Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
статья по развитию речи

Томишинец Дарья Юрьевна

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Эпиграф

Краткая характеристика

Обзора научно – теоретической литературы (положения)

Методика (методы, примеры)

Выводы

Список литературы

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом».

«Можно удивляться точности,

с какой малые дети следуют

известным аналогиям, очень

нелепым нередко, но очень

правильным, которые шокируют

нас только своей редкостью».

Проблема развития связной речи детей с особыми образовательными потребностями, включая и детей с задержанным психическим развитием, приобретает в современной методике обучения все большую актуальность. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации, не только наравне с детьми с особыми образовательными потребностями, но и в образовательной среде с нормально развивающимися сверстниками. И от того насколько грамотно, точно, четко, лаконично, последовательно и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения и обучения, взаимопонимание детей и взрослых.

Вопросы развития связной речи в разных аспектах изучались многими учеными, среди них: Лев Семенович Выготский, Розалия Евгеньевна Левина, Алексей Алексеевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн, Феликс Алексеевич Сохин, и др.

После обзора научно – теоретической литературы по проблеме изучения и развития связной речи у младших школьников с ЗПР. Можно выделить следующие положения:

1. У детей, имеющих задержку психического развития, исследователи,перечисленные выше, отмечают недоразвитие сложных форм зрительного и слухового восприятия, несформированность способности к анализу содержания, недостатки в развитии произвольной памяти, которые проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала.

2. «Каждая новая заученная комбинация слов и выражений обогащает его второсигнальные условные связи, приводя к все более свободному и разнообразному пользованию наличным фондом слов и речевых стереотипов», т.е. ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих детей. На основе усложнения стереотипов формируется активная речь ребенка.

3. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на развитие у детей умения воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Приведем пример из речи мальчика трех лет.

Маму крепко обниму,

Нежно поцелую,

Потому что я люблю

Мамочкуродную.

Ребенок находится в ситуации успеха, понимая, как трогательно и радостно для мамы данное стихотворение, он переносит усвоенное на другой, обожаемый им объект, на папу, и получается новое стихотворение созданное по аналогии

Папу крепко обниму,

Нежно поцелую,

Потому что я люблю

Ма… Папочку родную.

Т.е. ребенок подражательным путем из речи окружающих заимствует определенные звукосочетания и по аналогии создает новый речевой продукт.  

Исследователи предлагают различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения. Одни из них нам хорошо знакомы. Например, использование тематических рисунков, которые устанавливают смысловые связи между словом и картинкой. Они помогают ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Очень популярен и метод «Пиктограмм». Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти, делают процесс  заучивания стихотворения более осмысленным, интересным и последовательным.

Метод «Заучивание стихов с помощью веревочек»

С помощью веревочек разной длины,  толщины, разного цвета  можно выкладывать  понравившиеся  строчки стихотворения.  

Так постепенно у детей  развивается устойчивый интерес, любовь  к стихам. Формируется, расширяется, уточняется  лексический (словарный) запас, поэтический словарь.  Развивается связная  речь.  Автоматизируются  и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики.

Используются следующие методы заучивания стихотворных текстов с дошкольниками, имеющими ЗПР.

Вот некоторые из них:

1. Метод постепенного увеличения объёма заучиваемого материала;

2. Метод «перевода» словарной информации в образную форму;

3. Более подробно остановимся на методе «пересказа» стихотворения отдельными строчками из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Детям очень тяжело запоминать целое произведение, и мы решили выделить ключевые строки в стихотворении, которые способствуют более эффективному запоминанию. Для лучшего запоминания детей стихотворения, мы подобрали картинки к каждому четверостишью. Разбирали их. Выполняли задания на карточках (соотнесение слов и их значений; разложи правильно карточки так, чтобы получилось стихотворение). Благодаря этим заданиям, дети быстро выучили стихотворение.

Знакомство детей с поэтическим словом, разучивание стихов занимает важное место в работе практически каждого педагога детского дошкольного и школьного учреждения. Посредством поэзии возможна реализация многих образовательных и воспитательных задач.

Однако, как и во всём, что касается вопросов воспитания и образования, к работе над стихотворным текстом нужен грамотный профессиональный подход. Необходимо учитывать возраст воспитанника, его интеллектуальные и психологические особенности и, конечно же, наличие какой – либо речевой патологии, что, к сожалению, в настоящее время становится скорее правилом, чем исключением.  

Целенаправленная работа по развитию связной речи, на примере работы со стихотворным текстом, имеет важное значение в общей системе логопедической работы с детьми с задержкой психического развития, и будет способствовать их дальнейшей социализации в среде нормально развивающихся сверстников. Заучивание стихотворения может выступать не только как цель работы со стихотворным текстом, но и как метод развития диалогической и монологической речи детей с задержкой психического развития, что в свою очередь повысит эффективность процесса обучения и общения в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников.

Список литературы:

1.        Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...