Игровые методы и приемы в формировании лексико - грамматических средств языка (методические рекомендации)
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Сборник содержит практический материал по словообразованию и словоизенению, который поможет дошкольникам освоить непростые правила русской грамматики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по словообразованию и словоизменению | 146.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ информационно-методический центр |
Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста |
(методические рекомендации) |
г. Рассказово 2015 |
Рецензенты:
Директор МКУ «Информационно-методический центр» Никачева Л.Е.
Зам.директора по научно-методической работе Муниципального казенного учреждения «Информационно-методический центр» Шухвастова О.Д.
Заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУд/с № 5 общеразвивающего вида Земцова О.Л.
Автор – составитель: Шлепнина Е.В., учитель – логопед МБДОУ д/с № 5 общеразвивающего вида
Брошюра содержит дидактические игры по формированию лексико-грамматических средств языка. Практический материал по словообразованию, словоизменению позволит детям дошкольного возраста освоить непростые правила русской грамматики и может успешно использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность, как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Адресуется учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….
Игры на расширение и активизацию словаря……………………………….
Игры на словообразование, словоизменение и закрепление …предложно-падежных конструкций……………………………
Игры с использованием пиктограмм и предметов – заменителей
при словообразовании и словоизменении……………………………………
Игры на формирование нравственных качеств ребенка……………………
Заключение……………………………………………………………………….
Приложение 1 Предлоги косвенных падежей……...………………………...
Приложение 2 Порядок работы над предложно-падежными конструкциями……………………………………………………………………
Приложение 3 Примерный лексический материал для закрепления предложно-падежных конструкций……………………………..........................
Приложение 4 Примерный конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей 5-6 лет с использованием дидактических игр на
формирование лексико-грамматических средств языка:
«Жители Города добра».…………………………………………………………
Приложение 5 Примерный конспект досугового мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста с использованием речевого материала
для закрепления лексико-грамматических средств языка:
«Настали Святки - запевай колядки»…………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….
Человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка.
К. Д. Ушинский
Введение.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию. Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения грамматического строя речи.
Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р. Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста.
По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия).
Такие исследователи детской речи, как А.Н. Гвоздев, Н.М. Красногорский, Н.Х. Швачкин, отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
У детей с речевыми нарушениями формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. В настоящее время количество дошкольников с речевыми нарушениями и билингвизмом увеличивается, поэтому проблема формирования лексико-грамматических средств языка занимает важнейшее место в работе с детьми, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Чтобы образовательный процесс был более эмоциональным, деятельным, чтобы дети получили свой собственный опыт, желательно проводить упражнения в игровой, занимательной форме. Практика показывает, что только активное участие ребенка в образовательном процессе, может создать оптимальные условия для его речевого развития.
Игры на расширение и активизации словаря
«Наоборот»
Цель: закрепление антонимов.
Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, противоположных по каким-либо признакам (толстый и тонкий шарфы, длинное и короткое платья, узкая и широкая юбки, пустая и полная чашки и т.п.)
Описание игры. На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у воспитателя перевернутые картинки. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению. Под ней укрепляют свою картинку.
«Самый внимательный»
Цель: закрепление антонимов.
Описание игры. Детям предлагается выбрать из трех слов два слова – «неприятеля».
Речевой материал:
друг – подруга – враг
радость – счастье – печаль
поднимать – опускать – брать
рыжий – лысый – волосатый
много – чуть-чуть – мало
зима – осень – лето
восход – заря – заход
наливать – плескать – выливать
грязный – старый – новый
тусклый – бледный – яркий и т.п.
«Вредина»
Цель: закрепление антонимов.
Речевой материал: высокий – низкий, толстый – тонкий, холодный – горячий, длинный – короткий, узкий – широкий, пустой – полный, старый – молодой, смелый – трусливый, здоровый – больной, стройный – сутулый, веселый – грустный, сильный – слабый, ласковый – грубый, солнечный – дождливый, мокрый – сухой, злой – добрый, уродливый – красивый, высоко – низко, далеко – близко, тяжело – легко, глубоко – мелко и пр.
Описание игры. Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная палочка». Он называет слово и передает ее играющему по кругу. Ребенок должен назвать слово-антоним. Если ответ правильный, ведущий забирает палочку, называет следующее слово и передает палочку следующему игроку. Если ответ неправильный, палочка не забирается, а игрок выбывает. Палочка передается соседу. Выигрывают оставшиеся участники.
«Белое - черное»
Цель: закрепление антонимов.
Игровой материал: две «полянки» из бумаги или материи черного и белого цвета, мяч.
Описание игры. Взрослый и ребенок встают на черную и белую «полянки» и называют противоположные друг другу слова.
Речевой материал: горячий – холодный, входит – выходит, тепло – холодно, светлый – темный, подлетает – отлетает, плохо – хорошо, добрый – злой, наливает – выливает, далеко – близко, больной – здоровый и т.п.
«Я вам, а вы мне»
Цель: закрепление синонимов. Детям мы можем их назвать слова – «приятели». Синонимы даются детям труднее, поэтому упражнений требуется больше.
Описание игры. Дети стоят на одной линии. Взрослый кидает мяч каждому ребенку по - очереди и называет свое слово, ребенок подбирает и называет синоним и кидает мяч обратно. Если ответ правильный, ребенок делает шаг вперед. Например, взрослый: «Неправда», ребенок: «Ложь». Выиграет тот, кто сделает больше шагов.
Речевой материал:
Темнота - … (мрак)
Несчастье - …(горе)
Ураган - …(буря, тайфун)
Зной - … (жара)
Громадный - …(большой, огромный)
Отважный - …(смелый, храбрый)
Близко - …(рядом)
Крепко - …(прочно)
Ликовать – …(веселиться, радоваться)
Влезть - …(вскарабкаться, подняться, забраться)
Тревожиться - …(волноваться, беспокоиться)
Сиять - …(сверкать, блестеть)
Думать - …(мыслить, соображать)
Грустить - …(огорчаться, печалиться)
«Кто внимательнее?»
Цель: закрепление антонимов и синонимов.
Описание игры. Детям предлагается хлопнуть в ладоши (поднять руку, топнуть ногой, подпрыгнуть и пр.), если они услышат слова приятели (или неприятели).
Речевой материал:
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря, чуткий – отзывчивый, смелый – робкий, красивый – прекрасный.
«Что сильнее?»
Цель: сравнение синонимов и определение, какие из них указывают на большую степень.
Описание игры. Детям предлагается определить, какое слово «сильнее».
Речевой материал: Смеяться – хохотать, спать – дремать, бояться – пугаться, бедный – нищий, сиять – блестеть, бить – колотить, ликовать – радоваться, тревожиться - волноваться, большой - огромный, темнота - мрак и т.д.
«Назови слова – «приятели» («неприятели») в пословицах»
Цель: закрепление синонимов, антонимов.
Описание игры. Детям предлагается определить, какие «слова – приятели» (либо «слова – неприятели») они услышали.
Примерный речевой материал. Приятелей много, а друга нет. Переливать из пустого в порожнее. Жили деды, не видали беды, стали жить внуки, натерпелись муки.
Юность не грех, старость не смех. Чем дальше в лес, тем больше дров. Ручка беленька, душа черненька. С умным найти, с дураком потерять.
«Придумай загадку»
Цель: закрепление словаря прилагательных.
Описание игры. Детям предлагается придумывать загадки про животных, мебель и пр. Можно использовать такое задание по каждой лексической теме. Например, длинный, зеленый, твердый, пупырчатый, вкусный… (огурец).
Использование физкультминуток и динамических пауз для расширения и активизации словаря
«Кто ловкий?»
Цель: закрепление словаря существительных.
Игровой материал: игрушки, мебель, посуда, инструменты.
Описание игры. На столах стоят предметы. По команде «1-2-3, посуду бери!» переносится посуда. Выигрывает тот, кто раньше принес все предметы. Дети составляют со своим предметом предложение: «Я принес чайник» и т.п. Задания можно варьировать: «1-2-3, игрушки неси!» и т.д.
«Живые картинки»
Цель: закрепление названий дней недели, времен года, частей суток. Описание игры. Дети изображают дни недели. Под музыку расходятся по залу. По окончании музыки встают по порядку и называют себя. Можно изобразить времена года, части суток, зимние или летние месяцы и т.д.
Игры на словообразование, словоизменение и закрепление предложно-падежных конструкций
«Белые слова»
Цель: образование сложного слова из двух простых.
Игровой материал: белый дом, сделанный из картона, предметные картинки: борода, грива, хвост, ухо, ноги, голова, зубы, лапы, крылья.
Описание игры. Педагог демонстрирует детям белый дом и предлагает «заселить» его сложными словами, уточнив, что если слова попадают в белый дом, они становятся белыми. Например, у человека белые зубы, значит, он белозубый. Картинка с изображением зубов помещается на одну из стен дома. Аналогично проводится работа с другими словами.
Белая борода – белобородый, Белая грива – белогривый, Белая голова – Белое ухо – Белые ноги – Белый хвост - (можно с другим цветом дома: чернобородый…)
«Скажи ласково»
Цель: образование существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игровой материал: большая и маленькая «полянки» из бумаги или материи одинакового цвета, мяч.
Описание игры. Ребенок встает на маленькую «полянку» желтого цвета, воспитатель встает на большую такого же цвета и кидает мяч ребенку, называя большой предмет. Ребенок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.
Белый дом – беленький домик, Белый заяц - беленький зайчик, Белая чашка – беленькая чашка… и т.п.
Логосказка «Белая сказка»
Цель: образование существительных с увеличительно – пренебрежительными суффиксами.
Игровой материал: белая скатерть, фигурки животных: зайцы и медведь.
Описание. На столе расстилается белая скатерть, расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь. Взрослый рассказывает сказку, предоставляя детям возможность подсказать нужное слово.
Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами:
-Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи. Тут на белую снежную поляну вышел медведь. Он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился:
- Какой же ты, зайчик, хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усищи, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.
Стало белому зайчику стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться.
«Музыканты»
Цель: построение словообразовательных моделей существительных женского и мужского рода с помощью суффиксов: -ч-, -чк-, -щик-, щиц-,
-ст-, -к-.
Игровой материал: силуэтные изображения мужчины синего цвета и женщины красного цвета, парные контурные картинки, изображающие музыкальные инструменты.
Описание игры. Картинки лежат на столе. Дети, рассмотрев картинки, подбирают пару: например, картинку скрипка кладут к изображению мужчины (женщины) и образуют существительные мужского и женского рода, обозначающие людей, играющих на разных музыкальных инструментах. Образец: скрипка – скрипач - скрипачка, барабан – барабанщик – барабанщица, флейта - флейтист – флейтистка и т.д.
Аналогично проводится игра «Спорт». Можно оформить эти игры в виде презентации.
«В гостях у матрешек»
Цель: обучать образованию сравнительной степени прилагательных, развивать навык соотношения предметов по величине и зрительное восприятие, активизация словаря антонимов.
Игровой материал: три матрешки разного размера, предметные картинки с изображением вещей трех размеров: грибков - навесов, скакалок, лент, сумок, бассейнов, подставок и т. п.
Описание игры. Выставляются матрешки большая и маленькая, уточняется размер. Воспитатель показывает изображение «грибков» навесов разных размеров. Дети должны догадаться какой навес для какой матрешки и почему: «Этот грибок высокий для большой матрешки. Этот грибок низкий для маленькой матрешки». Аналогично проводится работа с другими картинками и словами:
- Скакалка длинная и короткая
- Лента широкая и узкая
- Бассейн глубокий и мелкий
- Подставка толстая и тонкая
- Сумка тяжелая и легкая
У матрешек есть сестричка. Показывается третья матрешка еще меньшего размера. Уточняется размер: большая, маленькая, еще меньше. Можно наоборот: маленькая, большая, еще больше. При затруднении задаются наводящие вопросы. После сопряженного и отраженного проговаривания показать предметы, «принадлежащие» матрешкам:
- Этот грибок какой? - Высокий. - Этот какой? - Низкий. - А этот какой? - Еще ниже.
«Грибки» прикрепляются к каждой матрешке. Аналогично проводится работа с остальными картинками и словами. Целесообразно поставить матрешек в обратной последовательности от самой маленькой до самой большой. Отрабатывается словарь:
- Маленькая – большая - еще больше – еще меньше
- Высокий – низкий – еще ниже – еще выше
- Короткая – длинная – еще длиннее – еще короче
- Глубокий – мелкий – еще мельче – еще глубже
И т. д.
Дети должны понять относительность той или иной величины: то, что по отношению к одному большое, по отношению к другому может быть маленьким.
Эту игру можно оформить и в виде презентации.
«Что для чего?»
Цель: образование существительных с суффиксом –ниц-, согласование слов в предложении.
Игровой материал: предметные картинки с изображением продуктов: хлеб, сахар, суп, салат, конфеты, сухари, икра, блины; предметные картинки с изображением посуды: хлебница, сахарница, супница, салатница, сухарница, икорница, блинница.
Описание игры. На доске в ряд укреплены предметные картинки посуды. На столе у воспитателя перевернутые картинки продуктов. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют продукт и находят на доске соответствующую картинку посуды. Под ней укрепляют свою картинку, и составляют предложение. Например: «Хлеб лежит в хлебнице». Или: «Хлеб положим в хлебницу». Или: «Хлебница нужна для хлеба».
«Теремок»
Цель: Обучение образованию прилагательных путем сложения основ числительного и существительного.
Игровой материал: этажи «теремка», набор картинок с изображением сказочных персонажей (или шапочек животных).
Описание игры.
Воспитатель:
Чтобы каждый вспомнить мог –
Девочки, мальчишки,
Я напомню «Теремок» -
Сказку в детской книжке.
В поле теремок стоял,
Низкий, иль повыше,
Но его Медведь сломал,
Взгромоздясь на крышу.
Теремочек был на зависть:
Окна, стены, двери…
Без жилья теперь остались
Сказочные звери.
Страшно, холодно и скучно
Проживать поодиночке,
Лучше весело и дружно
Жить в красивом теремочке.
Трудно без тепла и крова,
Без стола, постели.
Теремок построить новый
Звери захотели:
«Поработаем мы всласть,
Ровно, к этажу этаж
Будем аккуратно класть,
Строя теплый домик наш.
Мышка, Волк, Лиса, Лягушка,
Зайка, Ежик, Петушок ,-
Строят даже те зверушки,
Кто не видел теремок:
Обезьянка привела рыжего Котенка,-
Всем по нраву, всем мила
Эта работенка!
Дружная кипит работа
В теремке всем жить охота.
Каждый персонаж прикрепляет «этаж теремка» на доске.
Отрабатывается словарь: одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и т.д., пока все дети не помогут своим персонажам построить теремок.
Воспитатель:
- Вот Медведь подходит: «Здравствуйте, друзья!
Теремок построить помогу вам я!
Все вы трудитесь, гляжу,
Просто так лишь я хожу.
Вы, прошу, меня простите, строить теремок примите.
Теремок все выше, я построю крышу».
Теремок во всей красе,
Радуются звери все.
То - радость и веселье!
Поздравляем с новосельем!
«Один – много»
Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.
Описание игры. Измени по образцу:
много домов – один дом
много манжет - …..(одна манжета)
много туфель - …..(одна туфля)
один чулок – много….(чулок)
один бант – много …(бантов)
много скатертей – ….(одна скатерть)
много мышей -……(одна мышь)
один носок – много …(носков)
один торт - много …(тортов)
«Закончи предложение»
Цель: закрепление употребления существительных в косвенных падежах.
Описание. Закончить предложение, подобрав сравнение.
Земля покрыта снегом, как… (одеялом, скатертью…)
Дети в группе галдят, как …(галчата, …)
Человек подошел тихо, как …(мышка, …)
Девушка на обложке выглядит, как …
Туман стелется над озером, как …
Дождинки текут по лицу, как ….
Мысль в моей голове засела, как ….
Мокрое платье выглядит, как ….
«Ленивый Стас»
Цель: закрепление названий дней недели, упражнения в правильном употреблении предлогов с существительными.
Описание. Хором проговариваем слова, выполняем движения.
В понедельник утром рано
Стас вздохнул и встал с дивана.
А во вторник он оделся.
Каши рисовой наелся…
В среду Стас вздохнул опять
И пошел портфель искать.
Весь четверг он рисовал.
Очень к пятнице устал.
Отдохнуть прилег в субботу,
Отложив свою работу.
Воскресенье все проспал.
В школу так и не попал!
«Слева, справа»
Цель: закрепление ориентировки в пространстве и предложно-падежных конструкций, т.е. правильное употребление предлогов и окончаний существительных.
Описание. Хором проговариваем слова, выполняем движения.
Топнем правою ногой, Справа лес шумит зеленый,
Топнем левою ногой! Слева – поле за рекой.
Справа – дождик моросящий, Левым глазом подмигнем,
Слева - радуга дугой. Правым глазом подмигнем!
Хлопнем правою рукой. Слева – камень на тропинке,
Хлопнем левою рукой! Справа – ветка с воробьем.
