Семинар «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».
консультация по развитию речи на тему
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ в форме деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_slovoobrazovaniyu.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».
План семинара
- Вступление.
- Деловая игра. Конкурсы для двух участвующих команд.
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «Эрудит». 1 часть . Антонимы.
- Конкурс «Эрудит». 2 часть. Синонимы.
- Физкультминутка.
- Конкурс «Спой правильно».
- Игры на формирование нравственных качеств ребенка «Чудо-дерево» и «Сокровища сердца».
- Рекомендации по проведению дидактических игр по словообразованию и словоизменению.
- Подведение итогов.
Ход игры.
I. Вступление.
II. Деловаяигра
- Конкурс «Разминка»
Задание: участники должны ответить на максимальное число вопросов.
Вопросы и задания для первой команды:
- Из какого крана не напьешься? (из подъемного)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
- На каком горне не сыграешь побудку? (на кузнечном горне).
- Измени по образцу:
много домов – один дом много мышей -……(одна мышь) много туфель - …..(одна туфля) один чулок – много….(чулок) один бант – много …(бантов)
Вопросы и задания для второй команды:
- Из какого ключа не бьет вода? (из дверного)
- В каком окошке какой печи не пекут калачи? (в окошке доменной печи).
- В каких лесах не водится дичь? (в строительных).
- Измени по образцу:
много скатертей – ….(одна скатерть) много манжет - …..(одна манжета) один носок – много …(носков) один торт - много …(тортов)
Многозначных слов много (показать книжку), детей надо с ними знакомить, а существительные мн. ч. родительного падежа вызывают затруднения и у взрослых, тем более у детей.
- Конкурс «Эрудит». 1 часть . Антонимы.
«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».
Задание для первой команды: друг – подруга – враг,
радость – счастье – печаль,
поднимать – опускать – брать,
рыжий – лысый – волосатый,
много – чуть-чуть – мало.
Задание для второй команды: зима – осень – лето,
восход – заря – заход,
наливать – плескать – выливать,
грязный – старый – новый,
тусклый – бледный – яркий.
Для детей можно провести игру «Наоборот» На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у воспитателя перевернутые картинки. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют картинку. (Толстый – тонкий, пустая – полная, глубокая – мелкая, короткая – длинная…)
Игра «Вредина» . Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная палочка». Он называет слово и передает ее играющему по кругу. Ребенок должен назвать слово-антоним. Если ответ правильный, ведущий забирает палочку, называет следующее слово и передает палочку следующему игроку. Если ответ неправильный, палочка не забирается, а игрок выбывает. Палочка передается соседу. Выигрывают оставшиеся участники.(Высоко – низко, далеко – близко, молодой – старый, больной – здоровый, стройный – сутулый..)
- Конкурс «Эрудит», 2 часть. Синонимы.
Задание для первой команды:
- Поставить глаголы в порядке усиления действия, подобрать к ним
подходящие по смыслу существительные.
Мчался - … 1. Ползла улитка, змея…
Бежала - … 2. Тащилась черепаха, кляча,….
Летела - … 3. Бежала собака, лиса…
Тащилась - … 4. Скакал рысак, конь….
Скакал – … 5. Мчался автомобиль…
Ползла - … 6. Летела стрела, ракета…
Задание для второй команды:
- Подобрать к данным глаголам синонимы.
Устать - устать-утомиться
Ликовать - ликовать-веселиться, радоваться
Влезть – влезть-вскарабкаться, подняться, забраться
Тревожиться – тревожиться- волноваться, беспокоиться
Думать – думать-мыслить, соображать
Сиять – сиять-сверкать, блестеть
Для детей можно провести игру с мячом «Я вам, а вы мне» (я называю слово, а команда подбирает синоним).
Например, я: «Неправда», дети: «Ложь»
Темнота - … (мрак) Ураган - …(буря, тайфун)
Зной - … (жара) Несчастье - …(горе)
Громадный - …(большой, огромный) Отважный - …(смелый, храбрый)
Близко - … (рядом) Крепко - …(прочно)
Для детей можно провести игру «Кто внимательнее?»
Определить слова приятели или неприятели. (хлопнуть, топнуть, поднять руку, подпрыгнуть и пр.)
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря, чуткий – отзывчивый, смелый – робкий, красивый – прекрасный.
Для детей можно провести игру «Что сильнее?» (сравнить синонимы и определить, какие из них указывают на большую степень). Смеяться – хохотать, спать – дремать, бояться – пугаться, бедный – нищий, сиять – блестеть, бить – колотить.
Для детей можно провести игру «Назови слова-приятели в пословицах». Приятелей много, а друга нет. Переливать из пустого в порожнее и пр.
