Методическая разработка «Конспект интегрированного воспитателя и учителя-логопеда
методическая разработка по развитию речи на тему
Методическая разработка «Конспект интегрированного воспитателя и учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_pedagoga.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Конспект интегрированного воспитателя и учителя-логопеда.
Старшая группа
Тема: Животные и птицы.
Цели:
Интеграция работы полушарий мозга, гармонизация эмоций и процессов мышления;
Улучшение восприятия информации;
Нормализация дыхания, снятие напряжения в верхней части грудной клетки и руках;
Повышение самооценки, создание позитивного восприятия себя и своей деятельности;
Закрепление умения дифференцировать согласные звуки «К» и «Г»;
Активизация словаря по теме «Животные и их детеныши», «Птицы»;
Практическое усвоение категории Творительного падежа существительных; составление распространенных предложений.
Развитие моторики.
Оборудование: мягкая игрушка Кот; предметные картинки, в названии которых есть звуки К или Г; карточки-символы глухих и звонких согласных звуков; два домика с прорезями для картинок; мяч; телевизор; презентация «Животные и их детёныши»; листы с письменным заданием для каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Выполнение телесно-ориентированных упражнений.
се упражнения на занятии дети выполняют под контролем и с помощью педагогов.
пражнение № 1. «Волшебные кнопки».
Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
Положите одну руку ладошкой на пупок.
Вторую руку разместите под ключицами. Активно гладим эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
Поменяйте руки и повторите упражнение.
(Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижется визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов.)
Упражнение № 2. «Перекрестные шаги».
Упражнение выполняем стоя:
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.
(«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, слушания, усвоения новой информации.)
Упражнение № 3. «Крюки Деннисона».
Часть 1.
Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
Вытяните руки перед собой. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
Прижмите язык к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите слегка вверх. Подбородок опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное тело расслабленное. Вас может слегка покачивать - это нормально. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Часть 2.
Поставьте ступни параллельно.
Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.
Смотрим теперь в пол, но голову опускать не надо. Язык по-прежнему упирается в твердое нёбо. Постойте так, расслабившись, немного.
(По времени это упражнение занимает 1-1.5 мин. Оно гармонизирует процессы мышления и эмоции, помогает воспринимать новую информацию, рекомендуется также в состоянии возбуждения или подавленности.)
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришел наш знакомый кот Котофей с разными интересными заданиями и упражнениями.
Скажите, ребята, вы помните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Дети: Со звуком «К» и звуком «Г».
Логопед: Чем похожи эти звуки?
Дети: Они согласные и язычок одинаково «работает».
Логопед: А чем они различаются?
Дети: звук «К» мы говорим без голоса, он глухой. (Выставляется символ глухого согласного звука: синий квадрат)
Звук «Г»- звонкий, голос «работает». (Выставляется символ звонкого согласного звука: синий квадрат с колокольчиком)
огопед: Отлично! Вы все хорошо запомнили. Давай, Котофей, задавай свои задания.
1е задание Котофея «Разложи правильно».
Котофей: вот вам, ребята, картинки. Разложите их по домикам. В домик с колокольчиком – картинки со звуком «Г», а в домик с синим квадратиком – картинки со звуком «К».
Дети выполняют задание и вместе с Котофеем его проверяют.
2-е задание Котофея «Превращение». Игра с мячом.
Котофей: Превратите глухой звук в звонкий, а звонкий в глухой!
КА-ГА, КО-ГО, ГО-КО и т.д.
Котофей: А теперь замените в слове звук «К» на звук «Г» и слово превратится в другое слово!
Корка – горка
Крот – грот
Икра – игра
Калька – галька
Код – год
Укол – угол* ( обратить внимание на изменение ударения в слове).
Уточняется понимание значения этих слов. Слова даются несколько раз. Затем, кот просит детей придумать предложения с этими словами.
3-е задание Котофея.
Котофей: Скажите, ребята, а вы знаете названия животных и птиц, в названии которых есть звуки «К» и «Г»?
Дети: корова –К, конь – К, гусь – Г, курица – К, и т.д.
Хорошо. Много знаете названий!
4-е задание Котофея.
Котофей: А сейчас я хочу вам показать, где я был недавно и что видел. Давайте повернемся к телевизору.
Демонстрация презентации «Животные и их детеныши», «Домашние птицы»:
Ферма. Домашние животные и птицы.
Корова с теленком. Лошадь с жеребенком. Свинья с поросенком. Овца с ягненком. Утка с утятами. Гусыня с гусятами. Курица с цыплятами. И т.п.
