Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» |
Основная образовательная область | Коммуникация |
Интеграция образ.областей | Коммуникация, социализация, познание, физическая культура |
Форма проведения | Фронтально. Образовательные ситуации с элементами игры. |
Цель | Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности |
Воспитательные | Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом |
Развивающие | Расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_pereskaz_rasskaza_l.n.tolstogo_kotenok.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
на тему пересказ рассказа
Л.Толстого «Котенок»
в старшей группе
Воспитатель I кв.категории
Мухарямова Гульзина Айратовна
Тема | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» |
Основная образовательная область | Коммуникация |
Интеграция образ.областей | Коммуникация, социализация, познание, физическая культура |
Форма проведения | Фронтально. Образовательные ситуации с элементами игры. |
Цель | Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности |
Воспитательные | Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом |
Развивающие | Расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. |
Образовательные | Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст. |
Планируемый результат | Ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного. |
Методы и приемы | Методы: игровые, словесные, наглядные Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение |
Наглядные средства обучения | Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей |
Организация детей | 1-3. Свободная на ковре 4-6. За столами 7.В кругу 8.За столами |
Индивидуальная работа | Исправлять ошибки в речи детей, работать над звуковкой. |
Словарная работа | Обогащение: амбар, щавель Активизация: охотник, котенок, … |
Структура | 1.Вводный организационный момент Игра «Назови детеныша», «Кто как голос подает?» -2 мин. 2. Объявление темы -1 мин. 3. Словарная работа -2 мин. 4. Чтение рассказа - 2 мин. 5. Вопросы детям – 3 мин. 6. Создание проблемы – 1 мин. 7. Физкультминутка «Котик» -1 мин. 8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. -2 мин. 9. Составление плана пересказа – 1 мин. 10. Пересказ рассказа детьми - 9 мин. 11. Итог. Высказывания детей. Самооценка – 1. |
Ход образовательной деятельности:
- Вводный организационный момент.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови детеныша». (дети называют и показывают на картинках животных)
У овцы – ягненок
У лошади – жеребенок
У коровы – теленок
У козы – козленок
У кролика – крольчонок
У свиньи – поросенок
У собаки – щенок
У кошки – котенок.
Игра «Кто как голос подаёт?».
Гусь – гогочет
Кошка - мяукает
Собака – лает
Корова - мычит
Утка – крякает
Ворона - каркает
Лошадь – ржёт
Свинья - хрюкает
Овца – блеет
Мышь - пищит
Основная часть.
2.Объявление темы.
- Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.
3. Предварительно воспитатель объясняет детям значения слов амбар, щавель.
Амбар -строение в селе для хранения зерна и других видов продуктов .
Щавель – луговое или садовое растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. (Показ изображения)
4. Чтение рассказа Л.Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.
«Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.»
5. Закончив чтение рассказу, воспитатель интересуется, понравился ли он детям, кому какой эпизод особенно запомнился, задает вопросы детям:
(вопросы задаются на выбор, в зависимости от ответов детей)
- О ком этот рассказ?
- Что случилось весной?
- Что услышали дети, когда играли возле амбара?
- Что сделал Вася?
- Что он там увидел?
- Куда побежала Катя? Что она принесла?
- Что сделали дети, когда котята подросли?
- Как обращались дети с котенком?
- Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
- Почему они оставили котенка одного?
- Кого увидели дети?
- Какая опасность грозила котенку?
- Как поступила Катя? А Вася?
- Чем заканчивается рассказ?
6. Создание проблемы. Воспитатель:
-Это интересный рассказ. Но в другом детском саду, где я бываю, нет такой книги, и дети этот рассказ не знают. Давайте напишем им письмо. Вы будете рассказывать мне, а я записывать. Дети получат письмо и увидят, как вы научились рассказывать. Согласны?
Для этого еще раз прочитаем рассказ, вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить. А перед этим поиграем – сделаем упражнение «Котик».
7. физкультминутка «Котик»
Вот какой коташка
Круглая мордашка
А на каждой лапке
Коготки-царапки
Все ему игрушки-
Кубик и катушка.
Котик, словно мячик,
По квартире скачет.
8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
9. Составление плана вместе с детьми.
- О чем сначала расскажем? /о том как потерялась и нашлась кошка у детей/
- А потом? /про котенка и как дети обращались с ним/
- О чем после этого можно рассказать?/дети пошли гулять вместе с котенком и забыли про него/
- Что потом случилось?/на котенка напали охотничьи собаки/
- Как заканчивается рассказ? /Вася спас котенка/
10. Пересказ рассказа детьми. Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ по частям. Затем один ребенок еще раз рассказывает целый рассказ.
11. Итог занятия.
- Молодцы, ребята. Вот наше письмо и готово. Мы его отправим и дети из другого сада узнают эту историю про котенка.
- Ребята, вам понравилась заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
Похлопаем себе за внимание и старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...
Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»
подготовительная к школе группа, ПознаниеЦель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимую...
Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе
занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным....
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
Конспект занятия "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок"
Конспект занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы) "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок" для детей старшей группы...
Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».
Коррекционно-образователъные:-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;-учить пересказывать художественный текст. Коррекционно-развивающие:-расширять знания...