Методические разработки по речевому развитию
методическая разработка по развитию речи на тему
Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_yani.docx | 53.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребенка – детский сад №73»
Методические разработки
по речевому развитию
Подготовила: воспитатель группы
компенсирующей
направленности с ТНР
Н.И.Якушкина
Саранск
2016
«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.
Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»
Ф.А.Сохин.
Введение
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи, не достаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
- плохая дикция.
Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.
С этой целью я в течение многих лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.
Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.
Педагогический проект
по речевому развитию
«РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»
Цель
Составление описательных рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.
Задачи
- Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания.
- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов с опорой на схему.
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Учить точно, лаконично, образно описывать животных.
- Учить составлять рассказ о животных, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
- Учить подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет
- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап - основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый
Сбор и обработка практических, методических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
Результаты
При условии реализации данного проекта можно предположить следующий результат:
1. Создание в группе необходимых условий для помощи детям:
создание Уголка книги;
подборка книг о животных;
изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных;
оформление выставок рисунков детей к рассказам и сказкам о животных.
2. Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи.
Оценка
эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;
заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми;
заинтересованности и участии родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах;
активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы
Мнемотаблицы;
Книги;
Картины и иллюстрации к произведениям;
Картотека стихов, загадок, пословиц;
Настольно - печатные игры;
Атрибуты для театрализации сказок о животных.
Планирование и организация деятельности
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственные |
1 этап - подготовительный | |||
1. | Анкетирование родителей | Выявить читают ли родители книги о животных. | Воспитатели |
2. | Составление картотек загадок, поговорок | Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. | Воспитатели |
3. | Подбор народных пословиц. | Обогащать и усовершенствовать речь ребёнка. | Воспитатели |
4. | Подбор стихов | Стимулировать речевое развитие ребёнка. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. | Воспитатели |
5. | Подбор рассказов, сказок о животных. | Развивать интерес у детей к миру животных. | Воспитатели |
6. | Акция «Подари книгу детскому саду» | Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. | Родители, воспитатели |
7. | Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала | Создать условия по реализации проекта. | Воспитатели |
8. | Изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных | Придумывание атрибутов к сказкам. Развивать творческую активность детей. | Воспитатели, родители, дети |
2 этап – основной
9. | Рассматривание иллюстраций, книг | Развивать интерес к животным. | Воспитатели |
10. | Чтение сказок, рассказов о животных | Пробуждать и поддерживать интерес книгам о животных, к художественному слову. | Воспитатели |
11. | Драматизация сказок | Воспитывать выразительность речи, обыгрывать несложный сюжет из знакомой сказки. | Воспитатели |
12. | Рисование героев из сказок, рассказов | Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к героям сказок. | Воспитатели |
13. | Пальчиковые игры | Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. | Воспитатели |
14. | Беседы по содержанию сказки или рассказа | Воспитывать умение отбирать в рассказе или сказке интересные факты и события, подбирая наиболее точные описания животных. | Воспитатели |
15. | Составление описательных рассказов, с опорой на мнемотаблицу | Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу. | Воспитатели |
3 этап - заключительный | |||
16. | Диагностика детей | Выявить компетенции детей (знания и умения) детей. | Воспитатели |
Педагогический проект
по познавательному развитию
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель
1.Формирование познавательного интереса у детей к окружающему миру.
2.Воспитание любви к родной природе.
Задачи
- познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- формировать связную речь;
- обогатить словарный запас и развивать грамматический строй речи;
- совершенствовать развитие психических процессов (память, внимание, мышление);
- научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
- воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта, создание условий необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение составленных и прогнозируемых результатов с полученными.
Результаты
- Тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Волшебница – зима», «Весна – Красна», «Ах! Лето».
- Изготовление альбома по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна».
- Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей».
Оценка
эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;
заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед.
заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.
активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы
Книги
Картины и иллюстрации по теме «Времена года»
Настольно – печатные игры
Видео – и аудиозаписи
Фотоаппарат
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности
Компьютер
Планирование и организация деятельности
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственные |
1 этап - подготовительный | |||
1. | Анкетирование родителей | Выявить, читают ли родители книги о природе. Что предпочитают слушать дети. | Воспитатели |
2. | Составление картотек загадок, стихов по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» | Обогащать и усовершенствовать речь детей. | Воспитатели |
3. | Подбор библиотеки | Развивать интерес к книгам о природе. | Родители, воспитатели |
4. | Оформление Уголка «Времена года. Животные наших лесов» | Формировать у детей познавательный интерес. Развиваем словарь детей по лексическим темам. | Воспитатели |
5. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций к произведениям для занятий | Создать условия для образного восприятия произведений художественной литературы. | Воспитатели, родители |
2 этап – основной
6. | Беседа о времени года | Учить детей самостоятельно находить характерные признаки времени года; уточнить представлении детей об изменениях, происходящих в жизни растений, животных, птиц. | Воспитатели | |||
7. | Рассматривание иллюстраций художников И. Шишкина, И.Левитана, И.Грабаря, К. Юона, К.Коровина | Развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусств. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту природы. | Воспитатели | |||
8. | Экскурсия по улицам города, в сквер | Научить детей видеть красоту и мощь природы в разное время года. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, Звуков окружающей их природы. | Воспитатели | |||
9. | Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет, пословиц. Заучивание стихов о времени года. | Развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок. | Воспитатели | |||
10. | Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинки» | Формировать у детей смекалку, сообразительность. Закрепить основные приметы времен года. | Воспитатели | |||
11. | Составление описательных рассказов | Учить детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы. | Воспитатели | |||
12. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» | Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, с опорой на схему. | Воспитатели | |||
13. | Посещение выставки в картинной галерее города Саранска | Познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края. | Воспитатели | |||
14. | Занятия по художественному творчеству | Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Развивать творчество, воображение, чувство композиции. | Воспитатели | |||
15. | Проведение музыкальных развлечений | Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе. Создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый. Формировать эстетический вкус у детей, приобщать их к миру прекрасного. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |||
3этап-заключительный | ||||||
16. | Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей» | Воспитатели | ||||
17. | Анализ результативности | Воспитатели | ||||
Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень» |
Образовательная область: коммуникативное развитие.
Тема: «Осень»
Цель:
Развивать связную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.
2.Активизировать словарь детей по данной теме.
3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.
4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.
Коррекционно - развивающие:
1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.
Воспитательные.
1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.
Методы и приемы педагогической деятельности:
1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).
2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).
3. Практические (д /и «Собери картинку»).
Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».
Предварительная работа:
1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».
2.Беседы по теме « Осень».
3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.
Дети стоят в кругу на коврике.
Воспитатель читает стихотворение
Листья с деревьев в лесу осыпаются,
Дождик уныло по крышам стучит,
Светлое небо с землею прощается,
Хмурая осень в окошко глядит.
(Вопросы к детям)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).
- Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
- Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).
- А в октябре? (Ответы детей).
- Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.
(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)
(Вопросы к детям)
Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).
- А какое небо осенью? (Ответы детей).
- А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).
- Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).
- А листья что делают? (Ответы детей).
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).
- Что делают животные? (Ответы детей).
- Что делают осенью птицы? (Ответы детей).
- Как называют этих птиц? (Ответы детей).
- Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).
- А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).
- Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.
Ф/м «Огород»
Мы картошку накопали.
С грядки огурцы сорвали,
Выдернули морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!
Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.
(Дети садятся)
А сейчас у нас игра.
Д/и« Что мы делали на огороде?»
Воспитатель: картошка – копаем
- помидор – срываем
- огурцы – срываем
- морковь – выдергиваем
- капуста – срезаем
- лук – выдергиваем
- баклажан - срываем
Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.
(Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)
Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.
(Дети собирают разрезные картинки)
Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.
(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)
Молодцы!
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить стихотворение А. Плещеева «Осень». Кто начнет?
(Дети читают стихотворение по желанию).
Воспитатель: Ребята, о какой осени автор рассказывает в этом стихотворении?
(Ответы детей).
Воспитатель: А за окном тоже осень. Но жаль, осень уже уходит. Вот так мы её проводили, вспомнив о ней, все, что знали.
На этом наше занятие подошло к концу.
(Дети выходят на ковер).
Конспект НОД
по познавательному развитию
в группе компенсирующей направленности с ТНР
Тема: «Путешествие по морским глубинам»
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Путешествие по морским глубинам»
Цель:
Развивать представление детей об обитателях подводного мира.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить и уточнить знания детей о растительном и животном мире рек, морей, океанов, используя метод наглядного моделирования и ТРИЗ.
2.Способствовать усвоению системы экологических знаний и овладению новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
3.Активизировать словарь детей.
4.Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе.
Развивающие:
1.Развивать способность через музыку, через рисунки выражать свои чувства.
2.Развивать мышление, логику, внимание, творческое воображение.
Воспитательные.
1.Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить ее красоту.
2.Повышать интерес к познанию.
Методы и приемы педагогической деятельности:
1.Словесные (беседа, вопросы, д/и «Хорошо-плохо», «Кто, где живет»).
2.Наглядные (демонстрация поведения дельфина, рассматривание знаков).
3.Практические (путешествие по карте-путеводителю, рисование изображений морских животных ладошкой).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
глобус; модели – круги синего и голубого цветов; модели обитателей морей и океана; д/и «Напоминающие знаки»; 2 фигурки дельфина (грустного и веселого); карта-путеводитель; сундучок с рисунками морских животных; тарелочки с гуашью разного цвета; набор влажных салфеток; кисточки; трафареты морских животных; запись с музыкой.
Предварительная работа:
1.Рассматривание: глобуса, иллюстраций с изображением морских животных.
