальцами от себя, к себе. Пальцы стиснуты около ладони постукивают друг друга. Пальцы расцепляются, ладони в стороны.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом(например "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показывать отдельно только по одному пальчику.

Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

Нанизывать большие пуговицы на нить.

Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить возвращаясь из детского садика, сидя в очереди к врачу, в транспорте и, конечно, дома. Они очень увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук и речь.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками.

Моя семья

Этот пальчик - моя бабушка

Этот пальчик - мой папочка

А этот - моя мамочка

Ну, а этот маленький - я

Вот вся моя семья

(Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)

Прятки

Пальцы в прятки все игрались

Вот так, вот так

В кулачки все сжимались

Вот так, вот так.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы, покрутить кулачком)

Сорока

Сорока белобока

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Ты дрова не рубил

И воды нам не носил

Ты и печь не топил

И никого не поил.

(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)

Зайцы

Скачет зайка первый

Под высокой сосной,

А под второй сосной,

Скачет зайка второй.

(Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)

Коза и козлята

Идет коза рогатая

Коза бородатая

Козленок за ней спешит

Колокольчиком звенит.

(Указательный и мизинец правой руки вверх. Другие прижать к ладони. Указательный и мизинец вверх. Пальцы ладони прямые, соединенные с большим, опущенные к низу)

Замок

На дверях замок висит,

Мы его откроем быстро.

Постучали, покрутили

И легонечко открыли.

(Ритмичные быстрые соединения пальцев обеих рук в замок. Пальцы стиснуты в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения стиснутыми пальцами от себя, к себе. Пальцы стиснуты около ладони постукивают друг друга. Пальцы расцепляются, ладони в стороны.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания...

Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием...