Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
рабочая программа на тему
Тема опыта:
«Развитие коммуникативных умений дошкольников
средствами театрализованной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ra_boty_attestatsiya.docx | 64.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщённый педагогический опыт работы
воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 17»
Гулыниной Ольги Владимировны
Тема опыта:
«Развитие коммуникативных умений дошкольников
средствами театрализованной деятельности»
Идея опыта: Показать, как, используя театрализованную деятельность, можно сформировать положительный опыт общения детей в группе сверстников.
Новомосковск 2017
Содержание информационно-педагогического модуля.
ИПМ №1. Сведения об авторе.
ИПМ №2. Условия формирования опыта.
ИПМ №3. Теоретическая база опыта.
ИПМ №4. Актуальность и перспективность опыта.
ИПМ №5. Новизна опыта.
ИПМ №6. Адресная направленность.
ИПМ №7. Трудоёмкость опыта.
ИПМ №8. Технология опыта.
ИПМ №9. Результативность опыта.
ИПМ №1. Сведения об авторе.
Фамилия | Гулынина |
Имя | Ольга |
Отчество | Владимировна |
Дата рождения | 26 марта 1973г. |
Образование | Высшее, «Ленинградский государственный |
Специальность | Психолог. Преподаватель психологии. |
Место работы | МБДОУ «Детский сад №17» |
Педагогический стаж | 26 лет |
Должность | Воспитатель |
Категория | Высшая |
ИПМ № 2. Условия формирования опыта.
Опыт моей работы сложился непосредственно в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №17», в котором я работаю на протяжении 26 лет в должности воспитателя, имею высшую квалификационную категорию.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я обнаружила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно - образовательному процессу в целом.
Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.
Театр радует детей, развлекает и развивает их .Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Все это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности, который позволяет использовать её в образовательном процессе.
Современный этап развития дошкольной педагогики характеризуется разнообразием и вариативностью программного обеспечения. Анализируя широко используемые в настоящее время в ДОУ комплексные образовательные программы «Детство», « Радуга», «Развитие», я увидела, что в них имеют место задачи социально-коммуникативного развития, но они зачастую не дифференцированы, сформулированы в общем виде, а сами программы не содержат полной информации о возможностях реализации этих задач.
А диапазон нравственных представлений о межличностном общении, предлагаемых программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , гораздо уже возможностей современных детей дошкольного возраста.
Альтернативой комплексным программам являются парциальные программы. Опыт моей работы начал складываться на основе парциальной программы «Дружные ребята». Она заявлена как программа воспитания гуманных чувств и отношений и реализует следующие направления работы по социально-коммуникативному развитию – общение педагога с ребёнком, формирование отзывчивого отношения к сверстникам, формирование гуманистической направленности поведения, формирование способов сотрудничества в условиях совместной деятельности.
Для того, чтобы получить более полную информацию по проблеме развития коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности, я изучила следующую литературу:
- Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.
- Дзюба П.П. Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки/ П.П. Дзюба.- Ростов н/Д: Феникс,2005.-224с.: ил.- (сердце отдаю детям)
- Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой-М: ТЦ Сфера, 2005.-64с- ( Программа развития).
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение)-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.
- Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001
- Мирясова В.И. Заячья капуста: сценарии музыкальных экологических сказок для детей 5-8 лет / В.И. Мирясова, Н.Ф. Скворцова.-М.: Издательство «ГНОМ иД».2005.-88с.
- Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу...-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160с.:ил.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.-160с.: ил.-(Театр и дети).
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила следующие задачи:
- Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение)
- Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
- Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться правильного произношения звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
- Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
(что должны знать и уметь дети)
1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.
2. Понимать эмоциональное состояние другого человека, соответственно на это реагировать.
3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой).
5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним.
Для реализации вышеобозначенных задач необходимо было создать определённые условия. Это, в первую очередь, разумная организация театрализованной деятельности детей, которая способствует использованию новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй, а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающая как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых. Совместную театрализованную деятельность детей должна обеспечивать предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, я учитывала:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Именно таким образом организованная театрализованная деятельность, может способствовать развитию коммуникативных умений дошкольников.
ИПМ № 3. Теоретическая база опыта.
Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.
