Речевые игры и упражнения, театрализованная деятельность
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Елена Сергеевна

 Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а значит и эффективное средство развития и воспитания ребенка. В процессе речевых игры и упражнений, занятий театрализованной деятельностью незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_uprazhneniya.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения, театрализованная деятельность

Понедельник

Вторник

Сентябрь

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы, самостоятельно придумывать задания для игры; Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: Совершенствовать умение фиксировать свои впечатления в речи, составлять загадки об исследуемом предмете

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Игра «Театральная репетиция»

Цель: Чтение по ролям рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; Развивать умение связывать в единое целое части рассказ, передавать текст точно и выразительно.

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: Учит детей использовать их знание о назначении предмета обихода, инструмента, орудий труда. Формировать умение осуществлять простые логические операции, проявлять активность и самостоятельность мышления.

Игра – драматизация « Каша из топора»

Цель: Учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу. Побуждать к активному общению через игру.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Театрализованный этюд «Весёлые медвежата»

Цель: Развивать умение пересказывать текст точно, выразитель -но, с изменением темпа. Умение подбирать выразительные средства, для передачи образов.

Октябрь

Дидактическая игра «Придумай рассказ»

Цель: Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Теневой театр «петушек и бобовое зернышко»

Цель: Учить четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями; учить использовать жесты как средство выразительности; развивать творческую инициативу, фантазию

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Театрализованная игра «веселый старичок - лесовичок»

Цель: Учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу. Побуждать к активному общению через игру.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: Учить детей подбирать обобщающие понятия для групп предметов, используя  конструкции предложений конкретизировать и комментировать ошибки товарищей.

Дидактическая игра «Отгадай»

Цель: Формировать у детей умение зрительно обследовать предмет или изображение и давать словесное описание предметов. Развивать речь, вербальное воображение.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель: Формировать умение строить предложения по образцу, передавая в нём определённую информацию; Отвечать на вопросы, передавая их содержание при помощи символьных рисунков.

Дидактическая игра «Скажи, какое»

Цель: Учить называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Дидактическая игра «Один — много»

Цель: Упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

Ноябрь

Игра – импровизация, Мини – сценка «листопад»

Цель: Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи

Дидактическая игра «Кто живёт в доме?»

Цель: Создавать условия для применения умений выделять в словах слоги, определять их количество, дифференцировать на слух и правильно произносить звуки.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей применять свои знания о временах года в игре, отвечать на вопросы, требующие анализа информации, сопоставления данных. Учить самостоятельно составлять задания для игры. Развивать связную речь, логическое мышление.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Учить детей подбирать антонимы к заданным словам, придумывать словосочетания-небылицы, выбирать из предложенных варианты, в наибольшей мере соответствующие сути задания. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Весёлая пантомима Игра «разговор по телефону»

Цель: Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; 

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Дидактическая игра «Какая лиса?»

Цель: Совершенствовать умение анализировать текст загадки, выявлять характерные для загаданного объекта свойства, действия. Умение подбирать определения, сравнения.

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Декабрь

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Дидактическая игра «У кого кто?»

Цель: Учить употреблять названия животных и их детёнышей в родительном падеже единственного и множественного числа. Закреплять правильное произношение звуков в словах и фразовой речи.

Дидактическая игра «Раздели на группы»: сюжет «Охотник»

Цель: Упражнять детей в классификации животных по разным основаниям. Активизировать в речи названия животных, групп, на которые их можно разделить, уточнить соответствующие понятия.

Разыгрывание по ролям стихотворения В.Берестова «воробушки»

Цель: Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми; формировать умение эмоционально и выразительность речи; развивать монологическую речь

 Дидактическая игра "Рассели по домикам"

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. 

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

Дидактическая игра «Где?»

Цель: Активизировать словарь по темам «Дом», «Мебель», обращать внимание на правильность использования предлогов, обозначающих взаиморасположение предметов. Развивать грамматический строй речи, вербальное воображение.

Разыгривание по ролям стихотворения И.Жукова «киска»

Цель: Развивать интонационную выразительность речи; воспитывать партнерские отношения, уважительные; развивать воображение, пантомимические навыки; побуждать к импровизации

Январь

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: Учить детей применять в игре знания о том, как называются съедобные части различных овощей, упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать связную речь, зрительное восприятие

Игры-инсценировки по сказкам:  «Гуси-лебеди»,  «Муха-цокотуха»

Цель: Поощрять экспериментирование в поиске средств выраже -ния характера, настроения, эмоций; Учить подбирать костюм, способствовать повышению выразительности движений.

Дидактическая игра «Узнай предмет по звуку»

Цель: Развивать слуховое восприятие, учить соотносить звук с предметом или его частью. Предложить придумать свои задания для игры. Активизировать в речи названия предметов, учить называть издаваемые звуки.

Образное упражнение «Какой предмет»

Цель: Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении, дифференцировать на слух и произносить звук [р], чётко и ясно произносить слова с данным звуком, выделяя их голосом, подбирать слова с этим звуком

Дидактическая игра «Загадалки».

Цель: Учить детей создавать загадки на основе описания свойств, характерных действий или ключевых признаков предмета, использовать образные выражения, сравнения. Упражнять в составлении загадок о предметах и явлениях. Развивать вербальное воображение, логическое мышление.

Дидактическая игра «Длинные и короткие слова»

Цель: Учить детей составлять слова; Создавать условия для применения умений выделять в словах слоги, определять их количество, дифференцировать на слух и правильно произносить звуки.

