«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" я выступила на городском семинаре работников ДОУ, который был посвящен вопросам развития устной речи дошкольников. Данный материал освещает основные задачи работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, основные формы работы с воспитанниками и их родителями в целях достижения оптимпальных результатов речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.
Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Анализ уровня речевого развития воспитанников нашего ДОУ сделал актуальным выбор задачи систематизации работы по формированию монологической речи воспитанников как одну из основных в деятельности ДОУ. Для реализации данной задачи путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности мы создаем условия для целостного речевого развития воспитанников, а именно:
- развиваем речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребёнка как основу развития речи;
- создаем условия экстраполяции практического опыта коммуникации, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь;
- разрабатываем цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы;
- пополняем в группах центры коммуникации и литературные центры;
- внедряем новые формы работы с родителями по речевому развитию дошкольников.
Работа по развитию речи в ДОУ носит обучающий характер, проводится регулярно и в системе. Реализуя задачи по развитию речи, педагоги учитывают возрастной и индивидуальный подход, соблюдают преемственность между возрастными группами, дошкольным учреждением и школой.
Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций, ситуаций общения, занятия. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.
Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы на занятиях педагоги активно используют различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения:
При рассматривании картины используем игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его:
«ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры
- Кого (что) мы видим в окошках?
- Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры
Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.
Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?»
Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.
Ход игры
- Назови, кого ты видишь на картине.
- По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т.п.)
- «ПОЧЕМУ?»
- Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить предложения несложной конструкции.
- «ЧТО НУЖНО?»
- Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.
В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.
Авансируя успех, поощряем стремление и любую попытку ребенка выразить свою мысль, тактично и доброжелательно исправляем допущенные неточности.
В работе по развитию речи младших дошкольников воспитатели активно используют методы и приемы развивающего характера: интегративный метод, информационно-коммуникативный метод, проблемные ситуации, поисково-деятельностный метод, творческие задания.
В процессе работы по речевому развитию младших дошкольников эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагоги активно используют метод проектов.
Творческой группой педагогов групп младшего дошкольного возраста был разработан педагогический проект применения технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предлагалось рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями. В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту взаимодействия со сверстниками.
Цель проекта «Развитие речи младших дошкольников через театрально-игровую деятельность» - развитие монологической речи в процессе театрально – игровой деятельности.
Задачи проекта:
- создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность;
- создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;
- организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи;
- использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
Данный проект способствовал повышению темпа развития речи воспитанников в целом, за счет включения детей младшего дошкольного возраста в творческую деятельность, позитивному взаимодействию детей в коллективе, речевому раскрепощению ребенка, оказал целостное воздействие на речевую систему.
Организованный в ДОУ проект «Ребенок и книга» реализуется по 2 направлениям: повышение эффективности работы по приобщению детей к книге; взаимодействие с семьей, культурными и общественными организациями, способствующее воспитанию у детей интереса к художественной литературе и развитию связной речи дошкольников. В рамках проекта было проведено анкетирование родителей «Как вы развиваете речь ребенка?», «Книга в жизни Вашего ребенка»; оформлен примерный список художественной литературы для домашнего чтения, летописи семьи (первые высказывания ребенка), проведен устный журнал «Роль книги в развитии связной речи дошкольников», развлечение «В гостях у старичка Речевичка», литературно-спортивный праздник, посещение городской детской библиотеки.
Большую роль в формировании компонентов устной речи детей играет приобщение их к художественной литературе. С этой целью в учреждении проводятся «Книжкины недели». В эти дни наши воспитанники становятся активными участниками праздника. Их ждут интересные и увлекательные мероприятия: театрализованные представления, сказочные шоу, весёлые встречи со сказочными героями.
В группах проводятся тематические выставки «Творчество писателей – детям», «Сказки в гостях у дошколят», тематические беседы и интегрированные занятия по сказкам, малым фольклорным формам, произведениям детских писателей, конкурсы «Сочиняем сказки сами», мини-проекты «Книги своими руками». Пополняются литературные центры в соответствии с тематикой недели и возрастом детей. В рамках «Книжкиной недели» проводится акция «Подари книгу детскому саду». Обычно почти каждый воспитанник приносит в подарок детскому саду книгу и детская библиотека групп пополняется новыми книгами, произведениями русских и зарубежных писателей и поэтов.
Завершают «Книжкину неделю» литературно-музыкальные развлечения: «По следам любимых книг», «Сказочная страна», кукольные спектакли «Колобок на новый лад» и др., фоторепортажи о проведении творческих проектов, выставки книг в литературных уголках, тематические занятия.
Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Педагоги проводят работу по созданию условий для речевого развития детей в соответствии с рекомендациями реализуемой в учреждении программы дошкольного образования. Благодаря творческому подходу в группах появились грамотно оформленные речевые центры с многофункциональными пособиями для развития речи: чудо-деревья, дидактические домики, речевой аквариум, пособия «В мире слов», «Учимся говорить правильно»; копилки слов, картотеки загадок, скороговорок, чистоговорок, потешек, комплексы артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений и др.
Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию воспитанников, проводимых в ДОУ. Это открытые занятия, выставки «Моя любимая книга», конкурсы литературно-художественного творчества на различную тематику, и другие. Привлекают внимание родителей и вызывают большой интерес информационные буклеты, задания, выполняя которые они видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают. Педагоги практикуют и такую форму работы с родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с семьями. Примером эффективного взаимодействия педагогов и родителей являются следующие мероприятия:
- проведение обучающих семинаров, мастер-классов и практикумов «Как выполнять артикуляционную гимнастику дома», «Сложные слова: как научить ребенка произносить их»;
- оформление информационных бюллетеней «Артикуляционная гимнастика как способ преодоления нарушений звукопроизношения», «Речь и психологическое здоровье детей»;
- оформление тематических выставок: «Учимся правильно дышать» - выставка дидактического материала; «Почитай мне, мама» - выставка художественной литературы для детей и дидактического материала;
- просмотр видеозаписей разнообразных форм работы по развитию речи «Система артикуляционных и основных дыхательных упражнений», «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи», «Использование малых фольклорных форм в развитии устной речи дошкольников», «Уровень развития связной речи детей 3-5 лет» - консультация с показом видеозаписи занятия;
- участие родителей в педагогических советах: «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного речевого развития ребенка», «Формирование монологической речи дошкольников как средство активизации их речевой деятельности»;
- проведение родительских собраний «Речедвигательные игры в развитии монологической речи дошкольников», «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»;
- проведение Дня открытых дверей: занятия по образовательным областям «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»;
- проведение деловой игры для родителей «Влияние уровня развития речи ребенка на его мышление»;
- реализация проектов «Ребенок и книга» и других.
Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в ДОУ для речевого развития детей, способствуют успешному формированию устной речи воспитанников. Однако, увеличение числа воспитанников с речевыми нарушениями, требует приложить совместные усилия педагогов и родителей в работе по развитию речи воспитанников уже с младшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Консультация для педагогов ДОУ: «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...
Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....
Консультация "Родителям о введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Раскрывает теоретические основы документа, его актуальность....
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Памятка для воспитателей......
Выступление на педсовете на тему "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования."
В своем выступлении я раскрыла принципы к формированию программы, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, деятельность детей и в...
Педагогический совет-брифинг "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Представленный сценарий педагогического совета-брифинга "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" позволить углубит...