Программа кружка "От слова к звуку"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка.
II. Цель, задачи.
III. Учебно-тематический план.
IV. Содержание программы
V.Годовой календарный учебный график
VI.Организационно - педагогические условия реализации программы
VII. Планируемые результаты
VIII. Оценочные и методические материалы
- Формы контроля
- Критерии отслеживания усвоения программы
- Условия реализации программы
- Литература
- Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности( В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных ( С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звукобуквенного анализа.
Программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" (Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л.В. Ворошнина)
- Цель. Задачи.
Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Учебно-тематический план
Тематическое планирование бесплатной образовательной услуги
кружка «От слова к звуку» для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Основное содержание |
сентябрь | 1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
2." Знакомство с многообразием слов, моделированием". | Игровое упражнение " Назови правильно" Игровое упражнение "Кто внимательный" Физкультминутка. Игра " Встреча друзей" Игра "Загадки-обманки" | |
3.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие). | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки - отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей". Игра "Какие бывают слова". Рисование " Иголки" | |
4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". | |
октябрь | 5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | Игровое упражнение "Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игра " Раздели правильно". |
6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Игровое упражнение "Раздели правильно" Игровое упражнение "Загадки и отгадки" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игровое упражнение "Кто кого". | |
7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках | Игровое упражнение"Соедини правильно" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" | |
8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, Заучивание стихотворения Я. Козловского. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Скажи правильно" Физкультминутка "Зарядка" Заучивание стихотворения Я. Козловского | |
ноябрь | 9.Звуки "С-СЬ" (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | Игровое упражнение "песенка насоса" Игра " Подскажи словечко" Физическая культура "Пальчики". Рисование "Раскрась листья" |
10.Звуки "З-Зь " (песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика | Игровое упражнение "Поймай комара" Игра " Загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть" Заучивание стихотворения Б. Заходера. Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник". | |
11." Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках | Игровое упражнение "Помоги животным найти домик" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть". Игра " Кто внимательный" | |
12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цыпа" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". | |
декабрь | 13.Звук "Ш"( песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
14. Звук "Ж"( песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" | |
15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" " Повторяем стихи" | |
16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток. | Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра с мячом " Назови скорее" Рисование " Дорисуй щетки" Заучивание стихотворения. | |
январь | 17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов | Игра " Загадки и отгадки" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка" часы" Игровое упражнение "Помоги девочке" |
18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. | Разучивание потешки. Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра " Черепахи" Игра "Кто внимательный". | |
19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской. | Игровое упражнение "Как поет мотор" Игра "загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра "Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения | |
20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения | |
февраль | 21. Звуки "М МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
22. Звуки "Б-БЬ". Моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. | Игровые упражнения "Подскажи словечко" "Раздели правильно" Игра " Соедини правильно" Физкультминутка. Игра " Буратино" Заучивание стихотворения. | |
23. Звуки "К-КЬ", закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса. | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутка, Игра "Пальчики" Игра " Найди и раскрась" Заучивание стихотворения. | |
24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах | Игра " Подскажи словечко" Упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра"Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
март | 25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках | Игровое упражнение " Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка. Игра "пальчики" Игра "Скворечник" |
26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра " скворечник" Заучивание стихотворение. | |
27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой. | Игра" Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Раскрась правильно" Физкультминутка. Игра "Птички" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика ,заучивание стихотворения В. Берестова. | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Часы" Рисование "Тучи и зонтик" Заучивание стихотворения. | |
май | 29. Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ", моделирование, рисование домика, повторение стихотворений. | Игровое упражнение " Обведи правильно" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка Рисование "домик" Повторяем стихи. |
30. Закрепление пройденного материала( звуки "З-ЗЬ", "ж", "С-СЬ" ) | Игра "Загадки-обманки" Игра "Карусель" Физкультминутка "Пальчики" Игра "Кто в каком домике живет". | |
31" Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш", моделирование. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка Игра "Загадки и отгадки" | |
32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ","Б-БЬ". | Игра "Необычный цветок" Игра "Раскрась и обведи правильно" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "Березка" Повторяем стихи. | |
33.Закрепление пройденного материала. | Игра " Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Необычный цветок" Физкультминутка Отгадывание загадок. Игровое упражнение "Раздели правильно" |
VI.Содержание программы бесплатной образовательной услуги кружка «От слова к звуку»
Раздел I. Развитие фонематического слуха
Знакомство с терминами «слово» и «звук». Формировать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника
Раздел II. Звуковая культура речи
Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Раздел III. Работа над словарем
Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова – антонимы.