У дошкольников отмечается недостаточное развитие социально- коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, что в дальнейшем может сказаться на социализации ребёнка, в межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, не смотря на то, что общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Дошкольный возраст - уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.
Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
По определению Л. Р. Мунировой, коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением. Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями)и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь («вербальные коммуникации») и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации». К ним относятся оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика, вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность, организация пространства и времени коммуникативного процесса, изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по общению).
М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Ренина, Р. С. Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали: на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Анализ детского творчества в работах Н. А. Ветлугиной, Л. А. Пеньковской, А. Е. Шибицкой, Л. С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. Детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.
С целью выявления понимания детьми особенностей литературных произведений использовалась методика Л.В. Таниной. Анализ результатов дало, что у детей еще нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя они называли много сказок (этот жанр оказался самым любимым). Рассказ является самым трудным для дошкольников жанром, дети не называют отличительные особенности рассказа, отмечая только его объем (он короче сказки).
Таким образом, мы пришли к выводу, что педагоги дошкольных учреждений должны как можно раньше начать работу с детьми по развитию их коммуникативных способностей. Для этого необходимо сделать среду наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни. Смысл и значение этой работы должны быть в том, чтобы эти навыки углубляли, расширяли и обогащали эмоциональную жизнь ребенка, позволяли ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.
ИПМ № 4.Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта работы заключается в том, что он имеет не только теоретическую, но и практическую направленность, которая поможет воспитателю реализовать задачи, направленные на развитие у ребёнка коммуникативных умений и социальных навыков, формирование самосознания и самооценки, расширение чувственного опыта.
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста.
Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.
Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».
Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности.
ИПМ № 5. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в создании условий для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.
Организация работы с детьми отличается от общепринятой следующими моментами:
- Работу с детьми я строю на данных уровня развития ребёнка, используя педагогическую диагностику.
- Создаю эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
- Обеспечиваю обратную связь при взаимодействии с ребёнком.
- Осознаю цели развития ребёнка для каждого педагогического действия или акта коммуникации с ребёнком.
ИПМ № 6. Адресная направленность.
Опыт адресован педагогам, обеспечивающим получение дошкольного образования, руководителям театрализованных студий, работающих с дошкольниками, также он может быть полезен студентам педагогических колледжей и вузов.
ИПМ №7. Трудоёмкость опыта.
Для того, чтобы грамотно подойти к организации работы по развитию коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности, педагогу следует самосовершенствоваться.
В связи с этим от педагога требуется:
- постоянное совершенствование профессионального мастерства;
- изучение педагогической и методической литературы по заявленной проблеме;
- умение создать оптимальные условия для социально-коммуникативного развития, сделав творческий режим оюычным рабочим состоянием.
ИПМ № 8. Технология опыта.
Театрализованной деятельностью с детьми дошкольного возраста я занимаюсь уже много лет. Вначале я изучила опыт работы педагогов по данной теме, которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность детей. Так же продумала формы работы для эффективного достижения поставленной цели. Я познакомилась с произведениями художественной литературы, рекомендованными для каждой возрастной группы и играми-драматизациями. Игра, как мы знаем, является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка, закладываются основы коллектива сверстников. В своей работе особое значение придаю играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводят образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радуются, волнуются, проявляют свои эмоции. Эмоции могут служить познанием мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. Таким образом, театрализованная деятельность, важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Первое знакомство детей с играми-драматизациями началось с младшего дошкольного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, би-ба-бо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. Привлечение детей к посильному участию в играх-драматизациях происходило на музыкальных занятиях. У детей появилось желание подпевать, вторить голосам, изображать какие-то движения в такт музыки. Я уделяла внимание самостоятельной художественной деятельности детей, учила разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогало подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же явилось хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.
Работая с детьми младшего возраста, я старалась увлечь детей в прекрасный мир сказки и народного фольклора. Малыши перевоплощались из ребят в волка, зайчишку, Котофея, лису Алису, храброго петушка, т.е. разнохарактерных персонажей любимых сказок. Мои малыши очень любили игры с пальчиками. Текст потешки очень простой и доступный для детского восприятия: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем – в лес ходил,
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
А с этим братцем – песни пел».
