Конспект занятия "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы) "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию
(чтение художественной литературы)
«Чтение рассказа Л. Толстого «Котёнок»
для детей старшей группы
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого.
• Расширять представления о жизни и повадках домашних животных.
• Воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к животным, желание прийти им на помощь.
• Развивать умение находить главную мысль в тексте, оценивать поведение главных героев, воспитывать чувство сопереживания к ним.
• Прививать интерес к слушанию литературных произведений.
Предварительная работа:
• Беседа о домашних питомцах.
• Рисование и лепка домашних животных — по выбору детей.
• Чтение стихотворений, рассказов и сказок о домашних животных.
• Дидактические игры «Чье, чье? Мое», «Кто, где живет?», «Как зовут детенышей?», «Кто как кричит?»
Материалы:
• портрет писателя (в книжном уголке, подборка книг с рассказами Л. Толстого, иллюстрации к рассказу «Котенок».
Содержание ООД.
1. Подготовка к восприятию
Дети стоят в кругу.
Педагог предлагает им улыбнуться друг другу и подарить хорошее настроение.
-Дети, скажите, у кого из вас есть домашние животные?
Дети дружно высказываются, у большинства из них есть дома кошка или собака.
-Назовите своих домашних питомцев. Как их зовут? (Назовите их клички.) Расскажите, как вы о них заботитесь.
Педагог перед каждым рассказом ребенка напоминает план рассказа, в процессе детского рассказывания помогает ребенку правильно сформулировать и изложить свои мысли, в конце рассказа обязательно говорит о том, что ему в этом рассказе понравилось.
Дети по очереди рассказывают о своих домашних питомцах.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть.
Пальчиковая игра «Пять котят» (JI. М. Овсяник) (Ладонь правой руки у детей раскрыта. Они дружно читают текст и выполняют движения в соответствии со словами.)
Вот пятеро котят. (Дети показывают друг другу раскрытую ладошку ведущей руки, пальцы «веером». Загибают большой палец.)
Один ушел — и нет его.
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Вот четверо котят.
Один ночной порою (Загибают мизинец и показывают друг другу руку с тремя пальчиками.)
На дерево залез.
Котят осталось трое.
Но где-то запищал (Загибают безымянный палец.)
Мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал —
Осталось два котенка.
Один из них с мячом (Загибают средний палец.)
Исчез в дверях бесследно,
А самый умный — тот, (Прикладывают указательный палец ко лбу.)
Оставшийся, последний,
Он к миске подошел
И, как и должно киске,
Лакать за пятерых
Стал молоко из миски. (Складывают ладонь ковшиком и показывают, как котенок лакает молоко.)
2. Работа по теме занятия.
По окончании игры педагог предлагает детям сесть полукругом на ковер.
-Дети, вы слышали много разных произведений. Скажите, а вы знаете, чем отличается рассказ от сказки? (В сказках все придумано, есть волшебники, злые и добрые Герои, происходят чудеса, а в рассказах говорится о том, что было на самом деле.)
-Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого. Это рассказ для детей, и называется он «Котенок». Он о детях и о том, что произошло с их котенком.
Педагог предлагает детям удобнее расположиться на ковре и читает рассказ.
«Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.А Катя стояла и все спрашивала:
-Нашел? Нашел?
Но Вася не отвечал ей.Наконец Вася закричал ей:
-Нашел! Наша кошка. и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять.
Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали,что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле».
-Что случилось с кошкой? (Ответы детей.)
-Котят у кошки было много? (Ответы детей.)
-Что сделала мама с котятами? (Ответы детей.)
-Опишите, какого котенка оставила мать детям. (Ответы детей.)
-Как дети заботились о котенке? (Ответы детей.)
-Куда пошли дети? (Ответы детей.)
-Почему котенок оказался один на дороге? (Ответы детей.)
-Что произошло с котенком, когда он остался один? (Ответы детей.)
-Я хочу вам напомнить словами из текста, как вел себя котенок перед опасностью. (Читаю отрывок.) «А котенок,. вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак».
-Как вы думаете, почему котенок не испугался и не побежал прочь, как Катя?
(Он был еще маленьким и глупым.)
-Правильно, котенок не понимал, что ему грозит серьезная опасность. А вот дети хорошо это поняли, но поступили по-разному. Чей поступок вам понравился и почему? (Вася поступил правильно, он защитил котенка от собак.)
-Мальчик спас котенка — он смелый. А еще какой? (Вася добрый, смелый, мужественный.)
-А можно про мальчика сказать, что он находчивый и отчаянный? Почему? (Да, он закрыл собой котенка, не побоялся, что его собаки покусают.)
-Чему учит нас этот рассказ Льва Толстого? (Надо беречь своих животных, заботиться о них и не оставлять их одних. Рассказ учит нас быть заботливыми, беречь своих друзей-животных.)
3. Заключительная часть.
-Я напомню вам, какими словами заканчивается рассказ: «Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Что должны вы помнить, если у вас дома живет маленький котенок или щенок? (Не брать их с собой туда, где им может угрожать опасность.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Рассказ по сюжетным картинкам .Ст. возраст
Занятие по развитию связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.На основе последовательно выложенных серий картинок дети учаться составлять рассказ.Цель: развитие связной речи.Образовательные ...
Конспект НОД Рассказ по картине"Лиса и лисята"
Кон спект НОД по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине"Лиса и лисята" .Упражнять в составлении не большого рассказа.формировать речь Уметь придумать начало и конец расск...
Конспект "Составление рассказа «Весна идёт»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники. На занятии дети учатся составлять рассказ о временах года...
конспект занятия "Рассказ о лягушке"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Рассказ о зиме"
Рассказ о зиме...
Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине
Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине...
Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"
Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"...