«Спой правильно»
Цель: отработка предложно-падежных конструкций, обучение согласованию предлогов с существительными и числительных с существительными.
Описание. Пропеть стихотворение на мотив колыбельной «Спи, моя радость, усни», одновременно выполнять соответствующие тексту движения.
Платье стирают в тазу.
Сено лежит на возу.
Видно слезинку в глазу.
Прядка волос на лбу.
Плавали рыбки в пруду.
Дети катались на льду.
Вишни поспели в саду.
Много цветов на лугу.
Пропеть стихотворение на мотив песни «То березка, то рябина», одновременно пританцовывая и выполняя движения.
Два лимона, мандарина,
Два арбуза, апельсина.
Но две груши и редиски,
Две котлеты и сосиски.
Два слона, но две мартышки,
Два банана, но две шишки.
Два кита, два крокодила.
И огромных две гориллы
Для детей можно пропеть стишок на мотив песни А.Пугачевой «Волшебник-недоучка».
Если вопрос «какой?», Скажем мы –ий, -ый, ой: Синий, черный, большой, Дальний, гористый, степной.
Если вопрос «какая?», Скажем мы –ая, -яя: Теплая, весенняя, Холодная, осенняя.
Если вопрос «какое?», Скажем мы –ее, ое: Синее, белое, Дальнее, спелое.
«Подбери слово»
Цель: закрепление правильного употребления окончаний существительных.
Описание. Подскажи словечко, чтобы было складно. (Придумать прилагательные с данным окончанием.)
Ой-ой-ой – большой, родной,….
Ый-ый-ый – сильный, добрый,…
Ая-ая-ая – умная, красивая, …
Ое-ое-ое – легкое, голубое…
«Веселые поварята»
Цель: расширять словарный запас, формировать навыки образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.
Игровой материал: лист бумаги, в центре которого сюжетное изображение повара, справа и слева по три контурных изображения тарелок, в центре которых зафиксированы прозрачные мешочки с крупами.
Описание игры. Вариант 1. Предложить ребенку приготовить гречневую кашу. Ребенок рассматривает крупы, выбирает гречневую крупу и рассказывает о то, как это можно сделать.
Вариант 2. Показать крупу, а ребенок самостоятельно рассказывает, что он может приготовить из этой крупы.
«Ателье»
Цель: расширять словарный запас, учиться образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. Игровой материал: карточки с трафаретным изображением предметов одежды, столько же карточек с образцами различных видов тканей. Описание игры. Вариант 1. Предложить детям превратиться в модельеров и «сшить» одежду для клиентов. Например, заказ дан на пошив брюк из разных материалов. Дети выбирают ткани, кладут трафаретное изображение на них и рассказывают, какие брюки они «сошьют».
Вариант 2. Предложить детям «сшить» одежду из определенного материала (бархат, ситец и т.д.). дети кладут трафаретное изображение на ткань и говорят, какая одежда получится (бархатные брюки, ситцевое платье и т.д.)
«Каждой вещи свое место»
Цель: расширять словарный запас, учить различать и правильно употреблять понятия «повесить», «положить», «поставить»; употреблять предлоги в, из; правильно образовывать и употреблять падежные окончания .
Игровой материал: лист картона, в левой стороне которого изображен открытый шкаф. В шкафу на месте полок пришиты три прозрачные полоски-кармана. С правой стороны от шкафа в горизонтальном положении друг над другом пришиты три прозрачные полоски-кармана, на которых расставлены картинки – изображения предметов одежды, обуви и головных уборов.
Описание игры. Предложить ребенку навести порядок в шкафу: головные уборы положить на верхнюю полку, одежду повесить на вешалки, а обувь поставить на нижнюю полку. Все игровые действия сопровождаются комментарием: «Я возьму синие сапоги и поставлю на нижнюю полку….»
Игры с использованием пиктограмм и предметов – заменителей
при словообразовании и словоизменении
Пиктограмма | Задание | Образец ответа |
Назови ласково | Зайчик – заинька – зайчишка | |
Представь, каким огромным станет зверь | Зайчище | |
Назови детенышей | Зайчата | |
Назови одного детеныша | Зайчонок | |
мама | Назови маму | Зайчиха |
Назови ласково детеныша | Зайчоночек | |
Скажи, чей хвост? | Заячий | |
Скажи, чьи лапы? | Заячьи | |
Скажи, чья голова? | Заячья |
«Кубик кидай - слова угадай» (Проводится с подгруппой детей)
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: картинки с изображением животных, птиц, кубик с пиктограммами на гранях.
Описание. На доске выставляется картинка с изображением животного (птицы). Карточки с пиктограммами наклеены на стороны пластмассового кубика. Дети поочередно бросают кубик. В соответствии с выпавшей пиктограммой, ребенок образует нужное слово. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выиграет тот, кто набрал больше фишек.
«Волшебный мостик» (Проводится индивидуально или с подгруппой)
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: несколько полосок бумаги с наклеенными пиктограммами в различной последовательности, фигурки (картинки) животных, птиц.
Описание. На столе пиктограммы в виде «мостика». Перед мостиком выставляется фигурка животного. За мостиком «лес». Звери хотят попасть в лес. Их нужно перевести по мостику, правильно подбирая слова на каждой клеточке, как подсказывает рисунок. Игра продолжается до тех пор, пока все звери не «переберутся» в лес.
«Подберем слова» ( Проводится с подгруппой детей)
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: картинки животных, птиц, карточки с пиктограммами.
Описание. Каждому ребенку выдают картинку с изображение животного (птицы). На столе перевернуты карточки с пиктограммами. Дети по очереди берут по одной карточке и образуют заданное выпавшей пиктограммой слово от названия своего животного. Повторяется 2 – 4 раза. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
Викторина «Кто? Какой? У кого?»
