Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
статья по развитию речи
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
Эпиграф
Краткая характеристика
Обзора научно – теоретической литературы (положения)
Методика (методы, примеры)
Выводы
Список литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом».
«Можно удивляться точности,
с какой малые дети следуют
известным аналогиям, очень
нелепым нередко, но очень
правильным, которые шокируют
нас только своей редкостью».
Проблема развития связной речи детей с особыми образовательными потребностями, включая и детей с задержанным психическим развитием, приобретает в современной методике обучения все большую актуальность. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации, не только наравне с детьми с особыми образовательными потребностями, но и в образовательной среде с нормально развивающимися сверстниками. И от того насколько грамотно, точно, четко, лаконично, последовательно и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения и обучения, взаимопонимание детей и взрослых.
Вопросы развития связной речи в разных аспектах изучались многими учеными, среди них: Лев Семенович Выготский, Розалия Евгеньевна Левина, Алексей Алексеевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн, Феликс Алексеевич Сохин, и др.
После обзора научно – теоретической литературы по проблеме изучения и развития связной речи у младших школьников с ЗПР. Можно выделить следующие положения:
1. У детей, имеющих задержку психического развития, исследователи,перечисленные выше, отмечают недоразвитие сложных форм зрительного и слухового восприятия, несформированность способности к анализу содержания, недостатки в развитии произвольной памяти, которые проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала.
2. «Каждая новая заученная комбинация слов и выражений обогащает его второсигнальные условные связи, приводя к все более свободному и разнообразному пользованию наличным фондом слов и речевых стереотипов», т.е. ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих детей. На основе усложнения стереотипов формируется активная речь ребенка.
3. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на развитие у детей умения воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Приведем пример из речи мальчика трех лет.
Маму крепко обниму,
Нежно поцелую,
Потому что я люблю
Мамочкуродную.
Ребенок находится в ситуации успеха, понимая, как трогательно и радостно для мамы данное стихотворение, он переносит усвоенное на другой, обожаемый им объект, на папу, и получается новое стихотворение созданное по аналогии
Папу крепко обниму,
Нежно поцелую,
Потому что я люблю
Ма… Папочку родную.
Т.е. ребенок подражательным путем из речи окружающих заимствует определенные звукосочетания и по аналогии создает новый речевой продукт.
Исследователи предлагают различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения. Одни из них нам хорошо знакомы. Например, использование тематических рисунков, которые устанавливают смысловые связи между словом и картинкой. Они помогают ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Очень популярен и метод «Пиктограмм». Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти, делают процесс заучивания стихотворения более осмысленным, интересным и последовательным.
Метод «Заучивание стихов с помощью веревочек»
С помощью веревочек разной длины, толщины, разного цвета можно выкладывать понравившиеся строчки стихотворения.
Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихам. Формируется, расширяется, уточняется лексический (словарный) запас, поэтический словарь. Развивается связная речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики.
Используются следующие методы заучивания стихотворных текстов с дошкольниками, имеющими ЗПР.
Вот некоторые из них:
1. Метод постепенного увеличения объёма заучиваемого материала;
2. Метод «перевода» словарной информации в образную форму;
3. Более подробно остановимся на методе «пересказа» стихотворения отдельными строчками из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Детям очень тяжело запоминать целое произведение, и мы решили выделить ключевые строки в стихотворении, которые способствуют более эффективному запоминанию. Для лучшего запоминания детей стихотворения, мы подобрали картинки к каждому четверостишью. Разбирали их. Выполняли задания на карточках (соотнесение слов и их значений; разложи правильно карточки так, чтобы получилось стихотворение). Благодаря этим заданиям, дети быстро выучили стихотворение.
Знакомство детей с поэтическим словом, разучивание стихов занимает важное место в работе практически каждого педагога детского дошкольного и школьного учреждения. Посредством поэзии возможна реализация многих образовательных и воспитательных задач.
Однако, как и во всём, что касается вопросов воспитания и образования, к работе над стихотворным текстом нужен грамотный профессиональный подход. Необходимо учитывать возраст воспитанника, его интеллектуальные и психологические особенности и, конечно же, наличие какой – либо речевой патологии, что, к сожалению, в настоящее время становится скорее правилом, чем исключением.
Целенаправленная работа по развитию связной речи, на примере работы со стихотворным текстом, имеет важное значение в общей системе логопедической работы с детьми с задержкой психического развития, и будет способствовать их дальнейшей социализации в среде нормально развивающихся сверстников. Заучивание стихотворения может выступать не только как цель работы со стихотворным текстом, но и как метод развития диалогической и монологической речи детей с задержкой психического развития, что в свою очередь повысит эффективность процесса обучения и общения в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по развитию связной речи в группе с задержкой психического развития "подарки осени"
развитие связной речи...
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...
«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития
Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.
Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ЗПР....
Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...