Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какую одежду носили на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал будет интересен воспитателям, реализующим программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.doc | 847 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка» Конспект НОД для детей старшей группы "Какую одежду носили на Руси" (использование проблемно-игровой технологии) |
|
Воспитатель ГБДОУ №61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Прачук Елена Владимировна
Задачи:
Образовательная область «Познавательно-речевое развитие».
Расширять представления детей об одежде на Руси в XYIII – XIX.
Образовательная область « Коммуникативно-личностное развитие».
Обогащать речь детей существительными, прилагательными обозначающими тему «одежды носившую на Руси».
Развивать умение поддерживать беседу.
Поощрять попытки делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об одежде на Руси, носившую в праздники и будни.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Развивать инициативу, организаторские способности.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми об одежде на Руси.
2. Беседа про вещи и предметы далекой старины.
3. Заучивание потешек, колыбельных песен, стишков- пестушек».
4. Рассматривания русских костюмов, деревянной посуды, мебели.
Индивидуальная работа: Помочь детям с проблемами в речи выражать свою точку зрения на тему «Народная культура и традиции», правильно употреблять в речи существительные, прилагательные и наречия.
Пособия и материалы:
1. Терем, лавочки.
2. Свистульки, балалайка.
3. Картинки с изображением русских костюмов.
4. Костюмы в старинном русском стиле.
Ход занятия
Первый мальчик
Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Приходи скорей народ!
Второй мальчик
Приходи, кому охота!
А кому неохота - тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Третий мальчик
Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй- ка, звончата !
Дома ль Настя,
Дома ль Василиса,
Дома ль душенька – Катюшенька?!
Девочка (выглядывает из терема ). Мы –ту –точки!
Мальчики все вместе
Красны девицы,
Выходите погулять,
Себя показать.
Девочки выходят, садятся на лавочки. Приходит воспитатель. Красота!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, и наряды у вас такие необычные! Позвольте, я буду хозяйкой.
Дети: Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе.
Воспитатель: Спасибо, ребята за приглашение. Только скажите, на какую беседу вы здесь у терема собрались?
Дети: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской народной одежде рассказать.
Воспитатель: А кто и когда носил русскую народную одежду?
Дети: Такую одежду носили на Руси наши предки очень, очень давно.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?
Дети. Да, знаем. Одежду шили из льняного полотна.
Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна.
Дети: Сначала пряли на прялке лён и шерсть животных получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке- получали полотно- серую холстину.
Воспитатель: Великолепно! Это трогает меня до глубины души, как много вы знаете о жизни русского народа. Расскажу я вам, чем красили одежду.
В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем; листья ягод черники и голубики, корою дуба и липы.
Вот и выходили такие яркие ткани! Шили одежду на Руси портные всю зиму шили, а иногда весь год! Мастерицы- рукодельницы вышивали да пряли такую одежду!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?
Дети: Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.
Воспитатель: После работы шли все от мала, до велика в новых нарядах песни петь да плясать. Давайте, дети и мы споем русскую хороводную песню «Как у наших у ворот»! Поют, водят хоровод. Отлично. Песни петь, хоровод водить с вами только просто радость. На Руси есть пословица: «Делу - время, потехе - час». Так и нам пора продолжить беседу. Скажите-ка, что за одежда на вас одета?
Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.
Воспитатель. А расскажите нам, что такое рубаха?
Выходит мальчик в рубахи и рассказывает: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские - короткие, женские - длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.
Воспитатель: А мастерицы- рукодельницы вышивали рубахи да припевали.
Мастерицы –девочки вышивают и поют.
Как на Ваниной рубашке
Вышью я ромашки,
Ландыши да кашки.
Воспитатель: А что это у вас на рубашке повязано?
Дети: Это пояс-кушак.
Воспитатель: В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка - калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс. Показывает.
Мальчики на Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. Показ слайда.
Саша быстро поспеши и про порты расскажи.
Чтобы не замерз сынок,
Взяли полотна кусок
И теплые порточки
Сшили для сыночка.
Второй мальчик
Ну а раз оделся ты
И в рубаху, и в порты-
Надо обувь надевать
И на праздник поспешать.
Воспитатель: Показ слайда: послушайте про повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка - липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.
Танец: «Валенки»
Гостья: Про девочек – то мы забыли. Что же они носили в старину?
Выходят девочки в сарафанах: Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.
Воспитатель: Кто помнит, какие головные уборы носили в старину девочки?
Выходит девочка с косой. Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса - всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. Девочкам волосы заплетали в две косички, приговаривая: Говорят девочки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Воспитатель: Мальчики носили в будничные дни шапку - колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.
Когда кончался день трудовой, открывали они тяжелые сундуки, доставали нарядную праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры поиграть. Подходите, одевайте и в игру скорей играйте, а называется она «Ручеек».
Звучит «Барыня», дети играют в игру. Пора заканчивать, что вам запомнилось в нашей беседе? Что расскажите мамам и папам? А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.
Литература:
Воспитание ребенка в игре / Под редакцией Р.Н. Жуковская. - М., 1963
http://www.apropospage.ru/history/hist2.html
Дыбина О.В. Что было до…: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -160 с. (Ребенок в мире поиска).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какая одежда у дерева?"
цель НОД- развитие информационной компетентности старших дошкольников путём практико- исследовательской деятельности....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"
Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пер...