Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"
статья по коррекционной педагогике на тему

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №368»

Опыт работы на тему:

Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития

                                                                    Автор:

                                                                                           Учитель-дефектолог: А.Е Уткина.

                                                       2015 г.

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращенной к ребенку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные речевые задачи, чем самостоятельно.

Обобщение моего опыта направленно на повышение успешности воспитанников в обучении и развитии навыков связного высказывания детей старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития.

Работая с детьми с ЗПР мы наблюдаем следующие проблемы в развитии связной речи: ( слайд 2)

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

- Плохая дикция.

Всем известно, что в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно –образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ЗПР заметно снижен, снижена и слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Использование опорных схем –облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

                     «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти  словам- он

                      будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

                      слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников, особенно  с ЗПР усваивается хорошо, использование опорных схем  на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Данная методика значительно облегчает нашим детям поиск и запоминание слов.(Слайд № 3)

Актуальность использования опорных схем  в работе состоит в том, что:

-во-первых, ребенок- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядных схем – вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-во-вторых, использование опорных схем облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: « Когда учишь- записывай, рисуй схемы, черти графики»

- в  третьих, применяя графическую аналогию, учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.                                        

                                                 Цель: (слайд №4)

Изучить эффективность использования метода наглядных опорных схем в процессе формирования связной монологической речи дошкольников с ЗПР.

                                                 Задачи: (слайд № 5)

1.Определить, какие виды замещения опорных схем доступны детям старшего дошкольного возраста.

2. Определить этапы последовательной работы с опорными схемами.

3. Определить систему работы по опорным схемам.

                     Опорные схемы: (слайд № 6)

Это символы-заменители, наглядные модели, которые являются планом работы. Это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение  информации.

Что помогают развивать опорные схемы ?  (слайд № 7)

-ассоциативное мышление

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-связную речь

-мелкую моторику рук.

Суть опорных схем    (слайд№8)

Заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение), таким образом, весь текст зарисовывается или модулируется- схематично, глядя на эти схемы-рисунки, модели ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Где можно использовать опорные схемы : (слайд № 9)

-обогащение словарного запаса

-обучение пересказыванию

-составление рассказов

-разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, загадок.

Возраст обучения в использовании опорных схем : (слайд № 10)

Можно научиться заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

                                   Структура опорной схемы (слайд № 11)

предметные картинки                        таблицы          сюжетные картинки

геометрические фигуры                  дорожки          серия сюжетных картин

Я преследую цель- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Для этого использую с своей работе следующие виды опорных схем и пирамид.

                                       Виды опорных схем: (слайд № 12)    

  1. Сериационный
  2. Графический
  3. Двигательный
  4. Временно- пространственный.

Работа начинается с простого сериационного вида моделирования.

На первых порах детей учу составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей, эпизоды. (слайд № 13) Сказка «Курочка- ряба»

Закрепляя работу дидактическим материалом: (слайд № 14) Дид. Игры.

Игры: «Что в начале, что потом», « Режим дня», кубики и пазлы  «Собери сказку» и т. д.

Второй вид –графический (слайд № 15).

В качестве символов- заместителей используются геометрические фигуры, предметные картинки, силуэты изображения, буквы, цифры. Например,  разучивание стихотворения: « Капель» В. Нищева

Снег в лесу. Сугробов много

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо но дорогу

Звонко капает капель.

Последовательность работы с опорными схемами  (слайд№16)

1.этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2.этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3.этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме  или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.

Например:  Заучивание стихотворения «Урожай» (слайд № 17)

В руки овощи берем        цель: Развивать зрительную и слуховую память                                          

Овощи на стол кладем        активизировать словарь по данной

Лук, морковку, кабачок,        лексической теме.

Помидор, горох, лучок.

Пересказ сказки  «Красная шапочка» (слайд № 18)

Для детей старшего возраста схемы желательно писать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

         Загадывание загадок (слайд № 19) пирамида.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)

Составление описательных рассказов о зиме (слайд № 20)

                          Текст рассказа: «Зима».

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубы нарядились. Солнце светит, но не греет. Мороз! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравится зимние развлечения: катание на санках, лыжах, играть в снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Третий вид- более сложный -Двигательный

Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды:  сказка « Кот, петух и лиса». Кот пошел на охоту- поэтому «квадратик»- убрали; поставили «треугольник» возле домика- значит пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой- и к кружочку поставили квадратик.