Для детей можно провести игру «Придумай загадку». Можно использовать такое задание по каждой лексической теме. (Придумывать загадки про животных, мебель и пр.) Например, загадка ребенка: «Маленький, серенький, колюченький». Тут отрабатывается словарь прилагательных, которые современные дети мало употребляют в речи.
- Физкультминутка
Задание для первой команды: игра «Кто ловкий?»
Оборудование: игрушки, мебель, посуда, инструменты.
На столах стоят предметы. По команде «1-2-3, инструменты бери!» переносятся инструменты.
Выигрывает тот, кто раньше принес все предметы. Составляют предложение «Я принес чайник» и т.п.
Для детей задания можно варьировать: «1-2-3, игрушки неси!», «1-2-3, посуду бери» и т.д.
Задание для второй команды: игра «Живые картинки». (Участвуют 7 человек)
Воспитатели изображают дни недели. Под музыку расходятся по залу. По окончании музыки встают по порядку и называют себя.
Для детей можно изобразить времена года, части суток, зимние или летние месяцы и т.д.
(для закрепления названий дней недели, времен года, частей суток)
Общее задание: игра «Слева, справа» (Хором проговариваем слова, выполняем движения). Мы отрабатываем ориентировку в пространстве и предложно-падежные конструкции, т.е. правильное употребление предлогов и окончаний существительных.
Топнем правою ногой, Справа лес шумит зеленый,
Топнем левою ногой! Слева – поле за рекой.
Справа – дождик моросящий, Левым глазом подмигнем,
Слева - радуга дугой. Правым глазом подмигнем!
Хлопнем правою рукой. Слева – камень на тропинке,
Хлопнем левою рукой! Справа – ветка с воробьем.
Выбор стихов большой, заучивать стихи надо, потому что современные дети знают их мало.
- Конкурс «Спой правильно»
Отрабатывать предложно-падежные конструкции, а также обучать согласованию предлогов с существительными и числительных с существительными можно не только в стихах, но и в песнях. Песни легко запоминаются, детям задание нравится.
Задание для первой команды: пропеть стихотворение на мотив колыбельной «Спи, моя радость, усни».
Платье стирают в тазу.
Сено лежит на возу.
Видно слезинку в глазу.
Прядка волос на лбу.
Плавали рыбки в пруду.
Дети катались на льду.
Вишни поспели в саду.
Много цветов на лугу.
Задание для второй команды: пропеть стихотворение на мотив песни
«То березка, то рябина».
Два лимона, мандарина,
Два арбуза, апельсина.
Но две груши и редиски,
Две котлеты и сосиски.
Два слона, но две мартышки,
Два банана, но две шишки.
Два кита, два крокодила.
И огромных две гориллы.
- Игры на формирование нравственных качеств ребенка
Важное направление работы в ДОУ – духовно-нравственное воспитание детей. Предлагаю вам несколько игр по данной теме.
Для первой команды – игра «Чудо-дерево». Наша игра заставляет детей задуматься и получить знания и умения по теме «Счастье». Перед нами «Чудо – дерево». Вы должны украсить его листочками. Прикрепляя листок, надо сказать, какими должны быть люди, чтобы на земле воцарилось счастье? (добрые, отзывчивые, талантливые, терпимые, добросердечные…)
Для второй команды – «Сокровища сердца». В этой игре дети должны получить знания и умения по теме «Милосердие». Перед вами сердце и маленькие сердечки у каждого. Надо вложить в кармашек свое сердечко и описать, что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до мамы. (теплоту, ласку, спокойствие, любовь,…)
Такие игры и беседы можно провести по разным темам: «радость», «трудолюбие», «улыбка», «доброта» и т.д.
Для детей можно провести игру «Бесконечное предложение». Дети придумывают и распространяют предложение, учатся согласовывать слова в предложении.
Я предлагаю слово: «Люблю»
1-й ребенок : «Люблю маму» 2-й: « Я люблю маму» 3-й: «Я сильно люблю маму» 4-й: «Я очень сильно люблю маму» и т.д.
Игра «Загадай желание» - с сердцем или с деревом. Дети учатся строить грамматически правильные предложения, используют разные части речи, тренируются в словообразовании и словоизменении.
Игра «Сделай комплимент» Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:
- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение. (Мама, ты очень красивая. Спасибо, сынок, ты у меня внимательный, добрый.)
III. Рекомендации по проведению дидактических игр по словообразованию и словоизменению.
IV. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»
Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Игровые методы и приемы в формировании лексико - грамматических средств языка (методические рекомендации)
Сборник содержит практический материал по словообразованию и словоизенению, который поможет дошкольникам освоить непростые правила русской грамматики....
Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР
В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....
Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»
Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...