Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, бережного к ней отношения в системе образования ДОУ целесообразно применять технологии сказкотерапии.
Ключевые слова: сказкотерапия, экология, экологическое воспитание, экологическая система, природные взаимосвязи, биологическая цепочка.
«Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадает,
потому что у него есть сердце...» (С.П. Королёв)
Сказкотерапия благоприятно влияет на развитие связной речи дошкольников с нарушениями речи. Задачами логопеда является не только выработка чёткой дикции детей, постановка и автоматизация звука. Но и повлиять на детей с духовно нравственной стороны. Привить любовь к природе, родному краю. Тонкое понимание детьми окружающего мира и взаимодействий в нём. Ребёнок учиться подражая нам, взрослым. И мы, педагоги и родители должны донести суть природных явлений и экологических взаимодействий между людьми и природой. В своей работе мы используем сказкотерапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_nauchnoy_raboty_pedagogicheskiy_opyt_ot_teorii_k_praktike_.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаменская Елена Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида с татарским
языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г. Казани
Технологии сказкотерапии в работе учителя - логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ.
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, бережного к ней отношения в системе образования ДОУ целесообразно применять технологии сказкотерапии.
Ключевые слова: сказкотерапия, экология, экологическое воспитание, экологическая система, природные взаимосвязи, биологическая цепочка.
«Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадает,
потому что у него есть сердце...» (С.П. Королёв)
Сказкотерапия благоприятно влияет на развитие связной речи дошкольников с нарушениями речи. Задачами логопеда является не только выработка чёткой дикции детей, постановка и автоматизация звука. Но и повлиять на детей с духовно нравственной стороны. Привить любовь к природе, родному краю. Тонкое понимание детьми окружающего мира и взаимодействий в нём. Ребёнок учиться подражая нам, взрослым. И мы, педагоги и родители должны донести суть природных явлений и экологических взаимодействий между людьми и природой. В своей работе мы используем сказкотерапию. На занятиях по развитию связной речи дошкольников с нарушениями речи мы включаем сказки и рассказы с экологическим содержанием. Нам важно, чтобы дети поняли, что в природе всё взаимосвязано. Если одно растение или животное исчезает из биологической цепочки, нарушается вся экологическая система. При вмешательстве людей в природные зоны, так же возникают непоправимые последствия. Сказки мы используем и авторские, и народные.
Цель: С помощью сказкотерапии побудить детей понимать экологические основы окружающей их среды. Понимать природные взаимосвязи между животными, растениями, человеком. Посредством этих знаний бережно относиться к природе.
Задачи:
- Вовлечение детей в мир сказки.
- Стимулирование чувства бережливости.
- Побуждение и стимуляция интереса к миру природы, животных, растений, насекомых, рыб, птиц.
- Активизация и обогащение знаний, умений детей в области экологии, защиты окружающей среды.
- Развитие Чувства доброты, сострадания, помощи к животным и растениям.
Основные произведения для понимания детьми экологических взаимодействий в природе являются сказки. Мы часто используем в работе такие известные сказки как В. Бианки «Сова». П Б. Заходера «Про всех на свете» и д.р.
Что касаеться сказки «Сова» В. Бианки. К этой сказке мы разработали игровое пособие из бросовго материала. Детям на занятиях по связной речи выдаётся это пособие. В игре отображается вся экологическая цепочка взаимодействий животных и насекомых в природе. Кроме этого дети пересказывают эту сказку. Что стимулирует их речевую деятельность. Детям нравиться сам факт, что пособие - игра изготовлено из бросового материала, а значит внесён маленький вклад в сохранение природы от мусора.
На занятиях по связной речи дети учатся сами придумывать сказки отображающие взаимодействия в природе, связи между растениями и животными. Так на занятии по лексической теме «Деревья». Большое внимание уделяется хвойным деревьям. В особенности - ели. Дети знакомятся с этим деревом неспроста. Холодной зимой ель является кормилицей для многих животных и птиц. Семенами шишек ели кормятся клесты, белки, мыши и другие грызуны. Мы используем природный материал натуральные шишки сосны и ели. Шишки так же используются как массажные мячики для кистей рук и пальцев. Знакомство с окружающим миром идёт через прикосновения к природному материалу. Одновременно с массажем рождается сказка про взаимодействие растений и животных. В Сказке В. Бианки «Мышонок Пик» большое внимание уделяется главе «Хвост - цеплялка и шёрстка невидимка» здесь мы детям подробно объясняем какие приспособления есть у мышей полёвок для лазания по тонким стеблям трав. И такую важную тему как животные умеют маскироваться от врагов в природе и как это важно.
В сюжете сказки В. Бианки «Рыбий дом» дети знакомятся с рыбкой Остропёр. Очень доступно можно объяснить детям взаимодействие птиц Зимородков живущих на реке с рыбками обитающими в реке. Здесь автор сам спасает Остропёра от хищного клюва Зимородка. Даёт раненой рыбке приют в банке чтоб она скорее окрепла. В сказке «Как муравьишка домой спешил» перед детьми открывается мир насекомых, которые как правило, недолюбливают дети. Жуки, гусеницы, пауки, водомеры и другие герои помогают муравью добраться домой.