Во время просмотра дети называют животных и их детенышей. Составляют предложения:
На лугу посётся лошадь с жеребенком. К хлеву стоит корова с теленком. Пастух ведет овцу с ягнятами. В клетке сидит крольчиха с крольчатами. Мальчик пасет козу с козлятами. Утка с утятами плавает в пруду. Гусыня с гусятами идет к реке. И т.п.
III. Динамическая пауза.
Психолог: Ребята, наши глазки и спинки немного устали. Давайте отдохнем!
Выполнение упражнения на растягивание мышц спины и рук.
Упражнение выполняется стоя. Дети переплетают пальцы рук в замок и вытягивают руки ладонями вниз. С усилием тянут руки вниз так, чтобы напрягались мышцы спины, затем вперед, вверх и, расцепив руки, с сильным выдохом роняют их через стороны вниз. Упражнение выполняется 3 раза.
IV. Выполнение письменного задания.
Котофей: Ребята, я приготовил для вас еще одно задание! Посмотрите внимательно на свои листочки. Здесь нарисован волшебный лес, в котором спрятались разные животные. Вам нужно их найти и раскрасить.
Дети выполняют задание, а затем вместе с Котофеем проверяют его.
V. Закрепление материала занятия.
Игра «Кто мама у …?»
Котофей: А сейчас, ребята, я приготовил для вас еще одну игру.
Детям предлагается достать из «Волшебного мешочка» фотографии детенышей животных и птенцов различных птиц. Дети должны сказать, кто мама. Ответ дается в развернутой форме.
У жеребенка мама – лошадь. У цыпленка мама – курица. И т.п.
VI. Заключительное упражнение «Похвали себя сам».
Упражнение выполняется стоя.
Дети вытягивают прямые руки вперед, вверх, в стороны, вниз 2 раза. В третий раз после разведения рук в стороны дети обнимают себя за плечи и гладят по спине, проговаривая «Я – хороший (хорошая)». Затем гладят себя по голове, одновременно говоря «Я – умный (умная)». Затем гладят себя по груди, приговаривая «Я сам (сама) себе нравлюсь».
интегрированное групповое логопедическое занятие
в старшей группе,
(проводит логопед и педагог – психолог)
Тема: Звуки Г – К – Х
(2-е занятие по теме)
Программные задачи:
закреплять умение дифференцировать на слух и произносить три акустически близких согласных звука;
учить подбирать в рифмовки слова с заданным звуком;
продолжать учить определять дифференцируемые звуки в словах – картинках;
плять умение детей в определении в словах первого звука (К, Г, Х);
овершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
ополнять словарный запас;
развивать внимание, сплоченность, групповое взаимодействие, коммуникативные навыки;
расширение представлений о детском саде;
чение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности.
Оборудование:
рисунок или макет корабля (разделенного на три каюты);
зрительные символы согласных звуков (Г, К, Х);
картинки детей – Глеб, Катя, Хана и картинки предметов, название которых начинается на заданные звуки, счетные палочки;
ладони (синяя, красная, желтая), вырезанные из картона.
ход занятия:
Организационный момент:
педагог – психолог: - Ребята у нас начинается занятие, но сначала давайте поздороваемся….
1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”. Проводит педагог – психолог.
Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.
Техника проведения: Дети хаотично передвигаются по группе. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.
Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона.
инструкция: Вы будете молча ходить по группе. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
Анализ:
Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?
логопед:
-Ребята я буду называть несколько слов, кто определит, какой общий звук встречается во всех словах, может сесть.
(губы, гусли, гараж; кулак, крик, канава; уха, яхта, хата; вагон, погода, телега; нюх, мох, мех; город, грабли, голос; хвост, хлеб, горох)
Логопед: - Какие звуки вы находили в словах
Дети: - звуки Г, К, Х.
Логопед: - Дайте характеристику каждому звуку.
Дети: - Г звук согласный, звонкий. - К и Х звуки согласные и глухие.
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
Логопед: (показ картинок с изображение детей)
- Ребята это мальчик, его зовут Глеб, эту девочку зовут Катя, а эту девочку зовут Хана. Они друзья и решили отправиться в морское путешествие. Поплывут ребята на этом корабле, вот видите у каждого из них будет своя каюта.
(рисунок корабля, разделенный на три каюты, каждая каюта обозначена заданным звуком Г, К, Х).
- Как вы думаете, кто будет жить в этой каюте и почему? (показывает на каюту с графическим изображением звука Г).