Другая сказка: «Заюшкина избушка» (слайд № 21)

Четвертый вид: Временно- пространственный (слайд № 22)

По средствам которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: например, цветные рамки, пирамиды, гранями кубика, коллажи.

Приемы наглядных опорных сюжетных изображений использую в работе над следующими видами связанного высказывания:

-пересказ;

-составление рассказов по картине и серии картин;

-описательные рассказы;

- разучивание стихотворений, физкультминуток, пальчиковую гимнастику

В качестве символов заместителей в опорных схемах при составлении рассказов использую:

-предметные картинки

-силуэтные изображения

-геометрические фигуры, буквы

-наглядная модель высказывания выступает в роли  плана.

Например:

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетной картины. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетной картине; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец моего рассказа дает детям необходимые средства.

Рассказ: «Поможем птицам» (слайд № 23)

Каким образом я использую наглядные опорные схемы при пересказе, предлагаю рассмотреть на примере рассказа: «Деревня».(слайд № 24)

Текст рассказа:

Вот маленькая деревня. Один, два, три дома. В домиках по три окна. Из окон видна дорога.

Это смысловая опора, которая позволяет «предугадывать» содержание текстового фрагмента к ней как  к понятному и приятному для восприятия впечатлению, стремиться глаз. Добравшись до картинки, ребенок может позволить себе небольшую передышку в трудовом деле «перевода» буквенных значков в слова. Но при этом создается эффект полноценного процесса чтения: ребенок понимает текст и получает от этого удовольствие. Это – немаловажный момент педагогической стратегии воспитания читателя.

На этой опорной схеме каждое предложение выделено при помощи контуров и различных символов в одну строчку. И детям не составляет труда пересказать этот рассказ Перед глазами детей появляется наглядный план рассказ.

Особым видом связного высказывания является рассказы- описания в виде  составленного коллажа (слайд №25)

Этот вид рассказа особенно сложен для детей.

В качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Они носят статический характер.

Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов ( Весна, солнце, река, лес, подснежники и т.п.) и мелкие изображения « живых»  предметов –«оживлялок» (мальчик). (слайд № 26)

Просто описание весны будет выглядеть так:

Наступила весна. Солнце светит и греет.

Тает снег. Появились проталины, подснежники.

На реке ледоход.

А вот рассказ с введением живых персонажей.

Наступила долгожданная весна. Ласковое солнце ярко светит и греет. Снег потемнел и начал таять. С крыш домов закапала звонкая капель. По утрам появляются длинные, сверкающие на солнце сосульки. Бегут, обгоняя друг друга, проворные ручьи. На реке ледоход. Мальчик  наблюдает, как гулкая река разламывает лед, как голубовато- прозрачные льдины плывут по реке. Иногда останавливаются, наталкиваясь друг на друга. На полянке появились первые весенние цветы. Возвращаются из дальних краев, с радостными криками, перелетные птицы.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. « Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции.

При фрагментарном рассказывание по серии- сюжетных картин можно разделить на 3 части, которые закрываются картонными прямоугольниками  разного цвета. Ребенок постепенно открывая каждую из четырех частей рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет (слайд № 27)

Серия- сюжетных картин : рассказ «Синица»

Используя наглядные опорные схемы и пирамиды в своей работе, я пришла к выводу, что детям это интересно.

Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок ( под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий . У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

Таким образом:

- Использование наглядных опорных схем в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

- Метод наглядных опорных схем можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими отклонение в развитии.

-Использование данной методики несомненно, дает определенные результаты.

1.Значительно увеличивается объем изучаемого на занятиях материала, сформировался навык самостоятельной работы.

2.Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала детей, развитию речи, мышления, воображения.

3. На мои вопросы, вопросы воспитателей стали отвечать полными ответами.

Рекомендуемая литература:

1.Стребелева Е.А « Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» -М.,2001.

2.Волкова Ю.С «Опорные схемы для составления описательных рассказов»

Дидактический материал. М., 2009 г.

3. Ткаченко Т.А «Наглядно-дидактическое пособие» «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

4. Омельченко Л.В «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

5.Чистякова О.В «Составляем рассказ по картине»

6. Тарасова И.Н «Составление описательного рассказа с использованием схем»

7. Глухов В.П «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».-М., 2004 г.

8. Смышляева Т.Н. ,Корчуганова Е.Ю. « Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

                                       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.           В практике развития речи дошко...

Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...