Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_svyaznoy_rechi.docx15.1 КБ
Файл statya_razvitie_svyaznoy_rechi.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья на тему: «Развитие связной речи у детей с ЗПР».

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания названной категории детей.

Центральной задачей развития речи детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.

Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Дети с задержкой психического развития быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяем:

-формированию монологической речи;

           - обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Используем разные методы развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:

  Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием. 

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности детей. В содержание работы вводим не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие внимания, обогащение зрительных представлений, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, стимуляция познавательной активности, закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Опыт работы  подтверждает важность развития связной речи в дошкольном возрасте, указывая на то, что это очень пригодится в школе. В этот момент можно вспомнить себя за партой, когда учитель давал задание составить план сочинения и написать его. И эта задача даётся легче тем ребятам, которые были более подготовлены в дошкольном возрасте. Важное значение в развитии связной речи дошкольников играет работа учителя - дефектолога. Специальное обучение позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. 

Список использованной литературы

1.    Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68.

2.    Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.



Предварительный просмотр:

  Статья на тему: «Развитие связной речи у детей с ЗПР».

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания названной категории детей.

Центральной задачей развития речи детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.

Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Дети с задержкой психического развития быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяем:

-формированию монологической речи;

           - обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Используем разные методы развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:

  Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием. 

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности детей. В содержание работы вводим не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие внимания, обогащение зрительных представлений, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, стимуляция познавательной активности, закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Опыт работы  подтверждает важность развития связной речи в дошкольном возрасте, указывая на то, что это очень пригодится в школе. В этот момент можно вспомнить себя за партой, когда учитель давал задание составить план сочинения и написать его. И эта задача даётся легче тем ребятам, которые были более подготовлены в дошкольном возрасте. Важное значение в развитии связной речи дошкольников играет работа учителя - дефектолога. Специальное обучение позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. 

Список использованной литературы

1.    Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68.

2.    Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития

В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...