2.Беседы по теме: « Обитатели морей и океанов».
3. Чтение стихов: А.Фет «Морская даль», М.Генин «Морю живется не сладко»; рассказов: В.Танасийчука « Отчего погибли киты».
Дети стоят в кругу на ковре.
Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
(Ответы детей).
Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то, каким он становится?
(Ответы детей).
Воспитатель: А почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное плавание по водным просторам на подводной лодке. Скажите, где можно плавать на подводной лодке?
(Ответы детей).
Воспитатель: А хорошо ли, что есть море?
(Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: А что плохо в море? Какие опасности нас подстерегают?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, море таит в себе много опасностей, но все равно по нему интересно путешествовать. Ну, как хотите отправиться в плавание?
Воспитатель: Тогда занимайте места в подводной лодке. Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, с кем можем встретиться в море и реке.
Я вам буду называть обитателей рек и морей, а вы мне покажите с помощью кругов, кто, где живет (круги синего цвета - обитатели морей, а голубого - рек).
Д/и «Кто, где живет»
Воспитатель: Все готовы к плаванию. Молодцы! Сели удобно, начинаем погружение.
Звучит музыка.
Воспитатель:
Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Вот мы с вами и достигли морских глубин. А как здесь необычно, красиво! Правда! Дети, я слышу какие-то звуки.
Звучат голоса-крики морских животных
Да это же дельфин. Посмотрите дети, какой он? (появляется модель дельфина).
Звучит тревожная музыка
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, срочное сообщение: « Внимание! Терпит аварию танкер с нефтью. Требуется помощь».
Ребята, как можно помочь обитателям моря?
(Ответы детей).
Воспитатель: А зачем её нужно собирать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мало знать, как помочь беде, но надо и соблюдать правила поведения в природе. Эти правила, мы знаем, давайте их вспомним.
Воспитатель показывает « Напоминающие знаки», а дети их называют.
- Нельзя бросать в море пакеты.
- Нельзя оставлять мусор на берегу реек, морей.
- Нельзя ловить редких рыб, животных.
- Нельзя убивать дельфинов, китов.
Воспитатель: Ребята, а вот и наш старый знакомый дельфин.
Звучит веселая музыка.
Он очень рад, что вы знаете, как помочь беде, которая произошла в море. Посмотрите, какой он стал.
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами проплыли немало милей под водой, давайте немного отдохнем. Я вам предлагаю пройти в кают – компанию, чтобы отдохнуть.
Ф/м « Дельфины»
Как в море нашем
Веселые дельфины пляшут,
(Дети идут по кругу)
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде
(Стоя в кругу, хлопают)
То сомкнуться, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
(Машут руками)
То закружатся кругами.
(Кружатся)
Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь в путь. Эх, кто-то проплыл, мимо нашей лодки, а мы не заметили. Кто же это мог быть? Наверное, морские обитатели. Ребята, а хотите поближе увидеть их?
Воспитатель: Предлагаю вам перейти в исследовательское отделение, где мы можем встретить морских жителей.
А поможет нам с вами наш путеводитель. А к кому вы попадете, узнаете, если правильно пройдете этот маршрут, пользуясь карточкой путеводителем.
Д/и «Найди обитателей моря»
Воспитатель: Вот мы и увидели их. Как разнообразен этот мир.
Внимание сообщение: «На поверхности воды замечен неопознанный предмет»
Дети, приготовьтесь, начинаем подниматься.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, опять наш знакомый дельфин. Посмотрите, что он нам принес, какой-то сундучок (чемоданчик). Да здесь фотографии, наверное, это морские обитатели прислали на память. Но, что это? Некоторые изображения размыты водой. Давайте восстановим их.
Большая медуза плывет по волнам,
Её из ладошки я сделаю сам,
Медузинки - крошки за мамой спешат
И всех обитателей море смешат
(Дети рисуют с помощью ладошек и кисточек морских обитателей)
Воспитатель: Какие замечательные рисунки у нас получились! Здесь и медузинки - крошки, красавцы крабы, золотые рыбки. Молодцы!
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Воспитатель заглядывает еще раз в сундучок)
Ой, ребята, да здесь еще и трафареты. Пусть они помогут нам запомнить жителей морей и океанов. При желании каждый из вас может их нарисовать.
Звучит музыка.
Наше путешествие закончилось. Вот мы и дома.
Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось путешествовать по морским глубинам? (Ответы детей).
-Вспомните, что мы с вами видели и как помогали дельфину? (Ответы детей).
-А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы»
Формирование речи ребенка с ОВЗ в семье...
методическая разработка по речевому развитию
В помощь воспитателю детского сада НОД по речевому развитию "Федора в гостях у ребят"...
Методическая разработка НОД Речевое развитие в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные»
Методическая разработкаНОД Речевое развитие в 1 младшей группе...
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.
Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...
Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.
Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...
Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...
Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»
Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...