занятие "Вернем Федоре посуду"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

конспект занятия с применеим методов технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernem_fedore_posudu_zanyatie.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие образовательная область «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Вернем Федоре посуду»

Цель: развитие творческого воображения детей с применением  методов технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Задачи: 

  • Учить  сочетать  признаки разных предметов, классифицировать посуду: чайная, столовая, кухонная, образовывать уменьшительно – ласкательные слова, находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых  предметов и действий.
  • Развивать  изобретательские умения с помощью Метода Фокальных Объектов, системного оператора,ВПР-вещественно-полевые ресурсы.
  • Воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: предметные картинки посуды, фрагментов сказки «Федорино горе» К. Чуковского, видео пальчиковой гимнастики, мольберт, три маркера, шаблоны посуды для рисования.

                                             Ход занятия

Воспитатель берет  письмо и позывает детям

- Ребята, я получили письмо. Детский сад «Аленушка» ребятам старшей группы.

-Посмотрите, от кого оно может быть, расскажите, как вы догадались .  (раздать детям картинки).

- От Федоры!

Воспитатель берет картинку, где Федора плачет

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю пойди поищи!

И чашки ушли и стаканы, остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре! Горе!

Воспитатель берет картинку, где Федора идет за посудой

  «Гляди, Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

Идёт-ковыляет Федора.

-Ребята, можно ли найти   в  природе  предметы,  которые  временно  заменили  бы  Федоре исчезнувшую посуду?

(Вместо   вилки   можно   использовать   палочку,  вместо тарелки – лопух, вместо стакана - колокольчик.) (Использован элемент ВПР, вещественно-полевые ресурсы – позволяют находить неплохие, а главное - легко внедряемые решения технических задач).   

- Поиграем  в игру: «Хорошо - плохо».

 То, что вы нашли Федоре, чем можно заменить посуду –это хорошо, а что быть может плохого, если использовать вместо вилки обычную палочку,   ,  вместо тарелки – лопух, вместо стакана – колокольчик? – ответы детей.                                                                  

А теперь нам действительно ей как-то помочь! Может купить ей посуду в магазине и хватит, пусть будет новая, а старая остается в лесу. –выслушать  высказывания детей

 -Если вернуть посуду?

-Но посуда не хочет идти назад.

 (подвести детей к тому, что надо вернуть посуду обратно к Федоре)

Т.е. мы поможем сегодня вернуть Федоре ее посуду и научим ухаживать за ней.

- А что если сделать машину времени, вернуться  на  ней  в  прошлое  и  научить Федору мыть посуду. (Прием «Машина времени»)

Дети встают возле мольберта, трое детей берут фломастеры.

Лететь на машине времени хорошо. Почему?

(Быстро  летает,  можно  путешествовать во времени и т. д.)

Плохо?

(Можно затеряться во времени и никогда  не  вернуться  домой,  машина сломается, и останешься в другом времени,  столкнешься в  космосе  с  метеоритом и т. д.)

Трое детей рисуют схематично рисунки

              Придумывание машины времени с помощью МФО.

Давайте попробуем придумать такую машину.  Назовите  мне  три любых слова. (Дети: дом, мяч, человек)

-Какой бывает дом? (Теплый, уютный, просторный, много комнат, все удобства: телевизор, компьютер, мебель)

- Какой мяч? (Резиновый, прыгучий, круглый)

-А человек? ( Умный, думающий)

Рассказ, придуманный детьми.

-Машина должна быть удобна, как дом. Чтобы мебель была, телевизор, батареи, которые бы обогревали ее изнутри. Внутри было много комнат.

А резиновая машина, это какая?

-Машина снаружи покрыта резиной, чтобы при столкновении все предметы от нее отскакивали.

-А умная, думающая?

-Внутри находится умный компьютер, управляет всей машиной и следит, чтобы она не сломалась.

Вот мы и придумали машину, давайте закроем глаза и переместимся в прошлое. 

-Бабушка Федора в прошлом какая? (Молодая и красивая, почти девочка)

-Как вы думаете, почему Федора не умела ухаживать за посудой? (Ее, наверно мама не научила или Федора была очень ленивой).

