ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
консультация по логопедии на тему
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для педагогов дошкольного образовательного учреждения
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Е.В.Писковацкая
г.Волгодонск
Формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей речевое недоразвитие в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Формирование связной речи детей с ОНР в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется как в процессе образовательной деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи детей, проводимая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, включает: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
На основе теоретического анализа и результатов педагогической диагностики, полученных на констатирующем этапе исследования, коррекционную работу по развитию связной грамматически правильной речи мы строили с учётом общих принципов логопедического воздействия:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
- овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
- осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Основной формой коррекционно-развивающей работы являлись логопедические занятия, проводимые с группой детей по 7 человек. Сформировав малые группы для обучения детей, мы учитывали индивидуальные особенности и уровень развития связной речи.
Ведущей деятельностью детей в дошкольном учреждении является игра. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят положительные изменения в психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития, так как игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес и помогают соревноваться между собой.
Основным видом игровой деятельности является дидактическая игра. На логопедических занятиях дидактическую игру мы использовали в обучающих целях - для получения ребёнком новых знаний, а также для обобщения и закрепления их.
Коррекционно-развивающую работу по развитию связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи мы выстроили по следующим направлениям:
- формирование лексического и грамматического строя речи,
- целенаправленное развитие фразовой речи,
- развитие навыков речевого общения,
- обучение пересказу и составление описательных рассказов.
Приведём примеры дидактических игр, которые мы использовали при формировании лексического и грамматического строя речи и вызывают у детей наибольший интерес и желание выполнять задания.
Дидактическую игру «Присядет тот» мы проводим для организации детей на занятии.
Присядет тот, кто стоит перед…….(имя ребенка)
Присядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)
Присядет тот, кто стоит рядом с….(имя ребенка)
Присядет тот, кто стоит справа от…(имя ребенка)
Присядет тот, кто стоит слева от…(имя ребенка)
Дети рассаживаются по своим местам.
Например, изучая лексическую тему «Игрушки» предлагаем детям дидактическая игра «Скажи наоборот». Детям предлагаются сочетание слов, например, «Большой мяч», дети должны ответить наоборот: «Маленький мячик».
При изучении лексической темы «Дары Дона» предлагаем воспитанникам дидактическую игру «Спрятанные предметы». На листе бумаги наложенное изображение друг на друга контуров предметов (овощей и фруктов, диких и домашних животных и т.д). Мы спрашиваем ребёнка: «Что ты увидел на картине? Какой овощ или фрукт ты видишь, покажи?» При этом просим ребёнка отвечать полными предложениями. Например: «На картинке я вижу зелёный, длинный кабачок. Кабачок – это овощ».
Дидактическая игра «Чудо-шнурочки». Раздаём детям гибкие разноцветные шнурочки (цветная проволока). «Дети, это чудо - шнурочки, а вы – волшебники. Превратите чудо – шнурочки в свои любимые фрукты». Дети выполняют задание, выкладывая на столах контуры фруктов из шнурочков. - «А теперь сложим наши «фрукты» обратно в коробочку и сосчитаем их». Дети должны сосчитать: «В коробочке два яблока, в коробочке пять груш (апельсинов, бананов)».
Дидактическая игра «Поварята». Педагог задаёт детям вопросы: «Что ты можешь приготовить из грибов? Что ты хочешь, приготовить из ягод?» Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов (можно перечислить названия грибов) я могу приготовить…». «Из ягод (перечислить название) хочу приготовить…».
Дидактическая игра «Подбери слово» - развитие у детей сообразительности, умения подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры. Обращаясь к детям, предлагаем им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»
Подбираем серию рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
Предлагаем ребёнку первые четыре рисунка и просим лишний убрать. Спрашиваем: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»
Дидактическая «Назови три предмета» - упражнение детей в классификации предметов.
Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.
Ход игры. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?
- Стол, стул, кровать.
-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, называем: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда педагог во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» - закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры. Детям читаем знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
Дидактическая игра «Кого я вижу, что я вижу» - различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры. В эту игру чаще всего мы играем на прогулке, т.к. перед глазами детей больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
Для развития фразовой речи мы использовали серии дидактических игр: «Сочини предложение», «Придумай предложение со словами….», «Сплетем венок из предложений», «Что напутал художник?», «Объясни, почему …», «Найди ошибку».
Дидактическая игра "Сочини предложение" - предлагаем группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Дидактическая игра « Придумай предложение со словами….» - упражнение детей в составлении простых предложений со словами, предложенных педагогом.
Взрослый произносит слово, а дети составляют предложение.
Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений» - педагог произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.
Например: 1. Света читает книгу. 2. Книга стоит на полке. 3.Моя полка чистая. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.
Дидактическая игра «Что напутал художник?» - находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости приходит художник, хочет показать свои картины и рассказать, что на них нарисовано. Рассказывая о картинах, допускает ошибки и неточности в описании, например: «У слона хвост крючком, а нос пятачком», «Белка спит в норе». Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
Дидактическая игра «Объясните, почему…» - научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
Дидактическая игра «Найди ошибку» - находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Осенью в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
Для развития навыков речевого общения у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи мы использовали игры:
«Чего на свете не бывает» - научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Как ты узнал?» - учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«А я бы…» - развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Кто больше заметит небылиц?» - учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:
Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
Игра «Теремок».
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.
Игры для развития связной речи.
Дидактическая игра «Где начало рассказа?» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Дидактическая игра «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания
Дидактическая игра «Догадайся сам». Ребятам розданы карточки с любыми изображениями предметов, животных, овощей и т.д. Ребёнок по своей карточке, самостоятельно пытается составить загадку о предмете с элементами описания, который изображён на карточке, не показывая его другим детям. Дети предполагают свои варианты отгадок, пытаясь объяснить, почему он так решил.
Дидактическая игра «Составь сказку». Ребёнку предлагается из разрезанных частей (пазлов) собрать целое изображение сказки. Собрав сюжет из частей, ребёнок должен догадаться, что это за сказка, назвать все действующие лица, а затем передать содержание сказки.
Дидактическая игра «Зоосад». Дети садятся полукругом, получают индивидуальную карточку с изображением животного, не показывая друг другу. Каждый участник должен составить рассказ о своём животном, по следующему плану:
1. Где обитает?
2. Где живёт?
3. Как выглядит?
4. Чем питается?
Дидактическая игра «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладываем серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берем из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Дидактическая игра «Отгадай-ка» Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Ход игры. Педагог напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. План описания предмета Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
Дидактическая игра «Нарисуй сказку» Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Дидактическая игра «Фотограф» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
В коррекционно-образовательном процессе для развития связной речи воспитанников с общим недоразвитием речи используем такие вид игр как «Игры - путешествия», «Игры - поручения», «Игры - предположения», «Игры - загадки», «Игры – беседы».
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. (на занятиях).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга (по картотеке).
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры.
В заключении хочется отметить, что использование различных по условиям дидактических игр на занятиях по развития связной речи детей с ОНР позволяет овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками свободного составления рассказа по наглядности, рассказ по аналогии, т. е. того вида монолога, который составляет основу овладения знаниями в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
: «Использование сказкотерапии для развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Использование приёмов сказкотерапии способствуют развитию речи детей с ОНР и связанных с ней психических процессов....