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: картинки животных, птиц, карточки с пиктограммами, игровое поле со стрелкой
Описание. Пиктограммы расположены по кругу на игровом поле со стрелкой в середине. Игра проводится по принципу викторины «Что? Где? Когда?». Участвуют 5 – 6 детей. На доске картинка с изображением животного. Участники игры по очереди вращают стрелку и образуют заданные пиктограммами слова. За каждый правильный ответ игроку начисляется 1 балл.
«Семья»
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера, картинки животных, птиц.
Описание игры. Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных. Например: семья кошек, семья зайцев.
Серый кот (белый, рыжий) Серая кошка (белая, рыжая)
Серый заяц (белый) Серая зайчиха (белая)
Серый котенок (белый, рыжий) Серые котята (белые, рыжие)
Серый зайчонок (белый) Серые котята (белые)
«Чей, чья, чьё?»
Цель: построение словообразовательных моделей однокоренных слов от исходного корневого слова.
Игровой материал: набор цветных геометрических фигур (кругов и треугольников), картинки животных.
Описание игры. Дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на стол круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образуя притяжательные прилагательные. Например:
Серый волк
Серый
серый волк – серый волчий хвост – серая волчья лапа - серое волчье ухо. Аналогично белый медведь.
«Сложные слова»
Цель: образование сложного слова из двух простых.
Игровой материал: полоски картона разного цвета.
Описание игры. Дети получают ленточки зеленого и желтого цвета и, соединив их, составляют сложные слова.
Слушай длинные слова, В каждом слове – слова два. Ты полоски возьми, Слово длинное скажи.
Какие два слова спрятались? Два варианта игры - из двух слов составить одно, или разделить длинное слово на два.
Речевой материал: самолет, самокат, вездеход, пылесос, лесоруб, листопад, звездопад, снегопад, самовар, скалолаз, самосвал, пароход, паровоз, носорог, луноход, землекоп, рыболов, птицелов, пчеловод, садовод, цветовод, лесовод, трубочист, пешеход и т. д.
Игры на формирование нравственных качеств ребенка
«Чудо-дерево»
Цель: получение знаний и умений по теме «Счастье», составление сложных предложений, согласование слов в предложении.
Игровой материал: контуры дерева, листья к нему.
Описание. Перед нами «Чудо – дерево». Дети должны украсить его листочками. Прикрепляя листок, надо сказать, какими должны быть люди, чтобы на земле воцарилось счастье.
«Сокровища сердца»
Цель: получение знаний и умений по теме «Милосердие», составление сложных предложений, согласование слов в предложении.
Игровой материал: большое сердце с кармашком из красного картона, маленькие сердечки.
Описание. Перед вами сердце и маленькие сердечки у каждого. Надо вложить в кармашек свое сердечко и описать, что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до мамы (друга, питомца и пр.). Такие игры и беседы можно провести по разным темам: «радость», «трудолюбие», «улыбка», «доброта» и т.д.
«Бесконечное предложение»
Цель: распространение предложения путем добавления слов, согласование слов в предложении.
Описание. Дети придумывают и распространяют предложение, учатся согласовывать слова в предложении.
Взрослый предлагает слово: «Люблю» 1-й ребенок добавляет: «Люблю маму» 2-й: « Я люблю маму» 3-й: «Я сильно люблю маму» 4-й: «Я очень сильно люблю маму» и т.д.
«Загадай желание»
Цель: Дети учатся строить грамматически правильные предложения, используя разные части речи, тренируются в словообразовании и словоизменении. Игровой материал: сердце или с дерево из предыдущих игр.
Описание. Дети придумывают и высказывают свое желание, прикрепляя листик к дереву, либо вкладывая в кармашек сердечко.
«Определение настроения членов семьи»
Цель: Дети учатся строить грамматически правильные предложения, используя разные части речи, тренируются в словообразовании и словоизменении. Описание. Детям демонстрируются рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:
- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?
В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
«Закончи предложение»
Цель: Дети учатся строить грамматически правильные сложноподчиненные предложения, понимать причину настроения близких людей.
Описание. Дети придумывают окончание предложения, учатся согласовывать слова в предложении.
Папа расстроен, потому что...
Мама расстроилась из-за...
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что ...
Младший брат расплакался из-за ...
Заключением такой игры могут стать вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?
«Сделай комплимент»
Цель: Дети учатся строить грамматически правильные предложения, используя разные части речи, говорить добрые слова своим близким людям.
Игровой материал: картинки-символы с изображением членов семьи.
Описание. Раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:
- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.
Заключение.
Эффективность упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка зависит от
- Системности проведения;
- Размещения упражнений в порядке нарастающей сложности;
- Подчиненности задания выбранной теме;
- Вариативности упражнений.
- Создания высокой умственной и речевой нагрузки путем подбора разнообразного речевого материала.
Образуя различные грамматические формы, преобразуя слова, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который станет фундаментной базой для развития связной речи.
Приложение 1 Предлоги косвенных падежей
Предложно-падежные конструкции - это правильное употребление предлогов и падежных окончаний. Необходимо учитывать при этом последовательность их усвоения. Сначала отрабатываются предлоги: в, на, под. А позднее: над, из, около, за, перед, между, по и др.
