ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Модель идеального рассказа ребёнка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям
в процессе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В отличие от большинства авторов, которые выделяют два направления в подготовке к составлению ребёнком самостоятельного рассказа: внутреннего, предметно – смыслового и внешнего, формально–языкового, выделяю пять обязательных направлений:
- Определение мотива (для чего рассказывать)
- Активизация познавательных процессов («разогрев», запуск)
- Уточнение замысла (о чём рассказывать),
- Составление плана (в какой последовательности рассказывать)
- Отбор языковых средств (как, какими словами рассказывать)
Остановимся на важных деталях обучения, в рамках указанных пяти направлений, которых мы предлагаем придерживаться при проведении занятий по развитию связной монологической речи у детей:
- Формирование значимого мотива (не просто рассказать по просьбе педагога о событии или явлении, а помочь составить: письмо о разных временах года для африканской девочки, объявление о пропавшем попугае, рассказы в творческий альбом, сказки для сборника и т.п. )
- Активизация психических процессов, тесно связанных с речью (воображения, памяти, мышления, внимания, восприятия)
- Работа над смысловой организацией рассказа (анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно – следственных связей между объектами и явлениями, помощь с замыслом - разбор вариантов)
- Моделирование плана (для дошкольника используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки – символы, предметы- заменители)
- Работа над языковой организацией рассказа (отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, чётких предложений, уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, работа над прямой речью, осмысление темпа рассказа, его интонирования, акцентирование наиболее значимых слов и пр.)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений или в кругу семьи мы предлагаем педагогам и родителям руководствоваться следующими организационными принципами:
1.Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину - чем дикие животные отличаются от домашних и пр.)
2. Учёт огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребёнка – дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально – значимые ситуации: ряжение, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол – бибабо и пр.)
3. Отказ от жёстко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (посадка не только за столами, ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения не только через педагога, а непосредственно между детьми и пр.)
5.Использование символических изображений, обеспечивающих зрительный план развёрнутых высказываний и, кроме того, способствующих повышению умственного возраста детей (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы – заменители и пр.)
6. Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание действий, встречающихся в составляемых рассказах и пр.)
7. Привлечение технических средств обучения (видеомагнитофон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.)
8. Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность)
9. Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к форме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упускать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно, громко, полётно, выразительно, акцентировано, убедительно и пр.)
10. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных («рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками» и пр.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СОСТАВЛЕНИЯ ДЕТЬМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
Модель идеального рассказа ребёнка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям
в процессе обучения.
Идеальный рассказ дошкольника должен быть:
- полным (без пропусков)
- связным (смысловые объединение частей рассказа и отдельных предложений)
- последовательным (без перестановок)
- логичным (с причинно – следственными зависимостями)
- спланированным (помогает наличие графического плана – схемы, уточнение глагольной цепочки)
- лексически наполненным (разнообразие лексики, точность называния действий, наличие слов – признаков),
- выразительным (с акцентированием значимых слов)
- грамматически верным (без грамматических ошибок)
- фонетически чистым (все звуки речи произносятся правильно, ребёнок использует оптимальные темп рассказывания, силу голоса, интонацию, логические ударения)
- непрерывным (без пауз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...
Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».
Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....
Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является одним из фактором оценки речевой го...
Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. В связной речи реали...
Основные этапы формирования связной речи.
В статье даны описания основных этапов развития связной речи. Конечно, в логопедии важны все её разделы: и развитие фонематического слуха, и звукопроизношения, и развитие граматического ст...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
Данная презентация знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...