Рассмотрим модель занятий с использованием сказки с экологическим содержанием. Подготовительным этапом является знакомство детей с той или иной сказкой. Прочтение сказки логопедом или воспитателем.
Следующим этапом является выделение в сказке непонятных, сложных для детей слов и оборотов речи. У детей с нарушениями речи как правило скудный словарный запас. В сказке «Сова» В. Бианки сложные обороты речи наблюдаются в самом начале сказки: «Чай не пустой пьёт - молоком белит»; «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься»; «Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет»; «Цветень с цветка на цветок не носят». Для детей важно понять значение этих слов. При полном разборе с показом иллюстраций детям с нарушениями речи становиться доступным содержание текста, они легко его пересказывают и запоминают новые слова.
Третьим этапом является разбивка сказки на небольшие части. Для этого мы подготавливаем небольшие иллюстрации - сюжетные картинки к сказке. По картинкам дети задают вопросы по цепочке или в парах друг другу. Вопросы могут быть любыми по содержанию картинки. Главной задачей здесь является вовлечения детей в сюжет сказки и с его помощью научить придумывать и задавать вопросы. Можно поспорить, что вопросы должен задавать логопед, но в этом случае мы будем стимулировать пассивность и нежелание ребёнка высказываться. Когда же дети сами пробуют задавать вопросы, а логопед выступает партнёром и наставником. Развитие связной речи детей идёт гораздо эффективнее и быстрее.
Например: Кто сидит в дупле? Почему мыши такие весёлые? Почему дед задумался? Отчего корова мычит? Что ей не хватает? Куда собирается шмель? Кто под деревом? Кто находится за дедом? С какой стороны от дерева стоит дед? И так далее. Поощряется задавать любые вопросы.
Следующим моментом идёт экологическое содержание сказки. Наша задача заключается донести до детей экологическую цепочку: связь животных и растений между собой. Для этого мы делаем специальные маски для разыгрывания сказки детьми. Это не просто инсценировка сказки. Это проигрывание природных взаимосвязей между животными, растениями, человеком. Маски для этого делаем необычные вместе с детьми. Мы подбираем раскраски к героям сказки которые участвуют в образовании природной биологической цепочки. Подбираем сюжетные раскраски небольших отрывков сказки. Раздаём раскраски детям. Раскраски дети раскрашивают при этом сюжет сказки рассказывается в процессе раскрашивания картинки. Затем из готовых раскрашенных картинок делаем маски. Самым последним моментом является рассказывание сказки и её разыгрывание, драматизация. На этом этапе у детей формируется понимание биологического взаимодействия между совой, мышами, шмелями, клевером, коровой. Дети неосознанно попадают в определённую экосистему с помощью сказки.
Возникает сообщество или биоценоз между героями сказки.
Наши цели и задачи в процессе чтения, разбора, приготовления атрибутов, инсценировки сказки были достигнуты. Дети с помощью сказкотерапии максимально приблизились к экологическим основам живой природы. Они понимают, что любой герой сказки важен и нужен в целой экосистеме. Логопед задаёт вопросы для побуждения детей к инсайту, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Ребята, что будет если мы с вами на лугу вытопчем ногами весь клевер? Ребята, что будет если мы с вами будем громко шуметь на поляне или в лесу? Ребята, что мы с вами будем делать если увидим шмеля на лугу? Ребята как вы думайте шмель знает, что он переносит пыльцу на своих лапках? А почему головка клевера такая яркая бордово - красная?
Наша задача привить детям основы экологии. Зная и понимая важность всего живого на земле дети бережно и трепетно начинают относится к природе. Вырабатываются правильные привычки экологического поведения. Детская любознательность и непосредственность не знает границ. Так давайте же использовать их в познании окружающего мира с помощью сказки.
Список литературы
1. Бианки В.В. Рассказы и сказки. Казань, Татарское кн. Издательство, 1981г.
2. Ханс Петр Тиль. Царство животных. Детям - обо всём на свете. Печатается по изданию Kinder Tierlexikon издательство Bertelsmann Lexikon. Отпечатано в Германии 2004 г. Руское издание «Ридерз Дайджест».
3. Большая энциклопедия знаний / перевод с немецкого Беловой Е.В. Черныш. М.: Эксмо, 2010
4. Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса». Автор текста М.Р. Пиман. Москва «Махаон». 2007г.
5. Бианки В.В. Лесная газета сказки и рассказы. Москва; Издательство АСТ, 2018. - 317, [3] с.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» 1990г. Издательство «Просвещение». Вопросы теории. Статья « Сциально - экологический идеал» А. Гайдамак, канлилат биологических наук, Т. Тийттанен, кандидат филосовских наук.
7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
8. Евгений Георгиевич Санин Монах Варнава (САНИН) МАЛЕНЬКИЕ ПРИТЧИ 1000 маленьких притч для детей и взрослых. «Незабудка».
Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1», написанная российским писателем, поэтом и драматургом - монахом Варнавой (Саниным).
9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
10. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал - модели для составления загадок из всем известной метод...
Методическая разработка по теме: "План работы учителя-логопеда на летне-оздоровительный период"
Работа учителя-логопеда дошкольного учреждения предусматривает не только занятия с воспитанниками по коррекции и развитию речи, но и включает в себя методическую работу. Оязательным является составлен...
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.
Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...
Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "
В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...