«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»
консультация по развитию речи

Бакулина Людмила Юрьевна

Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_raboty_po_razvitiyu_rechi_detey_2.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

   Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6):

«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

   Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно конечно же познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

   Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

   Физическое развитие не может обойтись без объяснения правил, команд и игр с речевым сопровождением, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений.    Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

    Основная цель речевого развития формирование всех компонентов устной речи (грамматический строй, связной речи, формирование словаря, звуковая культура речи) и навыков свободного речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. (нормами речи)

   Всего выделено 7 компонентов речевого развития.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры. Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры –главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа.

    Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

обогащение активного словаря. 

   Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно -тематическом планировании работы. Например, когда мы работаем по теме: «Осень. Осенние изменения». Какие слова должны пополнить словарь детей, если мы разумно организуем работу? Это существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь. листопад, дожди, туман. сырость, ненастье, тучи, отлет. урожай, сад, слякоть, погода. увядание, мгла и др.; слова действия-падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают,  выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянет, моросит; слов признаки-ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...»(усвоение согласовательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже). Следующая задача-развитие речевого творчества. 

Работа здесь не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Например, не просто чтение сказки «Дюймовочка», а на каком -то этапе дети мастерят колыбельку, лепят Дюймовочку, а затем обсуждают, а что могло бы случиться: если рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку? Все это становится возможным, если мы создаем для условия для активизации речевого творчества. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 

   Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения –слушания. Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребенка к школе, где необходима правильная и грамотная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

И еще один компонент речевого развития-развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Дети усваивают интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Дети осваивают речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребенка свой, но к пяти годам есть основания к тому, чтобы четко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника.

   Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого развития детей. О. Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи.

   Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырех оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна осуществляться совместно с родителями. Если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребенка, и речевые тоже, решаются легче.

   Вы хорошо знаете, какое внимание в ФГОС уделяется созданию предметно-развивающей среды. Если мы посмотрим пункты 3.3.2. и 3.3.3., то увидим, что предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создается с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы.

   Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие».

Главное –ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращенные ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.

Важно создать условия, выделить время и место для игр детей. Нет такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. .

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.

    Из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

   Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.

   

Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без наглядных пособий: игрушек, картин и картинок, слайд-презентаций. Они помогают нам, даже достаточно сложные вещи, представить понятно для детей.

Развивающей средой для речевого развития является любая деятельность детей. Например, одевание-раздевание мы можем использовать для освоения сложных речевых конструкций: одеть Ваню-надеть много штанов, но мало носков.

        Работая в этом направлении, можно сделать вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

Использование нетрадиционного оборудования при организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Внедрение нового нестандартного оборудования для использования его на занятиях, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию для укрепления здоровья детей....