Раздел IV. Развитие мелкой моторики
Упражнения для рук, ног, туловища. Упражнения для пальцев и кистей рук.
Раздел V. Развитие графических навыков
Рисование горизонтальных и горизонтальных линии, округлых линии, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.
V.Годовой календарный учебный график
№ п/п | Содержание | Наименование возрастных групп | |
Средняя группа | |||
1. | Количество возрастных групп | 1 | |
2. | Начало занятий, дни недели, время проведения занятий | с 01.09.2015 | |
Среда 15.00-15.20 | |||
3. | Окончание занятий | 31.05.2016 | |
Каникулярное время | |||
4. | Новогодние каникулы | с 01.01.2016 по 11.01.2016 | |
5. | Летние каникулы | с 01.06.2015-31.08. | |
6. | Продолжительность учебной нагрузки | 1 занятие в неделю по 20 минут | |
7. | Количество занятий в месяц | 4 |
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:
Принципы создания программы
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- адаптивность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность материала;
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности;
5. Дифференциация;
- учет возрастных особенностей.
В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.
Структура занятий
Занятия носят комплексный характер и разделены на два этапа обучения, которые направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка.
На 1этапе обучения - развитие звуковой культуры речи у детей, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Раз-словечко, два - словечко».
На 2 этапе обучения - развитие фонематического слуха, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку».
Усвоению материала способствуют: игровые упражнения, физкультминутки, весёлые рисунки, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, нахождение различий в двух похожих рисунках и т.д.
Условия реализации программы
Последовательность.
Систематичность.
Форма занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю, в подгрупповой форме (8-10 человек) во второй половине дня. Среда 15.00-15.20.
Место проведения: изостудия.
Количество детей в подгруппе: 10 человек.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Сюжетные картинки, иллюстрации для рассматривания;
- Пространственно-предметная среда;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Экран, доска;
- Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет);
- Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет).
VII. Планируемые результаты.
Итогами 1 этапа обучения (звуковая культура речи) является:
- накапливание, уточнение и совершенствование словаря;
- точное употребление нужных по смыслу слов;
-выработка правильного произношения гласных а,о,у,ы,э,и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;
- развитие артикуляционного аппарата;
- умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;
- расширять знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;
-выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.
Итогами 2 этапа обучения (развитие фонематического слуха) является:
- продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;
- обращать внимание на длительность звучания слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;
- изолированно произносить первый звук в слове;
- познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы;
- во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Промежуточные результаты:
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.
VIII. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
- Наблюдение
- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников
- Методики: «Покажи картинку», «Назови, что покажу», «Будь внимательным», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Покажи картинку», «Эхо».
- Диагностика
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «От слова к звуку» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
- Высокий уровень - задание выполнено правильно «+»;
- Средний уровень - задание выполнено частично «×»;
- Низкий уровень - задание не выполнено «-».
Диагностические карты
Обследование словаря
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Последовательность картинок | Главная тема | Рассказ ребенка |
Обследование звукопроизношения детей
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | [с] | [с,] | [з] | [з,] | [ц] | [ш] | [ж] | [щ] | [ч] | [р] | [р,] | [л] | [л,] | [й] |
Обследование связной речи
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Последовательность картинок | Главная тема | Рассказ ребенка |
Условия реализации программы
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации программы: года
Продолжительность учебной нагрузки: 1 занятия в неделю
Количество занятий в месяц: 4 занятий
Общее количество занятий: 36 занятия
Форма организации занятий: подгрупповая
Место проведения занятий: изостудия
Литература
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
- Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
- Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
- Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа кружка по познавательно-речевому развитию "От слова к звуку" (средняя группа)
программа по познавательно-речевому развитию...
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку"...
Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова
Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...
Парциальная программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «Слова, слоги, звуки, буквы». Н.П. Забодаева
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5-7 лет. С...
Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.
Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...
Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ
Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....
программа "От слова к звуку"
В помощь воспитателем для подготовки детей к школе....