ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Редкозубова Людмила Сергеевна
Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. 

Совершенствование коммуникативных умений дошкольников  посредством театрализованной деятельности

Одной из задач ФГОС является социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Свою работу  над совершенствованием коммуникативных умений  детей мы осуществляли по средством  театрализованной деятельности. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра -  является эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп.

Слайд 2

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,  фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»   В. Сухомлинский

Слайд 3

 Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры - драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Подготовка  детей к театрализованной  деятельности осуществлялась постепенно.

Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. После того, как дети ответили на вопросы, отметили характерные особенности персонажей,  предлагали  рассказать сказку с помощью предметов-заместителей (по величине, цвету, форме). Работая со сказкой «Лисичка со скалочкой»….

Слайд с заместителями

4-5 (Лисичка со скалочкой)

6-7-8 (С.Маршак «Перчатки»)

9-10 (Колобок)

Работая с детьми,  обратили  внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. В  детском саду были организованы просмотры  небольших кукольных спектаклей, сыгранные профессиональными артистами, где обращалось внимание на актерское мастерство героев спектакля. (слайд 11)

Мы использовали  имитационные  игры, в которых дети выполняли отдельные действия человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями),  имитировали  основные эмоции человека (радость, грусть, страх, злость, удивление и др.)

В играх-имитациях дети изображали образы хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке, старушка идет, весёлая внучка, ласковая кошечка и др.)

Для развития навыков действия с воображаемыми предметами проводились такие игры как « День рождения» Слайд 12

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фломастер и даже «живой» кот.

Для четкого произношения фраз мы использовали  речевые игры

«Забавные стихи»

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам.

Ход игры. Дети подбирают окончания  слова в рифму предложенным слогам.

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют,

Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

Для  развития способностей понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё нам помогают этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» . слайд 13

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё состояние (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У детей  в руках воображаемая коробка с конфетами.

Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.          

В нашей работе мы использовали этюды на воспроизведение черт характера.  Слайд 14-17

  1. «Старичок»

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

 

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!  

               

2. «Жадный пёс»   слайд 18-19-20

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

Слайд  21-22

 

Игры на развитие внимания и памяти помогают быстро и точно реагировать на звуковые сигналы,  выполнять внимательно движения по сигналу, развивают активное внимание и память.

  1. «Будь внимателен!»

Цель: стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

 Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Аист» - стоят на одной ноге, «Раки» - пятятся,  «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» 23

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети  делают следующие движения: приседают и  встают,  хлопают в ладоши,  приседают и встают и т. д.

3. «Слушай хлопки» 24

Цель: Развивать активное внимание.

 Ход:  Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Если ведущий хлопает два раза - принять позу аиста(стоять на одной ноге , руки в стороны) . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Для развити выразительности движений мы использовали Этюды на выразительность жестов.25

  1. «Тише»

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

  1. «Игра в снежки» 26

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

Слайд 27-32

В разыгрывании сказок использовали различные виды театра:

  • Настольный
  • Теневой
  • Би-ба-бо
  • Театр на фланелеграфе

Слайд 33

 В ходе проделанной работы  мы познакомили детей с театральными терминами, такими как:

Актер – человек, действующий  в спектакле, сказке

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявление о представлении.

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Парик – накладные волосы.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.

Театр – место для зрелищ.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Читая  сценарий предстоящего  театрализованного представления или  драматизации художественного произведения,  я представляла себе характер героев. Распределение ролей  среди своих воспитанников я осуществляла на основе  своих наблюдений:

  • как дети ведут себя в разных видах деятельности;
  • в игре, в различных ситуациях;
  • в соответствии с их личностными качествами;
  • творческими способностями;
  •  коммуникативными навыками;

 

Хочу отметить, что в постановке каждого художественного произведения: мини – сценки, этюда,  сказки, спектакля, историй и др. элементов драматизации  мы привлекали всех детей без исключения, давая возможность каждому ребёнку проявить свои творческие способности.    

Слайд 34-40

Как итог проделанной работы  согласно комплексно – тематического планирования  по теме «ОСЕНЬ» было  проведено праздничное представление

«Золотая Осень», где мы  продемонстрировали постановку сказки «Репка», совершенствуя  коммуникативные умения детей  по средством театрализованной деятельности.

 Родители отзывались об увиденном: « Что   та  атмосфера творчества и доверия  ребёнка к  сверстникам, к педагогам,   которые участвовали в подготовке  всего представления,  обеспечивает  их детям  возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.

ВЫВОД:

И в заключение хочу сказать, что возможности театрализованной деятельности очень широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 

Слайд 41

 

И как сказал  Б.М.Теплов

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”

Слайд 42  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...

Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...

Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности

Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....