Конспект НОД "Добрые слова"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dobrye_slova.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
по теме «Добрые слова»
Программные задачи: Уточнить и расширить знания детей о вежливых словах и словах-приветствиях. Учить понимать моральный смысл действий и поступков, разрешать простейшие житейские проблемы. Развивать разговорную речь, речь-рассуждение, познавательный интерес к взаимоотношениям людей. Воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение сверстника, желание использовать обязательные формы вежливости в общении с людьми разного возраста и социального положения.
Материалы и оборудование: наборное полотно, схемы-модели для игры «Системный анализ»; аудио-кассеты со сказками «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» и другие; материал для игры «Кольца Луллия».
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас сделали?
- С кем поздоровались?
- Для чего люди здороваются?
- Всегда ли вы здороваетесь?
Ребенок читает стихотворение «Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром! » - я кричу.
«Добрый день! » - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер! » - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Воспитатель: Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о словах-приветствиях. Постараемся узнать что-то новое, уточнить свои знания. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его добро-желательным.
В словах-приветствиях заключено важное содержание: «Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе здоровья, мира, веселья и счастья».
Игра «Системный анализ» слова «Здравствуйте! »
Воспитатель: в прошлом, здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным! " «Свеженько тебе! » - здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» - говорили тем, кто ест. А вежливый человек должен был правильно ответить. В былинах выражение «Ай ты гой еси, Илья Муромец!». Раньше «Здравия тебе желаю!» мог произносить каждый, теперь так говорят только военные. «Мое почтение!», «Доброго здоровья! »
Что говорят в настоящем? (ответы детей):«Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый вечер! », «Привет! », «Салют! », "Приветик! », Приветствие "Здравствуйте! » универсально.
Что будут говорить в будущем? (Ответы детей)
Воспитатель: В прошлом люди пожимали друг другу руки (показывали, что в руке нет оружия – пришел с миром) ; приподнимали шапку;офицеры – звонко щелкали каблуками и опускали голову; дамы – реверанс, мужчины целовали дамам руку.
Что делают в настоящем? (ответы детей): Военные отдают честь. Рукопожатие одной или двумя (большое уважение) руками. Обнимают за плечи. Поцелуй в щечку.
А какие действия будут выполнять, здороваясь, в будущем? (ответы детей)
Воспитатель: Что общего во все времена?
Дети: Улыбка!
Воспитатель: Самое общее в приветствии – это вежливость, доброжелательность. По-этому ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательного участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.
(Стихотворение В. Солоухина читает ребенок)
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Воспитатель: Поздороваться так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире» - надо уметь. Как это сделать?
Дети: Улыбнуться!
Воспитатель: У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое, время суток, например, и особенно то, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и с охотником, возвращающимся с добычей, с гостем и с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально они должны были быть очень разнообразными.
Игра «Узнай героев сказки»
Воспитатель: Сейчас внимательно послушайте и постарайтесь угадать, кто с кем здоровается. (прослушиваются отрывки из сказок в грамзаписи). Вопросы: - Кто? – Как узнали? - Почему они сказали друг другу «Привет! »? (только близкие друзья пользуются этим приветствием) .
Коллективная подвижная игра
Дети встают в круг. Ведущий – вне круга, ходит, задевая рукой каждого, называя договоренное слово, затем – совсем другое слово (Например: воробей, воробей, воробей… сорока). тот, на кого указал ведущий с последним словом – оббегает круг, то же и ведущий. Когда они встретятся – должны взяться за руки, присесть, улыбнуться и четко по-приветствовать друг друга и только после этого бежать к освободившемуся месту. Тот, кто прибежал первым – становится ведущим.
Игра «Кольца Луллия»
Дети свободно выбирают любую картинку на двух кольцах и высказывают предположение: как поздороваются данные герои. Задача: уточнить кто здоровается первым, кто первый подает руку для пожатия, какие слова приветствия более всего подходят в данной ситуации, при приветствии называть человека по имени.
Разыгрывание сценок
1. Выбирается мальчик Сережа и два мальчика-хоккеиста. Однажды вышел Сережа на улицу, а там мальчики играют в хоккей. Подошел Сережа к ребятам и сказал: «Привет, мальчики! Можно мне с вами? ».
- Выбирается мама Оли и девочка Таня. Дается ситуация для разыгрывания: Таня должна сходить к Оле домой и пригласить ее к себе в гости. Дверь открывает мама Оли. (Если будет ошибка – проиграть еще раз и обсудить с детьми) .
Вопрсы для закрепления материала:
- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?
- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?
- Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься? (сосед, воспитатель сосед-ней группы, продавец в магазине)
- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?
- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?
- Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?
- Ты зашел в группу, где уже много детей.
Итог занятия:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? С каким чувством мы заканчиваем нашу беседу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...
Конспект занятия "Слова действия. Предложение"
Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
конспект "Мама-слово дорогое"
Сценарий праздника, посвящённый "Дню матери", где дети исполняли песни, читали стихи,активно участвовали в конкурсах и викторинах....
План конспект НОД "Слова с определенным звуком"
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»...
Конспект НОД "Слово".
Конспект занятия по обучению грамоте "Слово"....
Конспект НОД "Слова-действия"
Конспект занятия по обучению грамоте "Слова-действия"....