Падеж | Падежный вопрос | Предлоги | Значение предлога | Пример |
Р.П. | Кого? Чего? | У, около, между, с, из, до, от, из-за, из-под | Местонахождение, направление движения | Лежит у забора, берёт из парты, с парты |
Д.П. | Кому? Чему? | По, к | Местонахождение, направление движения | Плыть по реке, Идёт к дому |
В.П. | Кого? Что? | На, в, под, за, через | Направление действия | Ставить на стол; Кладёт на стол, под стол, за стол |
Т.П. | Кем? Чем? | За, над, с, под, перед, между | Местонахождение | Лежит за книгой, перед книгой |
П.П. | О ком? О чём? | О, в, на | Местонахождение | Лежит на столе |
Приложение 2 . Порядок работы над предложно-падежными конструкциями
Месяц | Предложно-падежные конструкции |
Средняя группа | |
Сентябрь | Именительный падеж ед. и мн. числа с продуктивными окончаниями –ы, -и |
Октябрь | Винительный падеж ед. числа (без предлога) Дательный падеж ед. числа (без предлога) Родительный падеж ед. числа (без предлога) Предложный падеж ед. числа |
Ноябрь | На (Винительный падеж) У (родительный падеж) На (Предложный падеж) На, под (винительный падеж) |
Декабрь | Творительный падеж в значении орудийности, На, у, под К (дательный падеж), За (творительный падеж) |
Январь | От (родительный падеж), На, у, под, к, за, от, в (предложный падеж), По (дательный падеж) |
Февраль | После (родительный падеж), До (родительный падеж), По (дательный падеж), Вместо (родительный падеж) |
Март | На – в – под; у – к - за |
Апрель | От – по – до, после, вместо, в - у |
Старшая группа | |
Сентябрь | Именительный падеж мн. ч. |
Октябрь | Именительный падеж мн. ч. и ед. ч. с (творительный падеж) |
Ноябрь | Винительный падеж ед.ч. Родительный падеж без предлога и с предлогом у |
Декабрь | Винительный падеж ед.ч. На, с |
Январь | На, под Родительный падеж мн. ч. |
Февраль | Падежные конструкции в ед. и н. числе На, под, в |
Март | На, с, в, из, под, из-под |
Апрель | У, на, с |
Приложение 3 Лексический материал для закрепления предложно-падежных конструкций.
Родительный падеж Заяц-барабанщик За уши зайца несут к барабану Заяц ворчит: - Барабанить не стану! Нет настроения, нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки! В.Берестов | Творительный падеж С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (собака) Домовитая хозяйка Предложный падеж |
На все падежи | Не приблизиться к коту. |
Приложение 4
Примерный конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5-6 лет с использованием дидактических игр на формирование лексико-грамматических средств языка: «Жители Города добра».
Воспитатель МБДОУ детский сад № 5 общеразвивающего вида г. Рассказово Балыбина И. А.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразии, атрибутах, результатах деятельности, способностях человека;
- активизировать глагольный и предметный словарь по теме «Профессии»;
- учить образовывать существительные в дательном падеже единственного числа, существительные в родительном падеже множественного числа, форму женского рода от существительного мужского рода;
- закрепление знаний о многозначности слова;
- продолжать учить детей пользоваться в разговорном общении разными типами предложений (простыми и сложносочинёнными) в зависимости от характера поставленного вопроса; использовать в речи предлоги.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, чувство ритма, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость;
- развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;
- способствовать развитию интонационной выразительности речи.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Материалы:
- предметные картинки с изображением людей различных профессий;
- предметные картинки с изображением инструментов и предметов по теме «Профессии»;
- мяч; куклы Таня и Ваня;
- экран;
- ноутбук
- корзинка с баранками
Предварительная работа:
- рассматривание картинок по теме «Профессии», чтение энциклопедии о профессиях, беседа с детьми «Кем я хочу стать» , «Всякий труд у нас в почете»;
- чтение художественной литературы:
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
Т А. Шорыгина «Профессии, какие они?»
С. Маршак «Почта»
С. Михалков «А что у вас?»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
В. Маяковский «Кем быть?»;
- ситуативный разговор «Какая профессия важнее всех».
Ход занятия
- Вводная часть
Психогимнистика «Искорки добра»
Выполняется под релаксирующую музыку.
Сегодня я расскажу вас про Город добра. В одном городе жили добрые люди. Они всегда при встрече дарили тепло друг другу. А знаете как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, из которой появлялся теплый лучик. Этот лучик был такой маленький, что не обжигал, а только согревал ладошки. Давайте и мы передадим друг другу лучик добра: протянем ладошки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся. (Дети выполняют задание.)
У вас хорошее настроение? Давайте поделимся своим настроением с гостями. (Дети улыбаются гостям.)
В Городе добра живут не только добрые, но и трудолюбивые люди разных профессий. Каждый день они ходят на работу. Я точно знаю, что ваши родители тоже работают и у них есть какая-то профессия. Давайте сейчас вспомним, где работают ваши родители и как называются их профессии. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель выставляет кукол – Таню и Ваню.
К нам сегодня в гости пришли наши давние друзья – Таня и Ваня. Однажды они стали размышлять о том, кем они станут, когда вырастут.
«Я буду врачом, - сказала Таня,- ведь врач - самая главная профессия, он лечит людей».
«А я буду строителем, ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы», - ответил сестре Ваня. «Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь, если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать»,- сказала Таня. «Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед», - заметил Ваня. «А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?» - спросила Таня. «Его вылечит врач», - уверенно сказал Ваня. «Так что же тогда главнее?» - растерялась совсем Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы. «Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям», - сказала она.
Итак, все профессии важны, потому что все нужны.
Кукла Таня : «Я предлагаю поиграть вам со мною в игру «Назови и расскажи» Вы по очереди достаете из конверта картинки и называете, кто это изображён, и что он делает»
Дети: «Это учитель, учитель учит детей….и т.д.»
Кукла Ваня: «А чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили специальные инструменты и предметы. Посмотрите! Перед вами картинки людей с изображением профессий. Назовите их». (Дети называют.)
Кукла Ваня: «А вот здесь лежат картинки, на которых изображены предметы и инструменты той или иной профессии. Положите эти картинки к людям той профессии, какой они принадлежат».
Дети: «Это весы, они нужны продавцу и т.д.»
Кукла Таня: «А я предлагаю поиграть вам в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на экран. Какие предметы и инструменты здесь изображены? Какой предмет, по- вашему мнению, лишний?»