Для детей среднего дошкольного возраста отбирала небольшие произведения и знакомила с ними ребят. Например: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька», «Игрушки», «Помощница», «Вовка - добрая душа» (А. Барто); «Перчатки», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке» (С.Я. Маршак); «Варежка» (Е. Благинина), «Трезор», «Песенка друзей», «Котята» (С. Михалков), «Телефон», «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр» (К.И. Чуковский).
Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой» и др.
Все эти произведения содержат диалог. Подбирала произведения, в которых существовала конфликтная ситуация между действующими лицами, как в стихотворении С.Я. Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, аудиозаписи, видеофильмы по различным произведениям и презентации. При рассматривании иллюстраций уделяла внимание анализу эмоциональных состояний персонажей: «Что с ним? Почему он плачет?»
Сначала я читала произведение выразительно, затем проводила беседу. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» предлагала вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?» При ответах на вопросы следила за правильной речью детей, т.к. основным этапом работы над текстом является обучение детей средствами интонационной и речевой выразительности и дикции.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодий, темпа, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Большое значение в общении имеет то, каким голосом мы говорим. Были подобраны упражнения, задания в игровой форме, для формирования речевых навыков.
Интонационная выразительность: 1. Ребенку предлагалось по-очереди повторить слова, фразы, с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, со стыдом). 2. При чтении стихов А.Барто «Наша Таня», «Бычок», «Зайка», «Мой мишка» - дети интонируют каждое слово, выражая свои чувства. 3. Предлагала найти нужную интонацию в данной ситуации: успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить воспитателя за помощь. 4. При чтении пословиц и поговорок ребенок выделял голосом главные по смыслу слова.
Дикция:
1. Предлагалось ребенку произнести пословицы, поговорки, скороговорки, насыщенные гласными звуками. («Мал, да удал», «Два сапога пара», «Нашла коса на камень», «Знай, край, да не падай»).
2. Слитно и протяжно произнести несколько звуков на одном выдохе.
3. Произнести звуки «б», «п» (папа, бублик, крупа).
4. Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи. Для этого использовались скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. («Прохор и Пахом ехали верхом», «Галка села на палку, палка упала на галку»).
Для более успешного овладения театральным мастерством необходимо формировать двигательные сценические навыки:
- мимика и жесты, средствами которых можно передавать наиболее характерные черты персонажей;
- пластика персонажа (умение вести куклу на руке, без ширмы; темп; ритм движений, плавность и резкость);
- освоение техники действия с куклой за ширмой с учетом объема занимаемого персонажем сценического пространства;
- овладение техникой взаимодействия нескольких кукол за ширмой, с учетом речевых и пластических характеристик;
- проявление у детей творчества в создании образов.
Основу данной работы составляют специально организованные формы двигательной деятельности:
- элементы логоритмики (движения, которые сочетаются речевым сопровождением);
- пальчиковая гимнастика (игры и упражнения для пальцев рук);
- артикуляционная гимнастика (стимулирующая функция речедвигательного аппарата);
- дидактические игры на развитие сенсорики.
В своей работе применяла релаксацию, т.е. использовала особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, что позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Использовала в работе курс специальных занятий, этюдов, упражнений на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – психогимнастику.
Наиболее доступным для детей дошкольного возраста видом театрализованной деятельности является кукольный театр. Основным персонажем кукольного театра является кукла. Поэтому работа начиналась со знакомства с куклой. Я показала, как сделана, как можно управлять ею, т.е. процесс оживления персонажа. Затем с детьми обыгрывали небольшие диалоги персонажей. Показывала, как надо вести куклу на руке без ширмы, учитывая ритм, плавность, резкость движений.
Дети с большим удовольствием смотрели кукольные спектакли в исполнении воспитателя, а так же посещали кукольный театр.
О роле театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной деятельности детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. Поэтому работу по ознакомлению детей с театром я начинала с бесед, целью которых была – сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы я назвала «Здравствуй театр». В процессе бесед предлагала детям обсудить такие вопросы: « Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как, вы узнаете, где и когда происходит действие? Кто шьет для артистов костюмы? Как нужно вести себя в театре?
Эта работа призвана, обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Систематизировать знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея создать театральную студию. Студию решили назвать « Веселый балаганчик » Детям была показана презентация о бродячих артистах и постановках ими небольших спектаклей. Мною был разработан план работы студии на год, включавший в себя 5 разделов.