Февраль

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

Цель: Совершенствовать связную речь детей, учить составлять рассказы с использованием антонимов, выделять существенные признаки предметов, подбирать синонимы к прилагательным.

Чтение и инсценировка р.н.с. «Зимовье зверей»

Цель: Предложить детям рассказать сказку по ролям, обсудить, какими качествами, характером обладают различные персонажи, как эти особенности можно передавать при помощи разных выразительных средств речи, движений. Учить понимать побуждения персонажей.

Дидактическая игра «Кем быть?»

Цель: Углублять представления детей о разных видах труда, учить узнавать представите -лей разных профессий по описанию их трудовых действий, по используемым ими инструментах. Активизировать словарный запас.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей применять свои знания о временах года, характерных для них явлениях. Учить самостоятельно составлять задания для игры. Активизировать словарный запас.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: Закреплять умение детей в классификации предметов по разным основаниям. Самостоятельно выбирать основание классификации, ориентироваться на время.

Придумывание сказки «Приключения зверят»

Цель: Учить придумывать и развивать сюжет на основе знаний об особенностях сказок как жанра. Учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, выполнять фонетические упражнения на изменение интонаций.

Дидактическая игра  «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы, из ряда синонимов выбирать наиболее подходя -щее по значению слово;  Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Цель: Организовать применение детьми умения соотносить действия людей с их профессии- ей, понимать игровую задачу. Активизировать словарь, развивать связную речь.

Март

Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы»

Цель: Учить детей применять умения классифицировать животных по различным основаниям. Активизировать в речи и уточнить названия зверей, птиц, рыб, учить правильно, использовать данные слова в различных речевых конструкциях.

Игра-инсценировка по сказке «Лиса и журавль».

Цель: Учить детей передавать характеры героев в движении, жестах, интонациях, следить за развитием сюжета сказки. Развивать артистические способности, связную речь, эмоциональную сферу.

Дидактическая игра «Прятки»

Цель: Учить детей правильно использовать в речи предлоги и наречия, характеризующие пространственное расположение предметов, включать их в различные речевые конструкции. Формировать грамматический строй речи.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Цель: Активизировать в речи глаголы, учить образовывать сравнительную степень прилага- тельных. Формировать умение понимать смысл пословиц, учить менять силу голоса и темп речи.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей применять свои знания о временах года для решения игровой задачи, давать развёрнутый ответ, использовать конструкции предложения, аргументировать свой ответ. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращаться к товарищам, растениям, животным и предметам с шуточными ласковыми приветствиями.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Цель: Учить детей образовывать глаголы настоящего времени, правильно включать их в различные речевые конструкции, выявлять в речи и корректно исправлять ошибки товарищей в использовании глаголов. Побуждать отвечать, используя в речи распространённые предложения.

Апрель

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель: Учить детей согласовывать существительные с числительными, ориентироваться на окончание слов. Формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас.

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета, использовать в речи качественные прилагательные, правильно включать их в различные речевые конструкции. Развивать лексическую сторону и грамматический строй речи, вербальное воображение.

Игра-инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»

Цель: Учить осмысленно и эмоционально воспринимать знакомый текст, передавать действия персонажей в соответствии с их характерами. Развивать эмоциональную сферу, творческие способности. Предложить детям подготовить представление для младших дошкольников.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: Учить детей подбирать слова – антонимы, выбирать из предложенных слов наиболее точные характеристики предметов, действий и ситуаций. Обогащать словарный запас, развивать воображение.

Дидактическое упражнение «Слова - родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Дидактическая игра "Рассели по домикам"

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. 

Дидактическая игра «Космическое путешествие»

Цель:  закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь.

Май

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель: Закреплять знания детей о полевых цветах: названии, внешнем виде, времени цветения. Учить давать описание по плану с опорой на рисунок и по представлению. Активизировать и обогащать словарный запас по данной теме.

Игра-инсценировка по сказке «Петух и краски».

Цель: Способствовать повышению выразительности речи, мимики, движений. Поощрять стремление попробовать себя в разных ролях. Развивать артистические способности, связную речь, эмоциональную сферу.

Дидактическая игра «Где?»: сюжет Бабочка и цветок.

Цель: Учить детей, ориентируясь на действия педагога с игрушкой, правильно называть предлоги в сочетании с существительными. Совершенствовать грамматический строй речи, отрабатывать употребление в речи простых и сложных предлогов.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель: Формировать умение строить предложения по образцу, передавая в нём определенную информацию; Отвечать на вопросы, передавая их содержание при помощи символьных рисунков.

Дидактическая игра «Кто это? Что это?»

Цель: Учить детей понимать суть игровой задачи, разгадывать загадки различного типа. Развивать логическое мышление, формировать умение анализировать, сопоставлять.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Дидактическая игра «Буриме»

Цель: Учить детей подбирать рифмы, придумать продолжение строфы, предлагать свои варианты развития событий.  Формировать умение подбирать средства выразительности в соответствии с содержанием стихотворения, развивать чувство юмора.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: Учить детей подбирать слова – антонимы, выбирать из предложенных слов наиболее точные характеристики предметов, действий и ситуаций. Обогащать словарный запас, развивать воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в младшей группе по сказке «Репка»

Цель: развитие связной, выразительной диалогической речи с помощью театрализованной деятельности.Задачи:1. Образовательные- совершенствовать связную речь детей;- закреплять умение интонационно пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему «Репка»

Программное содержание:Цель: Учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:Формировать лексико-грамматический строй речи, правильное звукопроизношени...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...

Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: " Путешествие в мир театра"

Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие  мир театра"...