Дети: «Лишний предмет расческа, потому что все остальные предметы: краски, кисти и карандаши - нужны художнику».
Кукла Ваня: «А я предлагаю вам из четырёх фраз или понятий выбрать лишнее:
- повару нужны : копье, меч, нож, пила;
- воспитатель : гуляет с детьми, учит рисовать, укладывает кирпичи, читает сказки;
- продавец продает: продукты, детей, одежду, машины;
-врач работает: в больнице, в поликлинике, в магазине, на «скорой помощи»;
- строитель строит: дом, пещеру, детский сад, магазин ». (Ответы детей.)
Воспитатель: «А теперь пора отдохнуть. Физкультминутка «Мы в профессии играли».
Дети выполняют движения по тексту.
Мы в профессии играли –
В миг мы летчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках –
Быстро едем по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладем ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
Кукла Таня : «Ребят, сейчас дети будут произносить фразы, а вы должны определить представителю какой профессии она принадлежит»
Маша: «Как вас подстричь? А челку покороче?»
Ваня: «Дети, здравствуйте, начинаем урок чтения. Откройте учебники на странице 45».
Ксюша: «У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: «А-а-а».
(Ответы детей.)
Кукла Ваня: «А я предлагаю поиграть с мячом. Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а он должен мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы? »
Игра с мячом «Что будет, если…»
- повара перестанут готовить пищу?
- врачи перестанут лечить людей?
- учителя перестанут учить детей?
- строители перестанут строить дома?
- все водители откажутся сесть за руль?
- дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
Ответы детей.
Кукла Ваня: «Какие вы молодцы! И на сложные вопросы ответы знаете».
Кукла Таня: «А я вам предлагаю назвать много людей одной профессией. Продолжите фразу.
В школе работают много…(учителей). В детском саду работают много…(воспитателей). На стройке много…(строителей)».
Кукла Ваня: «В каждой профессии работают мужчина и женщина. Например: певец – это мужчина, а женщина - певица»
Художник – художница.
Учитель – учительница.
Писатель – писательница.
Летчик – летчица.
Кукла Таня: «А я вам сейчас прочту очень интересное стихотворение. Послушайте внимательно.
Он в руки баранку
Берет спозаранку
И крутит то влево,
То вправо баранку.
- Давайте меняться, -
Ему говорю,-
Я вам за баранку
Калач подарю!
Но он головою
Качает в ответ:
- Я с этой баранкой
Объеду весь свет!
Вопросы:
- Какое слово в этом стихотворении имеет несколько значений?
Дети: «Баранка, руль».
-А что обозначает слово баранка?
Дети: «Это продукт питания»
- А чем похожи эти предметы?
Дети: «Они имеют круглую форму»
- На какой вопрос отвечает слово баранка?
Дети: «Что это?»
- А почему?
Дети: «Потому что баранка неживой предмет»
Куклы Ваня и Таня: «Молодцы, нам понравилось с вами играть, вы на все наши задания давали правильные ответы, мы решили угостить вас баранками»
Куклы угощают детей баранками, прощаются и уходят.
Приложение 5
Примерный конспект досугового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием речевого материала для закрепления лексико-грамматических средств языка: «Настали Святки - запевай колядки»
Воспитатель МБДОУ детский сад № 5 общеразвивающего вида г. Рассказово Пичугина О. С.
Цель: развитие интереса к русскому народному творчеству на примере проведения традиционного обрядового праздника «Святки».
Задачи:
- пробуждение интереса к русскому фольклору, народной музыке,
старинным русским играм;
- формирование у детей интереса к фольклору. Использование малых фольклорных форм для формирования образной речи дошкольников;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
к национальной культуре,
- воспитание нравственности и патриотизма через народные традиции;
Ход мероприятия
Под веселую народную мелодию выбегают Скоморохи.
1 скоморох:
Все на Святки! Все на Святки!
Проходите без оглядки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Дети: Да!
2 скоморох:
Это что такое святки?
Вы не слышали, ребятки?!
Мы хотим вам рассказать
И, конечно, показать.
1скоморох:
Собирайся народ на наше представление!
2скоморох:
А ладно не ладно, было бы складно!
Вместе:
Довольны будете здорово, удовольствия с три короба!
Звучит народная мелодия.
Ведущий:
В тихий зимний денек
Вьется из трубы дымок,
Солнце светит над ней,
А в избе полно гостей.
Входят Хозяин и Хозяйка.
Хозяйка:
Здесь красны девицы,
Красавицы – мастерицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка с хозяином за столом.
Хозяин:
На святочные гуляния
Приглашаем вас:
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
1-2, начинается игра!
Игра «Покатился клубочек»
Проводится игра с клубком в кругу. Дети катают клубок друг к другу, напевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”:
Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катать клубок.
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.
1,2,3…клубок, замри! (1-2 танца)
Хозяйка:
Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Дверь скрипучая “ поет”….
Кто-то в гости к нам идет.
Звучит мелодия «Коляда».
Входят колядовщики, обходят зал по кругу и исполняют первую колядку.
1 колядовщик
Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!(рассыпают зерно под ноги детей)
Уж как наша коляда ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт да всем поклон шлёт!
Хозяин:
Добрый день, дорогие гости! Мы вам рады, мы вас ждем!
2 колядовщик
Я - маленький мальчик на балалайке играю,
Колядки распеваю.
А вы, люди, знайте - пряников дайте! (игра на балалайке)
3 колядовщик
Коляд, коляд, колядин,
Ходит Ваня один.
Коротенький кожушок,
Дай, хозяйка, мне за игру на ложках пирожок. (игра на ложках)
4 колядовщик
Я- девица- красавица колядки распеваю,
На дудочке играю и хозяев прославляю.
