ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности
Одной из задач ФГОС является социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Свою работу над совершенствованием коммуникативных умений детей мы осуществляли по средством театрализованной деятельности. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра - является эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп.
Слайд 2
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский
Слайд 3
Содержание театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры - драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.
Подготовка детей к театрализованной деятельности осуществлялась постепенно.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. После того, как дети ответили на вопросы, отметили характерные особенности персонажей, предлагали рассказать сказку с помощью предметов-заместителей (по величине, цвету, форме). Работая со сказкой «Лисичка со скалочкой»….
Слайд с заместителями
4-5 (Лисичка со скалочкой)
6-7-8 (С.Маршак «Перчатки»)
9-10 (Колобок)
Работая с детьми, обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. В детском саду были организованы просмотры небольших кукольных спектаклей, сыгранные профессиональными артистами, где обращалось внимание на актерское мастерство героев спектакля. (слайд 11)
Мы использовали имитационные игры, в которых дети выполняли отдельные действия человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями), имитировали основные эмоции человека (радость, грусть, страх, злость, удивление и др.)
В играх-имитациях дети изображали образы хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке, старушка идет, весёлая внучка, ласковая кошечка и др.)
Для развития навыков действия с воображаемыми предметами проводились такие игры как « День рождения» Слайд 12
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фломастер и даже «живой» кот.
Для четкого произношения фраз мы использовали речевые игры
«Забавные стихи»
Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам.
Ход игры. Дети подбирают окончания слова в рифму предложенным слогам.
Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют,
Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,
Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.
Для развития способностей понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё нам помогают этюды на выражение основных эмоций.
1. «Лисичка подслушивает» . слайд 13
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё состояние (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты»
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У детей в руках воображаемая коробка с конфетами.
Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
В нашей работе мы использовали этюды на воспроизведение черт характера. Слайд 14-17
- «Старичок»
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
2. «Жадный пёс» слайд 18-19-20
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
Слайд 21-22
Игры на развитие внимания и памяти помогают быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, выполнять внимательно движения по сигналу, развивают активное внимание и память.
- «Будь внимателен!»
Цель: стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Аист» - стоят на одной ноге, «Раки» - пятятся, «Птицы» - бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг» 23
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети делают следующие движения: приседают и встают, хлопают в ладоши, приседают и встают и т. д.
3. «Слушай хлопки» 24
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Если ведущий хлопает два раза - принять позу аиста(стоять на одной ноге , руки в стороны) . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Для развити выразительности движений мы использовали Этюды на выразительность жестов.25
- «Тише»
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
- «Игра в снежки» 26
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
Слайд 27-32
В разыгрывании сказок использовали различные виды театра:
- Настольный
- Теневой
- Би-ба-бо
- Театр на фланелеграфе
Слайд 33
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с театральными терминами, такими как:
Актер – человек, действующий в спектакле, сказке
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявление о представлении.
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Парик – накладные волосы.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.
Театр – место для зрелищ.
Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
Читая сценарий предстоящего театрализованного представления или драматизации художественного произведения, я представляла себе характер героев. Распределение ролей среди своих воспитанников я осуществляла на основе своих наблюдений:
- как дети ведут себя в разных видах деятельности;
- в игре, в различных ситуациях;
- в соответствии с их личностными качествами;
- творческими способностями;
- коммуникативными навыками;
Хочу отметить, что в постановке каждого художественного произведения: мини – сценки, этюда, сказки, спектакля, историй и др. элементов драматизации мы привлекали всех детей без исключения, давая возможность каждому ребёнку проявить свои творческие способности.
Слайд 34-40
Как итог проделанной работы согласно комплексно – тематического планирования по теме «ОСЕНЬ» было проведено праздничное представление
«Золотая Осень», где мы продемонстрировали постановку сказки «Репка», совершенствуя коммуникативные умения детей по средством театрализованной деятельности.
Родители отзывались об увиденном: « Что та атмосфера творчества и доверия ребёнка к сверстникам, к педагогам, которые участвовали в подготовке всего представления, обеспечивает их детям возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.
ВЫВОД:
И в заключение хочу сказать, что возможности театрализованной деятельности очень широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Слайд 41
И как сказал Б.М.Теплов
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
Слайд 42 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...
Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...
обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365513-1386753920.jpg)
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-854490-1479813655.jpg)
«Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Обобщение опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-615994-1427820543.jpg)
Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/24/picture-1277615-1716577861.jpg)
Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности
Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....