Дети: - здесь будет жить Глеб, так как его имя начинается на звук Г.
Логопед: - молодцы, а в этой
(так же определяются две другие каюты).
Логопед: - Нам нужно помочь ребятам, они собрали не полностью свои чемоданы, некоторые вещи они забыли, поможем им.
У каждого из вас на столе лежат картинки с изображение предметов, определите на какой звук они начинаются, и дайте эту вещь тому, чья она.
(картинки: костюм, кепка, кеды, краски, книга, кофта, куртка, косынка, колготки, кукла; гребень, гантели, гитара, гетры, гольфы, галеты, газета, гамак; халат, хомяк, холст, холодильник, хурма, Хрюша, хлеб).
Логопед: - Какой у тебя предмет?
Дети: - Кепка.
Логопед: - Кому ты ее дашь и почему?
Дети: - Я ее дам Кате, потому что и имя девочки и слово кепка зачинаются на звук К. (то же самое и с другими картинками)
Логопед: - Молодцы, мы хорошо помогли ребятам, и они теперь могут отправляться в путешествие.
(корабль убирается).
Задание «Подскажи словечко»
Логопед: - И опять нужна ваша помощь, один поэт писал стихи, но не смог их завершить, помогите подобрать в его стихи нужное слово. Тот, кто назовет правильное слово, получит очко – счетную палочку.
- Младший мой братишка Глеб,
Очень любит свежий …..(хлеб)
- В миске на столе – салат,
А в шкафу висит ……….(халат)
- День рожденья у Поли,
И ее братишке ………….(Коли)
- У людей на пальцах ногти,
У зверей на лапах ………(когти)
- Нет еды, мы скажем – голод,
Нет тепла, мы скажем ….(холод)
- Катит по полу моток
Котя, котенька …………..(коток)
- Я видел рядом две норы,
В лесу у небольшой ……..(горы)
- Брат мой любит автогонки,
А я люблю кататься с …….(горки)
- Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке ………..(кости)
- Коля любит, есть галеты,
Галя ест всегда …………….(котлеты, конфеты)
3. Упражнение "Детский сад – это целый мир". Проводит педагог – психолог.
Цель: расширение представлений о детском саде, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих.
Техника проведения: Дети сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Детский сад – это…”.
Например: детский сад – это занятия, игры, завтрак, воспитатель, друзья, прогулка, праздники, тихий час, музыкальное занятие, медсестра и т. д.
Побеждает тот, кто назовет слово последним.
Инструкция: Много слов связано с детским садом. Детский сад – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, играем, занимаемся спортом, рисуем и так далее. Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к детскому саду. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока.
Победит тот, кто назовет слово последним.
Анализ:
– Узнали ли вы что-то новое о детском саде?
4. Динамическая пауза: Проводит педагог – психолог.
Упражнение “Мамино колье”
Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками.
Техника проведения: Участники стоят в кругу и держатся за руки. Им предлагается превратиться в большое колье. Колье разорвалось, и рассыпалось на части. Выбирается ювелир, который собирает все части опять в одно большое колье.
Инструкция: Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы – большое прекрасное колье, а каждый из вас часть колье. Мамино колье переливается разными цветами, (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг колье разорвалось, и рассыпалось на части, (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет все части воедино. Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образовалась цепочка. Ювелир соединяет части в колье. Все части собрались! Как хорошо когда мы вместе!
Анализ:
– Как вы себя чувствуете?
– Что понравилось в игре больше всего?
– А что лучше быть всем вместе или нет?
5. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале: (упражнение № 33. Т. А. Ткаченко). Проводит логопед.
6. Итог, оценка деятельности детей.
Цель: определение в словах первого звука (К, Г, X).
Содержание: соединить каждую из картинок, первым звуком в названии которых явля ются К, Г или X, с нужным символом.
УПРАЖНЕНИЕ 33
Внимательно послушать, а затем повторить каждое слово. Назвать один из трех звуков (Г,К,Х), услышанных в слове, и показать соответствующий символ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "План работы учителя-логопеда на летне-оздоровительный период"
Работа учителя-логопеда дошкольного учреждения предусматривает не только занятия с воспитанниками по коррекции и развитию речи, но и включает в себя методическую работу. Оязательным является составлен...
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»
В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии
Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии
Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...
Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...
Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Зимнее путешествие снежинок к Госпоже Метелице»
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя«Зимнее путешествие снежинок к Госпоже Метелице»Составили: Учитель-логопед Редькина П.Е. 1 категорияВоспитатель: Наров...
Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "
В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....