А вы, люди, знайте, конфетку дайте.(игра на дудочке)
Поют колядку все вместе:
Овсень, овсень, ты гуляй по всем,
Открывай двери,подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество.
Зови всех гулять, зови колядовать.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Хозяин:
(складывает в корзину угощения, лежащие на столе)
Вот вам, гости дорогие:
Пряники да леденцы,
Да сахарный пирог,
Да маслице, творог,
Да денежку копьем,
Да рубль серебром.
Колядовщики (вместе): Спасибо вам. Дай бог тому, кто в этом дому.
(под музыкальное сопровождение занимают места в зале).
У дерева «сугроб», в котором спит медведь.
Ведущий:
Ой, а кто это уснул под дубком
И накрылся кожушком?!
Тс-с-с! Тише- тише, не шуметь:
Может, это спит медведь?
(подзывает детей посмотреть)
Дети(будят медведя):
Просыпайся, мишка, мишка - шалунишка!
Из берлоги вылезай и ребяток догоняй!
Игра « Мишка, догони!»
Медведь:
Вы зачем меня подняли,
Мишке выспаться не дали?
Ведущий:
Миша, наступили святки.
Повсюду идут колядки.
Медведь:
Коляду встречайте,
Меня угощайте!
Ведущий:
Эх,Мишенька, медведь!
Не плясал и не пел,
А угощенье захотел!
Сначала нас повесели,
Потанцуй да попляши.
Медведь танцует.
Ведущий:
Вот тебе, Мишенька, сладкий медок да румяный пирожок.(занимает место в зале) Звучит мелодия. Выходит Лисичка.
Лиса:
А вот и я: Лиса- красавица,
Играть и мне очень нравится.
А хотите погадать и судьбу свою узнать?
«Святочные гадания»
На лавке стоят горшки, валенки, лежат варежки. В каждом находится какой-то предмет. Из зала выходят желающие погадать. Выбирают из предложенного, достают какой-то предмет, слушают толкование Лисы.
Лиса:
Подходите, выбирайте,
Свою судьбу узнавайте.
Что сбудется, станется?!
Плохое пусть останется.
(подходят желающие и выбирают какой-то объект)
- Булочка
Лиса: Булочка. Мышь в горницу бежит, каравай в дом тащит.
В твоем доме достаток будет, благополучие!
- Колечко
Лиса:Колечко. Сейте муку, пеките пироги!
К вам гости будут, ко мне – женихи!
- Вата
Лиса: Вата. Кому станется –
Тому мягкая жизнь достанется.
- Пуговица
Лиса:Пуговица. Кому попадется –
Обновой обернется.
- Монетка
Лиса: Монетка – к достатку.
Жить будешь богато и сладко.
- Деревянная прищепка
Лиса: А это деревянная прищепка,
Здоровье ваше будет крепким.
Ведущий:
Кому вынулось, тому сбудется,
Кому сбудется, не минуется! Спасибо тебе, Лисонька. (Лиса занимает место в зале)
Звучит мелодия. Выходит Петушок.
Петушок:
Прикатила коляда
Из далекого леска.
Что за славный денек –
Ты не прячься за пенек.
Мы и сами к вам идем,
И козу в ваш дом ведем.
Козочка - коза, ты готова?
Выходит Козочка (под музыкальное сопровождение).
Козочка:
Я Козочка рогатая, символ плодородия!
Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Где коза проходит, там пшеница родит.
Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.
Где коза топнет ногою, там и хлеб взойдет копною.
А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.
А знаете, есть такая примета, кто в Новый год чихнет – тот здоровым весь год проживет. А ну-ка, кто болеть не хочет – чихнем один разочек.
Три-четыре: «Апчхи!»
Ведущий:
Благодарим тебя, козочка!
(Коза занимает место в зале)
Звучит народная мелодия.
Ведущий:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Встречу провели на славу,
В Святки любо поиграть.
Выходят Хозяин и Хозяйка.
Хозяин:
Вам спасибо от хозяев,
За улыбки и за смех,
И за игры и за пляски,
Благодарствуем мы всех.
Хозяйка:
В каждый праздник – угощенье!
Ну, а в Святки – как всегда,
Угощенье не простое,
А с гаданьем – Коляда!
Вы козулями медовыми угощайтесь
И нас добрыми словами вспоминайте!
Ребята угощают гостей традиционным русским угощением – козулями. Прощаются.
Литература
- Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. - М., 1972
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.,1974
- Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.,1981
- Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. – Ярославль, 2006
- Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР. //Логопед .-2008 №1.
- Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. //Логопед 2008 №2.
- Веселова С.С. Словарная работа с детьми логопедической группы.// Логопед 2009 №2.
- Булычева С.Г. Игры и упражнения для формирования падежных конструкций. //Логопед 2009 №2.
- Булычева С.Г. Учим сложные слова. //Логопед 2009 №2.
- Чернова Н.А. Дидактические игры к теме «Слова-предлоги». //Логопед 2010 №1.
- Александрина И.Н. Ознакомление с родственными словами детей с ОНР. //Логопед 2010 №1.
- Александрина И.Н. Ознакомление с родственными словами детей с ОНР.// Логопед 2010 №5.
- Обвинцева О.М. Коррекция грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с русско-турецким билингвизмом. //Логопед 2010 №5.
- Моисеева А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР.// Логопед 2011 №4.
- Дуркина М.В. Словесная мозаика (деловая игра). //Логопед 2012 №3.
- Гуцая И.Ю. Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда.//Логопед 2013 №5.
- http://apruo.ru/vospitanie-doshkolnikov/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov/267-igri-na-formirovanie-nravstvennich-kachestv-rebenka.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/13/seminar-praktikum-formirovanie-leksiko-grammaticheskikh-kategoriy-r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Семинар «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ в форме деловой игры....
Методическая разработка НОД «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ...
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....
Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР
В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....