-Повторим правила поведения в гостях. Поздороваться, сказать зачем прилетели.

 -Отправляется в полет! (Звучит музыка)

Воспитатель надевает фартук и платок.

Появляется дом, сидит Федора.

Федора: -Кто такие и зачем явились?

Мы ребята из детского сада Алёнушка. Получили ваше письмо и прилетели вам помочь.

-Ребята, а как  мыть посуду? (Мыть нужно горячей водой с моющим и чистящим средством, осторожно обращаться с ней)

-Вы мне поможете вернуть посуду? – я очень этому рада. Меня мама учила, учила, а я так и забыла. Давайте вместе посмотри и вспомним!(видео)

Федора: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

- Раз  вы ко мне явились, тогда поиграем вместе, Расскаживайтесь удобнее.

  1. «Исправь неточности»

-Бабушка Федора сахар насыпала в кастрюлю. (В сахарницу)

- Чай заварила в тарелке. (В чайнике)

- Масло положила в ведро. (В масленку)

-Нажарила котлет в чашке (в сковороде)

-Сварила компот  в солонке (в кастрюле)

2. «Скажи ласково»

-Как теперь Федора ласково называет посуду?

Тарелка- тарелочка

Блюдце- блюдечко

Кастрюля – кастрюлька

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Сковорода - сковородочка

3.«Из чего может быть сделана посуда»

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.

Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.

Кастрюля из алюминия -

Ложка  из олова –

Миска из глины –

Вилка из пластмассы –

Солонка из дерева –

На мольберте или на полу?

Как вы думаете, вернется ли посуда домой? (Да)

-Помогите мне тогда  расставить посуду на полки.

4. «Расставь посуду»

Какая посуда нам понадобится, что бы пить чай? (Чайная).

– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.

-На верхнюю поставьте мне  кухонную посуду, на среднюю – столовую, на нижнюю- чайную.

Федора

- Знаю, что у вас есть любимая игра «Да-нетка». Как в нее играть – объясните мне, пожалуйста. Один ребенок объясняет правила игры, играем в игру.

- Может и стихотворение расскажете?

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

Федора:

Буду всем я помогать

Чисто мыть посуду

И поставить все на место

Я не позабуду.

-А что бы у меня было много посуды, гостей буду звать, помогите мне её раскрасить. Как раскрасите – так и вышлите мне письмом.

- Спасибо вам большое, а вам пора возвращаться обратно. – звучит музыка

Воспитатель

Вот мы и дома! Сейчас, кто хочет рассказать по карточкам – где мы бывали и что там видали?/метод «Системный оператор)игра  «Что сначала – что потом/

-Вам понравилась встреча с Федорой?

-Давайте подарим ей новую посуду, сами придумаем для нее узоры и отошлем ей в письме  (практическая часть уже в группе)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно тематическое планирование по теме "А гостях у бабушки Федоры (посуда)

подробное комлексно - тематическое планирование с учетом всех режимных моментов, с амостоятельной деятельности детей 1 младшей группы по теме "В гостях у бабушки Федоры (посуда). Будет полезна для пед...

Поможем Федоре (посуда)

Расширение и обогащение словарного запаса детей по теме «Посуда» ; классификация предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, столовая, чайная)....

поможем Федоре (посуда) - презентация

Расширение и обогащение словарного запаса детей по теме «Посуда»;  классификация предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, столовая, чайная,); развивать внимание, память, зр...

Конспект ОД в старшей группе на тему: «Помогаем Федоре» (посуда).

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.Цель: Расширение представлений детей о посуде, материале, из которого она сделана.Задачи:1.  Формировать первичное представление о посуде....

Почему Федора посуду догоняла?

Конспект интегрированного занятия в средней группе...

В гостях у бабушке Федоры "Посуда"

Продолжать формировать умение образовывать число 5, считать в пределах 5; Лепить, используя уже знакомые приемы лепки;Закрепить прием уравнивать предметы, путем составления пар.Развивать воображение, ...

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе на тему «В гостях у Федоры (посуда)»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Задачи:1. Познавательное развитие:уточнить ...