Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
статья по рисованию по теме
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_mini-sayta.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук-один из показателей психического развития дошкольника
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
- Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе, очень медленный темп письма.
Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка
- Работа головного мозга
- Состояние желудка
- Состояние кишечника
- Работа печени и почек
- Работа сердца
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
1. «Пальчиковая гимнастика»
2. «Пальчиковые игры»
3. «Система игровых упражнений».
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Младший дошкольный возраст
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Старший и подготовительный возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- оттиск печаткой из ластика;
- фотокопия – рисование свечой;
- отпечатки листьев.
Старший и подготовительный возраст
- кляксография обычная и трубочкой;
- монотопия предметная и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по ткани) и другие.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.
Основная техника печатки.
В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Сейчас вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» нетрадиционными способами рисования, такими как: печатка, рисование ладошкой, пальчиком, палочкой. Практическая работа педагогов – «Ёжик – ни головы, ни ножек».
Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать. Например: «Весёлые гусенички». Педагог показывает несколько работ, которые выполнили дошкольники среднего возраста. Практическая часть педагогов.
Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Сейчас мы с вами будем рисовать этой техникой плюшевого медвежонка. Педагог показывает и объясняет приёмы нестандартного способа рисования. Практическая работа педагогов.
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.
Практическая часть педагогов.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
• при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Педагог показывает несколько работ выполненные в этой технике. Идёт показ с объяснением картин: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования...
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...
Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...
Презентация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования»
ПРИЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: 1СЛАЙД...
Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...
консультация для педагогов "Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования"
значение рисования в развитие мелкой моторики рук у детей....
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...