1 раздел - « Театральная игра ». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.
Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.
2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы. 4 раздел. « Основы театральной культуры».
5 раздел. « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях .
Основные правила раздела: перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять другим детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей?
2 этап деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод –и придумывают им название. Например: «отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др.
3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.
5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.
7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.
9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.
10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа преобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.
Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.
На первом этапе первоочередными задачами ставила умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.
На втором этапе перед дошкольниками ставила более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, старалась создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривала зажатых и скованных детей, не акцентировала внимание на промахах и ошибках.
Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.
1. Знакомство с инсценировкой. О чем она? Какие события в ней главные?
2. Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.
3. Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.
4. Анализ придуманных поступков
5. Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.
6. Подготовка театрального костюма.
7. Использование грима для создания образа.
8. Генеральная репетиция.
9. Спектакль.
На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительные минуты, когда зал притих, и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.
Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.
Предлагаю родителям в домашних условиях, а педагогам в группе, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов.
Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
года воспитанники владели необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. Активно проявляли свои индивидуальные способности в работе над спектаклем: подбор грима, костюмов, причёски, обсуждение декораций. Владели навыками кукловождения, могли применить их в свободной творческой деятельности. Дети проявляли эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владели знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
В подготовительной группе дети отличались от своих сверстников высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Они сами выдвигали идеи, план действий, организовывали партнёров. Дети правильно понимали эмоциональное состояние других, активно выражали готовность помочь. Проявляли активный познавательный интерес к миру, своему будущему положению школьника. Дети понимали главные идеи литературных произведений, могли пояснить свои высказывания; дать подробные словесные характеристики своих героев. Проявляли инициативу, согласованность действий с партнёром, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Дети владели навыками пластической выразительности и сценической речи. Проявляли устойчивый интерес к театральной деятельности; знали правила поведения в театре, называли различные виды театра, знали их различия, могли охарактеризовать театральные профессии. Умели оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
Диагностика развития коммуникативной культуры у детей проводилась по нескольким параметрам:
- Развитие навыков общения.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Статусное положение детей в группе детского сада.
- Самооценка.
- Развитие воображения.
- Развитие произвольности.
Результаты сводной педагогической диагностики говорят о том, что уровень развития межличностного общения определённо вырос по сравнению с первоначальным этапом.
Год | Месяц | Дети с высоким уровнем (%) | Дети со средним уровнем (%) | Дети с низким уровнем (%) |
2015 | v | 8% | 68% | 24% |
2016 | v | 20% | 70% | 10% |
2017 | v | 48% | 52% | 0% |
Приложение 1
ЖЕСТЫ
(средство выразительности)
Иди сюда. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
Уходи. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
Согласие. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
Просьба. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
Отказ. Руку вытянута вперед, с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута « от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
Плач. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
Ласка. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
Клич. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука»
Приветствие. Правая рука поднята вверх,маховые движения кистью из стороны в сторону.
Прощание. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
Приглашение. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
Благодарность. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
Негодование. Возмущение: «Да что это такое!».
Не знаю. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Приложение 2
СКОРОГОВОРКИ У четырех черепашек по четыре черепашонка. Милая Мила мылась мылом.
Ели-ели Лена ела, есть из лени не хотела.
Бобр добр для бобрят.
Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
У Кондрата куртка коротковата.
Улов у Паликарпа – три карася, три карпа.
Кот ловил мышей и крыс, кролик грыз капустный лист.
Мокрая погода размокропогодилась.
По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Наш Полкан попал в капкан.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
Слишком много ножек у сороконожек.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.
Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
Сыворотка из-под простокваши.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Сшила Саша Сашке шапку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе-трава, на траве-дрова.
Приложение 3
СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Авансцена- пространство сцены между зановесом и оркестром или зрительным залом.
Актер – деятельный, действующий ( акт-действо)
Амфитеатр – места, расположенные за партером.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявление о представлении.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения)
Грим – подкрашивание лица, искуство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителя.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена- сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Парик – накладные волосы.
Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подленные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Репертуар – постановки, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.
Театр – место для зрелищ.
Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...
Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...
обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"...
Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....
Обобщённый педагогический опыт педагога Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»
Обобщённый педагогический опыт педагогаТема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»Идея опыта: Формирование социально - к...