Речевые игры и упражнения, театрализованная деятельность
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а значит и эффективное средство развития и воспитания ребенка. В процессе речевых игры и упражнений, занятий театрализованной деятельностью незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_i_uprazhneniya.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры и упражнения, театрализованная деятельность
Понедельник | Вторник | |
Сентябрь | Дидактическая игра «Скажи по-другому» Цель: Учить детей подбирать синонимы, самостоятельно придумывать задания для игры; Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Цель: Совершенствовать умение фиксировать свои впечатления в речи, составлять загадки об исследуемом предмете |
Дидактическая игра «Будь внимательным» Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов. | Игра «Театральная репетиция» Цель: Чтение по ролям рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; Развивать умение связывать в единое целое части рассказ, передавать текст точно и выразительно. | |
Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» Цель: Учит детей использовать их знание о назначении предмета обихода, инструмента, орудий труда. Формировать умение осуществлять простые логические операции, проявлять активность и самостоятельность мышления. | Игра – драматизация « Каша из топора» Цель: Учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу. Побуждать к активному общению через игру. | |
Дидактическая игра «Образуй слова» Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. | Театрализованный этюд «Весёлые медвежата» Цель: Развивать умение пересказывать текст точно, выразитель -но, с изменением темпа. Умение подбирать выразительные средства, для передачи образов. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Придумай рассказ» Цель: Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. | Теневой театр «петушек и бобовое зернышко» Цель: Учить четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями; учить использовать жесты как средство выразительности; развивать творческую инициативу, фантазию |
Дидактическая игра «Волшебный паровозик» Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища. | Театрализованная игра «веселый старичок - лесовичок» Цель: Учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу. Побуждать к активному общению через игру. | |
Дидактическая игра «Назови одним словом» Цель: Учить детей подбирать обобщающие понятия для групп предметов, используя конструкции предложений конкретизировать и комментировать ошибки товарищей. | Дидактическая игра «Отгадай» Цель: Формировать у детей умение зрительно обследовать предмет или изображение и давать словесное описание предметов. Развивать речь, вербальное воображение. | |
Дидактическая игра «Составь предложение» Цель: Формировать умение строить предложения по образцу, передавая в нём определённую информацию; Отвечать на вопросы, передавая их содержание при помощи символьных рисунков. | Дидактическая игра «Скажи, какое» Цель: Учить называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. | |
Дидактическая игра «Один — много» Цель: Упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. | ||
Ноябрь | Игра – импровизация, Мини – сценка «листопад» Цель: Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи | |
Дидактическая игра «Кто живёт в доме?» Цель: Создавать условия для применения умений выделять в словах слоги, определять их количество, дифференцировать на слух и правильно произносить звуки. | Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: Учить детей применять свои знания о временах года в игре, отвечать на вопросы, требующие анализа информации, сопоставления данных. Учить самостоятельно составлять задания для игры. Развивать связную речь, логическое мышление. | |
Дидактическая игра «Наоборот» Цель: Учить детей подбирать антонимы к заданным словам, придумывать словосочетания-небылицы, выбирать из предложенных варианты, в наибольшей мере соответствующие сути задания. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. | Весёлая пантомима Игра «разговор по телефону» Цель: Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; | |
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. | Дидактическая игра «Какое это блюдо?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. | |
Дидактическая игра «Какая лиса?» Цель: Совершенствовать умение анализировать текст загадки, выявлять характерные для загаданного объекта свойства, действия. Умение подбирать определения, сравнения. | Дидактическая игра «Будь внимательным» Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов. | |
Декабрь | Дидактическая игра «Образуй слова» Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. | Дидактическая игра «У кого кто?» Цель: Учить употреблять названия животных и их детёнышей в родительном падеже единственного и множественного числа. Закреплять правильное произношение звуков в словах и фразовой речи. |
Дидактическая игра «Раздели на группы»: сюжет «Охотник» Цель: Упражнять детей в классификации животных по разным основаниям. Активизировать в речи названия животных, групп, на которые их можно разделить, уточнить соответствующие понятия. | Разыгрывание по ролям стихотворения В.Берестова «воробушки» Цель: Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми; формировать умение эмоционально и выразительность речи; развивать монологическую речь | |
Дидактическая игра "Рассели по домикам" Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. | Дидактическая игра «Кто кем был» Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных. | |
Дидактическая игра «Где?» Цель: Активизировать словарь по темам «Дом», «Мебель», обращать внимание на правильность использования предлогов, обозначающих взаиморасположение предметов. Развивать грамматический строй речи, вербальное воображение. | Разыгривание по ролям стихотворения И.Жукова «киска» Цель: Развивать интонационную выразительность речи; воспитывать партнерские отношения, уважительные; развивать воображение, пантомимические навыки; побуждать к импровизации | |
Январь | Дидактическая игра «Вершки и корешки» Цель: Учить детей применять в игре знания о том, как называются съедобные части различных овощей, упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать связную речь, зрительное восприятие | Игры-инсценировки по сказкам: «Гуси-лебеди», «Муха-цокотуха» Цель: Поощрять экспериментирование в поиске средств выраже -ния характера, настроения, эмоций; Учить подбирать костюм, способствовать повышению выразительности движений. |
Дидактическая игра «Узнай предмет по звуку» Цель: Развивать слуховое восприятие, учить соотносить звук с предметом или его частью. Предложить придумать свои задания для игры. Активизировать в речи названия предметов, учить называть издаваемые звуки. | Образное упражнение «Какой предмет» Цель: Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении, дифференцировать на слух и произносить звук [р], чётко и ясно произносить слова с данным звуком, выделяя их голосом, подбирать слова с этим звуком | |
Дидактическая игра «Загадалки». Цель: Учить детей создавать загадки на основе описания свойств, характерных действий или ключевых признаков предмета, использовать образные выражения, сравнения. Упражнять в составлении загадок о предметах и явлениях. Развивать вербальное воображение, логическое мышление. | Дидактическая игра «Длинные и короткие слова» Цель: Учить детей составлять слова; Создавать условия для применения умений выделять в словах слоги, определять их количество, дифференцировать на слух и правильно произносить звуки. | |
Февраль | Дидактическая игра «Подбери по смыслу» Цель: Совершенствовать связную речь детей, учить составлять рассказы с использованием антонимов, выделять существенные признаки предметов, подбирать синонимы к прилагательным. | Чтение и инсценировка р.н.с. «Зимовье зверей» Цель: Предложить детям рассказать сказку по ролям, обсудить, какими качествами, характером обладают различные персонажи, как эти особенности можно передавать при помощи разных выразительных средств речи, движений. Учить понимать побуждения персонажей. |
Дидактическая игра «Кем быть?» Цель: Углублять представления детей о разных видах труда, учить узнавать представите -лей разных профессий по описанию их трудовых действий, по используемым ими инструментах. Активизировать словарный запас. | Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: Учить детей применять свои знания о временах года, характерных для них явлениях. Учить самостоятельно составлять задания для игры. Активизировать словарный запас. | |
Дидактическая игра «Раздели на группы» Цель: Закреплять умение детей в классификации предметов по разным основаниям. Самостоятельно выбирать основание классификации, ориентироваться на время. | Придумывание сказки «Приключения зверят» Цель: Учить придумывать и развивать сюжет на основе знаний об особенностях сказок как жанра. Учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, выполнять фонетические упражнения на изменение интонаций. | |
Дидактическая игра «Скажи по-другому» Цель: Учить детей подбирать синонимы, из ряда синонимов выбирать наиболее подходя -щее по значению слово; Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение. | Дидактическая игра «Кто больше?» Цель: Организовать применение детьми умения соотносить действия людей с их профессии- ей, понимать игровую задачу. Активизировать словарь, развивать связную речь. | |
Март | Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы» Цель: Учить детей применять умения классифицировать животных по различным основаниям. Активизировать в речи и уточнить названия зверей, птиц, рыб, учить правильно, использовать данные слова в различных речевых конструкциях. | Игра-инсценировка по сказке «Лиса и журавль». Цель: Учить детей передавать характеры героев в движении, жестах, интонациях, следить за развитием сюжета сказки. Развивать артистические способности, связную речь, эмоциональную сферу. |
Дидактическая игра «Прятки» Цель: Учить детей правильно использовать в речи предлоги и наречия, характеризующие пространственное расположение предметов, включать их в различные речевые конструкции. Формировать грамматический строй речи. | Дидактическая игра «Скажи правильно» Цель: Активизировать в речи глаголы, учить образовывать сравнительную степень прилага- тельных. Формировать умение понимать смысл пословиц, учить менять силу голоса и темп речи. | |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: Учить детей применять свои знания о временах года для решения игровой задачи, давать развёрнутый ответ, использовать конструкции предложения, аргументировать свой ответ. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать. | Дидактическая игра «Чей хвост?» Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. | |
Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращаться к товарищам, растениям, животным и предметам с шуточными ласковыми приветствиями. | Дидактическая игра «Скажи правильно» Цель: Учить детей образовывать глаголы настоящего времени, правильно включать их в различные речевые конструкции, выявлять в речи и корректно исправлять ошибки товарищей в использовании глаголов. Побуждать отвечать, используя в речи распространённые предложения. | |
Апрель | Дидактическая игра «Составь предложение» Цель: Учить детей согласовывать существительные с числительными, ориентироваться на окончание слов. Формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас. | Дидактическая игра «Волшебный паровозик» Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища. |
Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета, использовать в речи качественные прилагательные, правильно включать их в различные речевые конструкции. Развивать лексическую сторону и грамматический строй речи, вербальное воображение. | Игра-инсценировка по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Учить осмысленно и эмоционально воспринимать знакомый текст, передавать действия персонажей в соответствии с их характерами. Развивать эмоциональную сферу, творческие способности. Предложить детям подготовить представление для младших дошкольников. | |
Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: Учить детей подбирать слова – антонимы, выбирать из предложенных слов наиболее точные характеристики предметов, действий и ситуаций. Обогащать словарный запас, развивать воображение. | Дидактическое упражнение «Слова - родственники» Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. | |
Дидактическая игра "Рассели по домикам" Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. | Дидактическая игра «Космическое путешествие» Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь. | |
Май | Дидактическая игра «Собери букет» Цель: Закреплять знания детей о полевых цветах: названии, внешнем виде, времени цветения. Учить давать описание по плану с опорой на рисунок и по представлению. Активизировать и обогащать словарный запас по данной теме. | Игра-инсценировка по сказке «Петух и краски». Цель: Способствовать повышению выразительности речи, мимики, движений. Поощрять стремление попробовать себя в разных ролях. Развивать артистические способности, связную речь, эмоциональную сферу. |
Дидактическая игра «Где?»: сюжет Бабочка и цветок. Цель: Учить детей, ориентируясь на действия педагога с игрушкой, правильно называть предлоги в сочетании с существительными. Совершенствовать грамматический строй речи, отрабатывать употребление в речи простых и сложных предлогов. | Дидактическая игра «Составь предложение» Цель: Формировать умение строить предложения по образцу, передавая в нём определенную информацию; Отвечать на вопросы, передавая их содержание при помощи символьных рисунков. | |
Дидактическая игра «Кто это? Что это?» Цель: Учить детей понимать суть игровой задачи, разгадывать загадки различного типа. Развивать логическое мышление, формировать умение анализировать, сопоставлять. | Дидактическая игра «Образуй слова» Цель: Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. | |
Дидактическая игра «Буриме» Цель: Учить детей подбирать рифмы, придумать продолжение строфы, предлагать свои варианты развития событий. Формировать умение подбирать средства выразительности в соответствии с содержанием стихотворения, развивать чувство юмора. | Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: Учить детей подбирать слова – антонимы, выбирать из предложенных слов наиболее точные характеристики предметов, действий и ситуаций. Обогащать словарный запас, развивать воображение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста
Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в младшей группе по сказке «Репка»
Цель: развитие связной, выразительной диалогической речи с помощью театрализованной деятельности.Задачи:1. Образовательные- совершенствовать связную речь детей;- закреплять умение интонационно пр...
Конспект игры-квест по театрализованной деятельности в средней группе «Солнышко» На тему: «Социально-коммуникативное развитие. Театрализованная деятельность» «Путешествие в страну сказок» Инсценировка сказки «Колобок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАдетский сад №42 «Русь»г. Ставрополь...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему «Репка»
Программное содержание:Цель: Учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:Формировать лексико-грамматический строй речи, правильное звукопроизношени...
Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"
В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер. У детей с ТНР и нормой речевого разви...
Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: " Путешествие в мир театра"
Методическая разработка игры-квест по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие мир театра"...